Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрическая матрица выбора




№ п/ п   Кого выбирают
Кто выбирает                              
  Антипова r     3                 1 2  
  Булатова   r                          
  Васильев     r   2   3         1      
  Демьянова 3     r                 1 2  
  Иванов     1   r   3                
  Козлов           r 2                
  Леонтьев     1   2 3 r                
  Новикова               r              
  Орлов                 r            
  Овсеенко                   r          
  Петров                     r        
  Родионов     1                 r      
  Семенов 3     2                 r 1  
  Трофимова 2     3                 1 r  
  Уварова                             r
Количество полу-ченных выборов                              
Количество Взаимных выборов                              

 

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис 2). Она представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками (в нашем случае – прямоугольниками), девочек – кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий - «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.

 

 
 

 


Рис. II.1 Социограмма

Число выборов, полученных каждым учеником, характеризует его положение в системе личных отношений, т.е. определяет его социометрический статус (St). Для его измерения достаточно вычислить коэффициент

S R где S R - сумма выборов, полученных учеником,

St = --------, а N - количество членов группы,

N - 1 участвовавших в эксперименте

 

Эксперимент может протекать и в форме «выбора в действии». В такой форме изучение межличностных отношений можно проводить даже в группе дошкольников. В данном случае исследование начинается со вступительной беседы студента (учителя) с классом. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие - соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку. (Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант «Поздравь товарища»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки). Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, кто получит больше всего картинок. Но держи выборы в тайне». После того, как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.