Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практический материал для семинарского занятия. Вопросы для обсуждения




Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из функций общения.

2. Назовите цель и специфические черты каждого вида общения.

3. От чего зависит статус личности в группе и можно ли его целенаправленно изменить?

4. Что следует понимать под психологическим климатом в коллективе и от чего он прежде всего зависит?

5. Психолог А.В. Петровский утверждает, что «социально-психологический облик группы первичен, черты её лидера вторичны». Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?

6. Возможно ли бесконфликтное общение?

 

 

Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных.

 

1. Социальные роли связаны со следующими факторами:

а) социальным положением человека;

б) поведе­нием, которого ждут от человека члены группы;

в) статусом человека в группе;

г) фактическим поведением человека;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

2. Интерес к другому человеку можно выразить следующими невербальными средствами:

а) поме­щенными на бедра руками;

б) пронзительным голосом;

в) пристальным взглядом, устремленным на собеседника;

г) слегка дотрагиваясь до него руками;

д) вторгаясь в его личное расстояние;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. Склонность объяснять все поведением человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:

а) первичности;

б) новизны;

в) плацебо;

г) пигмалиона;

д) стереотипа;

е) бумеранга;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

 

4. Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:

а) представляют собой обобщение нашего личного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относитель­но которой они выработаны;

в) всегда являются предубеждением;

г) явля­ются результатом родительского внушения;

д) с трудом меняются после подросткового возраста;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

Задание №2. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

 

1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в обще­нии с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал кури­цу, поселившуюся в его клетке.

2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение 18 месяцев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.

3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от друга, как это может показаться по их поведению. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других …

 

Задание №3. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют меж­личностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкуль­турных и индивидуальных различий.

 

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американ­цев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чув­ствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «приста­ет к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуаль­ном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

 

Задание №4. Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности.

 

1. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций.

2. В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль доб­ровольно.

3. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.

4. Достижение человеком власти чаще всего зависит от обстоятельств или даже от случая, а не от его внутренних качеств.

5. Эффект ореола состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и дру­гие качества, гармонирующие с этим качеством.

6. Мы склонны чаще объяснять поведение другого человека внешни­ми причинами, а не внутренними.

7. Стереотип — это сравнительно объективное представление о группе людей, с которой у нас были ограниченные контакты.

8. Установки «выкристаллизовываются» в период от 12 до 20 лет, и впоследствии изменить их очень трудно.

9. В случае когнитивного диссонанса мы всячески стараемся обосновать сделанный нами выбор.

10. Авторитетная личность менее подвержена предрассудкам, чем прочие люди.

 

Задание №5. Выберите правильный ответ из предлагаемых вариантов.

 

1. Механизм социального восприятия членами группы друг друга – это:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) каузальная атрибуция;

в) идентификация;

г)«внутригрупповой фаворитизм»;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

2. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другим называется:

а) идентификация;

б) стереотипизация;

в) конформизм;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

3. Процесс приписывания причин, объясняющих поведение другого человека, — это:

а) физиогномическая редукция;

б) каузальная атрибуция;

в) социальная перцепция;

г) групповая идентификация;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

4. Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему — это:

а) каузальная атрибуция;

б) рефлексия;

в) фрустрация;

г) эмпатия;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.