Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практический материал для семинарского занятия. Вопросы для обсуждения




Вопросы для обсуждения

 

1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?

2. Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного?

3. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны?

4. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий. Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы.

· Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении этого раздела?

· С чего надо начинать работу по формированию у них понятий?

· Как организовать работу по выделению их существенных признаков?

· Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий?

· Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?

 

Задание №1. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

 

1. Образец: восприятие ─ чувственный образ.

Понятие:... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).

 

2. Образец: ощущение ─ живое созерцание.

Понятие:... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).

 

3. Образец: представление ─ активное отражение.

Мышление ─ (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).

 

Задание №2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

 

1. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам это:

а) абстрагирование;

б) синтез;

в) сравнение;

г) обобщение.

 

2. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей, - это:

а) быстрота мышления;

б) глубина мышления;

в) критичность мышления;

г) широта мышления.

 

3. Мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами, называется:

а) сравнением;

б) абстрагированием;

в) анализом;

г) обобщением.

 

4. Что из перечисленного не является формой мышления?

а) суждение;

б) обобщение;

в) умозаключение;

г) понятие.

 

5. С развитием понятий идет и становление…

а) анализа;

б) синтеза;

в) суждения;

г) обобщения.

 

6. Представления о себе и уровне интеллекта:

а) связаны, влияют друг на друга;

б) уровень интеллекта определяет образ себя, Я-концепцию;

в) представление о себе влияет на уровень достижений в мыслительных задачах;

г) все ответы верны.

 

7. Индивидуальными особенностями мыслительной деятельности

являются (выберите правильные ответы):

а) широта;

б) абстрагирование;

в) гибкость;

г) дедукция;

д) критичность.

 

Задание №3. Дополните высказывание.

 

1. Мгновенное осознание решения некоторой проблемы ─ …

 

2. Мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-

синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому ─ …

 

3. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями;

утверждение или отрицание чего-либо ─ …

 

4.Умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного

сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий называется …

 

5. Умение человека объективно оценивать других и себя ─ …

 

6. Умение проникать в сущность сложных вопросов ─ …

 

Задание №4. Установите соответствие между типом обучения и формирующимся в ходе него видом мышления.

 

1. Описательно-объяснительное обучение.

2. Алгоритмическое обучение.

3. Проблемно-поисковое обучение.

 

а) продуктивное мышление;

б) репродуктивно-стандартное мышление;

в) репродуктивно-вариативное мышление.

 

Задание №5. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

 

1. Мышление — процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление — это процесс переработки информации.

6. Мысль — это биотоки мозга.

 

Задание №6. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:

 

Алиса спрашивает Чеширского кота:

— А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

— Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

— Допустим, — согласилась Алиса.

— Дальше, — сказал кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.