КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практический материал для семинарского занятия. Вопросы для обсуждения
Вопросы для обсуждения
1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? 2. Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного? 3. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? 4. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий. Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы. · Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении этого раздела? · С чего надо начинать работу по формированию у них понятий? · Как организовать работу по выделению их существенных признаков? · Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий? · Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?
Задание №1. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
1. Образец: восприятие ─ чувственный образ. Понятие:... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).
2. Образец: ощущение ─ живое созерцание. Понятие:... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
3. Образец: представление ─ активное отражение. Мышление ─ (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).
Задание №2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам это: а) абстрагирование; б) синтез; в) сравнение; г) обобщение.
2. Особенность мышления, проявляющаяся в возможности привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей, - это: а) быстрота мышления; б) глубина мышления; в) критичность мышления; г) широта мышления.
3. Мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами, называется: а) сравнением; б) абстрагированием; в) анализом; г) обобщением.
4. Что из перечисленного не является формой мышления? а) суждение; б) обобщение; в) умозаключение; г) понятие.
5. С развитием понятий идет и становление… а) анализа; б) синтеза; в) суждения; г) обобщения.
6. Представления о себе и уровне интеллекта: а) связаны, влияют друг на друга; б) уровень интеллекта определяет образ себя, Я-концепцию; в) представление о себе влияет на уровень достижений в мыслительных задачах; г) все ответы верны.
7. Индивидуальными особенностями мыслительной деятельности являются (выберите правильные ответы): а) широта; б) абстрагирование; в) гибкость; г) дедукция; д) критичность.
Задание №3. Дополните высказывание.
1. Мгновенное осознание решения некоторой проблемы ─ …
2. Мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико- синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому ─ …
3. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо ─ …
4.Умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий называется …
5. Умение человека объективно оценивать других и себя ─ …
6. Умение проникать в сущность сложных вопросов ─ …
Задание №4. Установите соответствие между типом обучения и формирующимся в ходе него видом мышления.
1. Описательно-объяснительное обучение. 2. Алгоритмическое обучение. 3. Проблемно-поисковое обучение.
а) продуктивное мышление; б) репродуктивно-стандартное мышление; в) репродуктивно-вариативное мышление.
Задание №5. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.
1. Мышление — процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта. 2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании. 3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия. 5. Мышление — это процесс переработки информации. 6. Мысль — это биотоки мозга.
Задание №6. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:
Алиса спрашивает Чеширского кота: — А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? — Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? — Допустим, — согласилась Алиса. — Дальше, — сказал кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме. Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |