КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические методы и их реализация
Вусловиях рыночной модели хозяйствования экономические методы занимают ведущее место в системе методов управления современной организацией. Экономические методы представляют собой совокупность средств воздействия на материальные интересы и создания экономической мотивации объекта управления. Они реализуются в форме оплаты труда, вознаграждения, доходов, прибыли, цен, кредитов, налогов либо вычетов, штрафов, пени и др. Экономические подходы к управлению начали внедряться в начале ХХ в. благодаря усилиям основоположника научного менеджмента Ф. Тейлора, который уделял большое внимание проблемам повышения эффективности труда работников. Сущность экономических подходов выражается в том, что они предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и получение материального вознаграждения за результаты работы. Эффективность и «привлекательность» данной группы методов в современных условиях очень высока, что обусловлено в целом невысоким жизненным уровнем населения. В настоящее время перечень экономических методов весьма широк. На их основе удается объединить в единую систему государственное регулирование, экономические интересы предприятий и материальную заинтересованность работников. Экономические методы реализуются на трех уровнях управления: • макроуровень — государство, экономика в целом; • мезоуровень — система, предприятие; • микроуровень — коллектив, группа, индивидуум. Структура методов этой группы представлена на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Экономические методы управления Экономические методы на макроуровне представляют собой приемы государственного регулирования и включают: — государственное прогнозирование; — национальное программирование; — государственные заказы; — финансово-кредитную, инвестиционную, налоговую, ценовую политику; — протекционизм и др. На основе макроэкономических приемов управления государство определяет хозяйствующим субъектам «правила игры» на экономическом поле страны. Суть государственного регулирования — в выборе приоритетов и ориентиров экономического развития при максимальном учете интересов всех членов общества. Государственное регулирование рыночной экономики обусловливает уровень развития производства, научно-технического прогресса, социальную защиту граждан, развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и других важнейших сфер жизнедеятельности общества. Экономические методы на мезоуровне выступают как приемы управления конкретной организацией (системой, отраслью, регионом). Они направлены на развитие объекта управления, поддержание и улучшение основных параметров его функционирования и повышение конкурентоспособности. Они включают: — внутрифирменное планирование; — коммерческий расчет; — бюджетирование; — распределение прибыли; — ценообразование; — анализ хозяйственной деятельности и др. Результатом внутрифирменного планирования является бизнес-план — документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться хозяйствующий субъект, и определяются основные способы решения этих проблем. В зависимости от характера и условий хозяйствования состав и структура бизнес-плана могут различаться, но его содержательная сторона должна отражать следующие разделы: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план закупки и реализации, организационный и финансовый планы. Экономические методы на микроуровне представляют собой приемы оказания стимулирующего воздействия на персонал предприятия, группу лиц или конкретного работника в целях мотивации трудовой деятельности. Они включают: — выплату заработной платы, премий; — установление доплат, надбавок, льгот; — участие в прибылях, бонусы, опционы; — вычеты, штрафы и др. Экономические методы могут выражаться в прямой и косвенной форме. К прямой относятся те, где денежная основа проявляется открыто (цены, кредиты, премии). Косвенные методы имеют внестоимостную форму, в них денежная составляющая выражена завуалированно (оплата питания, обучения, жилищно-коммунальных, транспортных расходов, связи и др.). Современные компании объединяют предоставляемые привилегии в общую систему поощрения и вводят «системы кафетерия», предоставляя работникам возможность выбора наиболее предпочтительных форм стимулирования. В ряде случаев, особенно в российской практике, воздействие на трудовую активность персонала оказывается более эффективным на основе не поощрения, а наказания (применения штрафов, вычетов, неустоек). Действенность системы экономического стимулирования персонала зависит от соблюдения следующих требований: • показатели оценки труда должны быть конкретными, четко • система стимулирования должна быть ясной, гласной, объектной; • выполнение каждого показателя должно легко учитываться и контролироваться; • воздействие должно применяться к тем лицам, которые имеют непосредственное отношение к результатам работы; • размер и порядок применения системы стимулирования должны быть увязаны с результатами работы предприятия. В целом материальное стимулирование персонала эффективно при условии, что вознаграждения не носят гарантированный характер, подбираются индивидуально с учетом потребностей конкретного работника. По мере развития рыночных отношений роль и значение экономических методов управления усиливаются. Активное использование этих методов позволяет укрепить финансовое положение организации, повысить ее конкурентоспособность, добиться благополучия коллектива и каждого работника. Однако повышение роли экономических методов в системе управления осложняется такими факторами, как кризисные, инфляционные явления в экономике,нестабильность экономического положения, колебания валютного курса и др. Поэтому практика современного менеджмента предполагает использование экономических методов в единстве и взаимосвязи с организационно-распорядительными и социально-психологическими приемами управления, поскольку только их комплексное применение способствует оптимальному достижению целей организации.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |