КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационная функция
Достижение целей организации и практическая реализация разработанных планов непосредственно зависят от трудовой активности персонала. Для создания заинтересованности в результатах труда и активизации деятельности работников предназначена функция мотивации. Мотивация — это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к трудовой деятельности для достижения личных целей и целей организации. Значимость данной функции раскрывается в высказывании Л. Якокки (Chrysler): «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть — в мотивации людей». Осуществление мотивационной функции предполагает: • изучение потребностей персонала и ожидаемого вознаграждения; • предоставление адекватного вознаграждения за достигнутые результаты; • выявление причин неудовлетворенности и разработка способов их устранения. Мотивация — это та туго скрученная пружина, которая формирует активность человека с определенной силой в заданном направлении. В основе мотивации лежат мотивы (от франц. тоtif— причина) — побудительные причины, определяющие выбор действий и поступков личности. Деятельность человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой различные мотивы находятся в определенном соотношении друг с другом, образуя мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается множеством факторов: статус, уровень образования, благосостояние, квалификация, ценностные ориентации и др. Обладая определенной стабильностью, мотивационная структура может меняться, например в процессе социализации. Осуществление функции мотивации связано со стимулированием -персонала. Стимул (от лат. stimulus — заостренная палка, шест*которой в Риме погоняли животных) представляет собой внешнее воздействие на личность, способствующее формированию мотивов. Стимулирование означает процесс применения системы стимулов и возникновения мотивов, побуждающих работника к достижению личных или групповых целей. Мотивацию следует отличать от стимулирования, которое создается не за счет внутреннего побуждения к труду (потребность в реализации личностного потенциала), а посредством внешнего воздействия на поведение работника (премии, надбавки, льготы и др.). Мотивация определяет стремление индивида к удовлетворению значимых для него потребностей в процессе трудовой деятельности. Потребность — это осознанная необходимость, недостаток чего-либо, ощущаемый- физиологически или психологически и формирующий побуждение к конкретным действиям по его удовлетворению. Многообразие подходов к классификации потребностей (по типу направленности, по характеру предмета, по характеру происхождения, по предметной направленности, по типу направленности потребностей, по типам объектом) разработано 3. Фрейдом, А. Маслоу, Ф. Герцбергом, А Н. Леонтьевым, А.Г. Здравомысловым и др. Традиционным является выделение следующих видов потребностей: — первичные — являются физиологическими, как правило, врожденными и примерно одинаковыми у разных людей (потребности в воде, пище, жилище, сне, отдыхе и др.); — вторичные — являются психологическими, в большей степени приобретенными и индивидуализированными у разных людей. Ощущение потребности создает побуждение к конкретным действиям, способствующим ее удовлетворению. Вознаграждение — то, что человек считает ценным для себя и воспринимает как компенсацию затрат труда. Вознаграждение может быть двух видов: — внутреннее — формируется внутриличностно (гордость, удовлетворенность); — внешнее — предоставляется извне, (премия, благодарность). Соответственно различают материальное (экономическое) и моральное стимулирование. Мотивацию следует рассматривать как сложный процесс, который зависит от многих факторов. Мотивационный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, включающих: 1) ощущение потребности; 2)побуждение (мотив) к ее удовлетворению; 3)выработка цели, связанной с удовлетворением потребности; 4)совершение действий по достижению цели; 5)получение вознаграждения и его оценка индивидом, в зависимости от которой складывается результат мотивационного процесса (удовлетворение потребности, частичное удовлетворение или его отсутствие). Сущность процесса мотивации отражена на рис. 7.4. В итоге формируется закон результата — стремление индивидуума повторять тот способ деятельности, который приводил к удовлетворению потребности и, наоборот, избегать тех действий, в результате которых потребность осталась неудовлетворенной. Соответственно, в зависимости от степени удовлетворения потребности происходит усиление, сохранение или ослабление мотивации трудовой деятельности работника.
Рис. 7.4. Мотивационный процесс
Менеджеру следует формировать такие ситуации, которые рассматриваются работниками как возможность удовлетворить значимые потребности. Различают два основных вида теорий мотивации: 1) содержательные (1940— 1950-е гг.) объясняют мотивацию работника стремлением к удовлетворению значимых для него потребностей. Они включают теории мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга и др. 2) процессные (1960—1970-е гг.) объясняют мотивацию работника не только потребностями, но и восприятием возможностей их удовлетворения с учетом осознания и оценки ситуации. Они содержат теории В. Врума, Д. МакГрегора, Дж. Адамса, Л. Портера и Э. Лоулера и др. Иерархия потребностей А. Маслоу — наиболее популярная среди содержательных теорий мотивации. Она представляет все потребности в виде пятиуровневой пирамиды (рис. 7.5). 1) физиологические потребности в пище, воде, одежде, сне идр.; 2)потребности в безопасности и защищенности — уверенность в защите от угрожающих внешних воздействий; 3)социальные потребности — принадлежность и взаимодействие; потребности в уважении — признание и поддержка;
Рис. 7.5. Иерархия потребностей А. Маслоу 5) потребности в самовыражении - реализация внутреннего потенциала самоутверждение, личностный рост. Первые две группы потребностей являются первичными, последующие — вторичными. Сущность теории состоит в следующем: § все потребности находятся в строгой иерархической соподчиненности; § каждая последующая ступень пирамиды приобретает мотивирующую силу только после того, как удовлетворена предыдущая; § менеджер должен определить потребность работника и мотивировать его к эффективной работе, удовлетворяя эту потребность. Пирамида потребностей А. Маслоу имеет определенное практическое значение, но не свободна от недостатков (детерминированность перехода потребностей по уровням пирамиды, игнорирование индивидуальных особенностей работников и др.). Теория ожиданий В. Врума выделяется среди процессных теории мотивации лежит понятие ожидание - оценка вероятности определенного события. Согласно данной теории, процесс мотивации основан на взаимосвязи трех экспектаций (ожидании) (рис.7.6), § затраты труда приведут к достижению результата: З®Р; § результат приведет к получению вознаграждения: Р® З; § вознаграждение окажется ценным: валентность V (удовлетворенность вознаграждением). В зависимости от результата этого процесса мотивация усиливается или ослабевает. Степень мотивации труда может быть рассчитана по формуле: М = (3 ®Р) • (Р ® В) • V.(7.1) Сущность теории заключается в следующем: — наличие активной потребности не является единственным условием мотивации работника на достижение цели;
- человек ожидает, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению потребности; - для эффективной мотивации руководитель должен установить соответствующее соотношение между достигаемыми результатами и предлагаемым вознаграждением. Теория ожиданий может быть применена в практическом менеджменте, но с учетом некоторых слабых сторон (трудоемкость и невысокая корректность расчетов, нестабильность показателя валентности во времени и др.). Формирование эффективной системы мотивации и стимулирования труда персонала в современной организации предполагает выявление демотиваторов — факторов, негативно влияющих на мотивацию персонала с целью их нейтрализации. В целом мотивация является одной из ключевых функциональных сфер деятельности современного менеджера, которая позволяет эффективно управлять главным ресурсом организации — персоналом. Мотивация создает заинтересованность работника в результатах труда, повышает его эффективность и является основой результативности функционирования и развития организации в целом.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |