Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационная функция




Достижение целей организации и практическая реализация разработанных планов непосредственно зависят от трудовой активности персонала. Для создания заинтересованности в результатах труда и активизации деятельности работников предназначена функция мотивации.

Мотивация — это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к трудовой деятельности для достижения личных целей и целей организации. Значимость данной функции раскрывается в высказывании Л. Якокки (Chrysler): «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть — в мотивации людей».

Осуществление мотивационной функции предполагает:

• изучение потребностей персонала и ожидаемого вознаграждения;

• предоставление адекватного вознаграждения за достигнутые результаты;

• выявление причин неудовлетворенности и разработка способов их устранения.

Мотивация — это та туго скрученная пружина, которая формирует активность человека с определенной силой в заданном направлении.

В основе мотивации лежат мотивы (от франц. тоtif— причина) — побудительные причины, определяющие выбор действий и поступков личности.

Деятельность человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой различные мотивы находятся в определенном соотношении друг с другом, образуя мотивационную структуру. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается множеством факторов: статус, уровень образования, благосостояние, квалификация, ценностные ориентации и др. Обладая определенной стабильностью, мотивационная структура может меняться, например в процессе социализации.

Осуществление функции мотивации связано со стимулированием -персонала. Стимул (от лат. stimulus — заостренная палка, шест*которой в Риме погоняли животных) представляет собой внешнее воздействие на личность, способствующее формированию мотивов. Стимулирование означает процесс применения системы стимулов и возникновения мотивов, побуждающих работника к достижению личных или групповых целей. Мотивацию следует отличать от стимулирования, которое создается не за счет внутреннего побуждения к труду (потребность в реализации личностного потенциала), а посредством внешнего воздействия на поведение работника (премии, надбавки, льготы и др.).

Мотивация определяет стремление индивида к удовлетворению значимых для него потребностей в процессе трудовой деятельности. Потребность — это осознанная необходимость, недостаток чего-либо, ощущаемый- физиологически или психологически и формирующий побуждение к конкретным действиям по его удовлетворению. Многообразие подходов к классификации потребностей (по типу направленности, по характеру предмета, по характеру происхождения, по предметной направленности, по типу направленности потребностей, по типам объектом) разработано 3. Фрейдом, А. Маслоу, Ф. Герцбергом, А Н. Леонтьевым, А.Г. Здравомысловым и др.

Традиционным является выделение следующих видов потребностей:

— первичные — являются физиологическими, как правило, врожденными и примерно одинаковыми у разных людей (потребности в воде, пище, жилище, сне, отдыхе и др.);

— вторичные — являются психологическими, в большей степени приобретенными и индивидуализированными у разных людей.

Ощущение потребности создает побуждение к конкретным действиям, способствующим ее удовлетворению.

Вознаграждение — то, что человек считает ценным для себя и воспринимает как компенсацию затрат труда. Вознаграждение может быть двух видов:

— внутреннее — формируется внутриличностно (гордость, удовлетворенность);

— внешнее — предоставляется извне, (премия, благодарность). Соответственно различают материальное (экономическое) и моральное стимулирование. Мотивацию следует рассматривать как сложный процесс, который зависит от многих факторов.

Мотивационный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, включающих:

1) ощущение потребности;

2)побуждение (мотив) к ее удовлетворению;

3)выработка цели, связанной с удовлетворением потребности;

4)совершение действий по достижению цели;

5)получение вознаграждения и его оценка индивидом, в зависимости от которой складывается результат мотивационного процесса (удовлетворение потребности, частичное удовлетворение или его отсутствие).

Сущность процесса мотивации отражена на рис. 7.4.

В итоге формируется закон результата — стремление индивидуума повторять тот способ деятельности, который приводил к удовлетворению потребности и, наоборот, избегать тех действий, в результате которых потребность осталась неудовлетворенной. Соответственно, в зависимости от степени удовлетворения потребности происходит усиление, сохранение или ослабление мотивации трудовой деятельности работника.

 

Потребности   Побуждения или мотивы   Выработка цели   Действие
                     
Результаты удовлетворения: 1) удовлетворение; 2) частичное удовлетворение; 3) отсутствие удовлетворения         Вознаграждение  

Рис. 7.4. Мотивационный процесс

 

Менеджеру следует формировать такие ситуации, которые рассматриваются работниками как возможность удовлетворить значимые потребности.

Различают два основных вида теорий мотивации:

1) содержательные (1940— 1950-е гг.) объясняют мотивацию работника стремлением к удовлетворению значимых для него потребностей. Они включают теории мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга и др.

2) процессные (1960—1970-е гг.) объясняют мотивацию работника не только потребностями, но и восприятием возможностей их удовлетворения с учетом осознания и оценки ситуации. Они содержат теории В. Врума, Д. МакГрегора, Дж. Адамса, Л. Портера и Э. Лоулера и др.

Иерархия потребностей А. Маслоу — наиболее популярная среди содержательных теорий мотивации. Она представляет все потребности в виде пятиуровневой пирамиды (рис. 7.5).

1) физиологические потребности в пище, воде, одежде, сне идр.;

2)потребности в безопасности и защищенности — уверенность в защите от угрожающих внешних воздействий;

3)социальные потребности — принадлежность и взаимодействие;

потребности в уважении — признание и поддержка;


 

Рис. 7.5. Иерархия потребностей А. Маслоу

5) потребности в самовыражении - реализация внутреннего потенциала самоутверждение, личностный рост.

Первые две группы потребностей являются первичными, последующие — вторичными.

Сущность теории состоит в следующем:

§ все потребности находятся в строгой иерархической соподчиненности;

§ каждая последующая ступень пирамиды приобретает мотивирующую силу только после того, как удовлетворена предыдущая;

§ менеджер должен определить потребность работника и мотивировать его к эффективной работе, удовлетворяя эту потребность.

Пирамида потребностей А. Маслоу имеет определенное практическое значение, но не свободна от недостатков (детерминированность перехода потребностей по уровням пирамиды, игнорирование индивидуальных особенностей работников и др.).

Теория ожиданий В. Врума выделяется среди процессных теории мотивации лежит понятие ожидание - оценка вероятности определенного события. Согласно данной теории, процесс мотивации основан на взаимосвязи трех экспектаций (ожидании) (рис.7.6),

§ затраты труда приведут к достижению результата: З®Р;

§ результат приведет к получению вознаграждения: Р® З;

§ вознаграждение окажется ценным: валентность V (удовлетворенность вознаграждением).

В зависимости от результата этого процесса мотивация усиливается или ослабевает. Степень мотивации труда может быть рассчитана по формуле:

М = (3 ®Р) • (Р ® В) • V.(7.1)

Сущность теории заключается в следующем: — наличие активной потребности не является единственным условием мотивации работника на достижение цели;

 

  Ожидание того, что усилия дадут ожидаемые результаты X Ожидание, что результаты повлекут ожидаемое вознаграждение Х Ожидаемая ценность вознаграждения   = Мотивация
  3®Р     Ю     Валентность        
    Рис. 7.6. Модель мотивации В. Врума

 

 

- человек ожидает, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению потребности;

- для эффективной мотивации руководитель должен установить соответствующее соотношение между достигаемыми результатами и предлагаемым вознаграждением.

Теория ожиданий может быть применена в практическом менеджменте, но с учетом некоторых слабых сторон (трудоемкость и невысокая корректность расчетов, нестабильность показателя валентности во времени и др.).

Формирование эффективной системы мотивации и стимулирования труда персонала в современной организации предполагает выявление демотиваторов — факторов, негативно влияющих на мотивацию персонала с целью их нейтрализации.

В целом мотивация является одной из ключевых функциональных сфер деятельности современного менеджера, которая позволяет эффективно управлять главным ресурсом организации — персоналом. Мотивация создает заинтересованность работника в результатах труда, повышает его эффективность и является основой результативности функционирования и развития организации в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.