КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности управления в муниципальной сфере
Перечисленными характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального менеджмента (рис. 3.1.2).
┌─────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │ Некоммерческий │ │Особая роль населения:│ │(социальный) характер│ │цель, объект и субъект│ │ │ │ управления │ └─────────────┬───────┘ └─────────┬────────────┘ ┌───────────────────┐ │ │ ┌──────────────────┐ │Главенствующая роль│ └─────────────┬────────────┘ │Привязка человека │ │ человеческого ├─┐ │ │ к месту │ │ ресурса │ │┌─────────────┴────────────┐ │проживания, опора │ └───────────────────┘ ││Особенности муниципального│ │ на ресурсы, цели │ ┌───────────────────┐ ├┤ самоуправления ├──┤ и задачи, │ │ Трудность выбора │ │└─────────────┬────────────┘ │ связанные с │ │ приоритетов и ┼─┘ │ │местом проживания │ │ стратегий │ │ └──────────────────┘ └───────────────────┘ ┌─────────┴────────┐ │ Наиболее сложный │ │вид управленческой│ │ деятельности │ └──────────────────┘
Рис. 3.1.2. Особенности муниципального управления
Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления. Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности. С этим связана третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства. Подробнее эти вопросы рассмотрены в разделе 3.4. Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Иногда говорят о местном сообществе как о "социальной корпорации" жителей. В качестве иллюстрации в табл. 3.1.1 приведены сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием.
Таблица 3.1.1
Базовые характеристики муниципального образования (МО) и акционерного общества (АО)
┌──────────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────┐ │ Показатели │Акционерное общество │ Муниципальное │ │ │ │ образование │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Участники │Акционеры │Жители │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Характер участия │Добровольный │Обусловлен местом│ │ │ │проживания │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Общий интерес (цель)│Дивиденд │Общественные блага│ │участия │ │(среда обитания,│ │ │ │муниципальные услуги) │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Способ достижения цели │Развитие АО,│Социально-экономичес- │ │ │получение прибыли │кое развитие│ │ │ │муниципального │ │ │ │образования │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Экономическая основа│Уставный капитал │Муниципальная │ │деятельности │ │собственность │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Формирование │Приобретение акций │Выделение из состава│ │экономической основы │ │государственной │ │ │ │собственности, │ │ │ │последующее │ │ │ │наращивание │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Финансирование текущей│Самофинансирование │Налоги и сборы,│ │деятельности и развития │ │рентные платежи,│ │ │ │платные услуги,│ │ │ │средства │ │ │ │государственной │ │ │ │поддержки │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Форма участия в управлении│Собрание акционеров │Выборы, референдумы,│ │ │ │другие формы прямого│ │ │ │участия граждан │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Способ принятия основных│Пропорционально числу│Один человек - один│ │решений │акций │голос │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Орган, определяющий│Совет директоров │Совет депутатов │ │политику │ │ │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Исполнительный орган │Дирекция │Администрация │ ├──────────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────┤ │Руководитель │Генеральный директор │Глава администрации │ │исполнительного │ │ │ │органа │ │ │ └──────────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────────┘
Наконец, пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность. Эти вопросы рассматриваются в разделе 3.5. Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |