КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местные сообщества в муниципальном управлении
Предпосылки использования человеческого ресурса в муниципальном управлении
Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципальном управлении является, как уже отмечалось, исключительно сложной проблемой и составляет стратегическую задачу муниципальной деятельности. В главе 1 были показаны возможные формы участия граждан в местном самоуправлении. Однако решение этой задачи осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских и в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени. Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Как отмечалось в главе 1, согласно этому принципу решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень. Государству следует передавать в ведение местного самоуправления все те вопросы жизнеобеспечения (в том числе часть вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном уровне. Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно. Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании. Можно выделить такие сильные стороны третьего сектора в решении местных проблем, как умение удовлетворять потребности различных слоев населения, сочувствие и преданность, индивидуальный подход к решению проблем, умение завоевывать доверие. Их муниципальная власть должна использовать в полной мере.
Разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни. Поэтому субсидиарное участие граждан в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы (слои), имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти группы мы будем именовать локальными местными сообществами, формируемыми внутри местного сообщества всего муниципального образования. Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость[8]: население - общность людей, территория - ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества (рис. 3.4.1). Важнейшим из этих признаков является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, поскольку степень его развитости определяет возможность совместно решать важные для людей проблемы.
┌─────────────────────────┐ │ Местное сообщество │ └────────────┬────────────┘ ┌─────────────────┬────────────┴──────┬──────────────────┐ ┌────┴───────┐┌────────┴─────────┐┌────────┴────────┐┌────────┴─────────┐ │ Население -││ Территория - ││ Социальное ││Чувство сообщества│ │ общность ││ ограниченное ││ взаимодействие ││ │ │ людей ││ пространство ││ ││ │ └────┬───────┘└────────┬─────────┘└────────┬────────┘└────────┬─────────┘ ┌────┴───────┐┌────────┴─────────┐┌────────┴────────┐┌────────┴─────────┐ │* Демография││Границы: ││* Общие нормы││* Членство (свой,│ │* История ││* географические ││ поведения ││ чужак) │ │* Этнография││* исторические ││* Общие органы││* Самореализация в│ │* Культура ││* административные││ самоуправления ││ сообществе │ │ ││* экономические ││* Одинаковые ││* Общие │ │ ││* информационные ││ общественные ││ разделяемые │ └────────────┘└──────────────────┘│ услуги ││ ценности │ │* Одни ││* Эмоциональные │ │ общественные ││ связи │ │ организации │└──────────────────┘ │* Взаимосвязь │ │ в экономической│ │ деятельности │ └─────────────────┘
Рис. 3.4.1. Основные признаки местного сообщества
В муниципальном образовании можно выделить множество разнообразных локальных местных сообществ, сформированных по разным признакам (рис. 3.4.2).
┌─────────────────────┐ ┌───────────────────┐ │Предпринимательские и│ │ Местные отделения │ │ финансовые круги │ │политических партий│ └─────────────┬───────┘ └──┬────────────────┘ ┌────────────────┐ └─────────────┬──────────┘ ┌──────────────────────┐ │Профессиональные│ │ │ Территориальные │ │ группы ├───┐ ┌────────┴────────┐ ┌─┤ сообщества │ └────────────────┘ │ │Локальные местные│ │ └──────────────────────┘ ┌────────────────┐ ├─────┤ сообщества ├─┤ ┌──────────────────────┐ │ Социальные ├───┘ └────────┬────────┘ └─┤ Национальные и │ │ группы │ │ │религиозные сообщества│ └────────────────┘ ┌─────────────┴──────────┐ └──────────────────────┘ ┌─────────────┴───────┐ ┌──┴────────────────┐ │ Благотворительные │ │ Организации по │ │ организации │ │ интересам │ └─────────────────────┘ └───────────────────┘
Рис. 3.4.2. Локальные местные сообщества в муниципальном образовании
Взаимоотношения этих локальных сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов: предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне; местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне; группы по профессиональным интересам (шахтеры, металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы - профсоюзы отстаивают профессиональные интересы отдельных групп; социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т.п.); территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и т.п.); национальные общины, религиозные организации разных конфессий заинтересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, образа жизни, объектов религиозного культа; благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.) хотели бы рассчитывать на поддержку своих акций и начинаний органами местного самоуправления; организации по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотники и рыболовы, собаководы и т.п.) также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий. Вопросы взаимодействия муниципальной власти с предпринимательскими кругами (второй сектор общества) рассматриваются в главе 6. Политические партии проявляют активность на местном уровне далеко не всегда. Все остальные локальные местные сообщества могут быть юридически оформленными и неоформленными. Юридически оформленные являются некоммерческими организациями (НКО). Согласно Гражданскому кодексу РФ, они могут иметь организационно-правовую форму общественной организации, религиозной организации, потребительского кооператива, объединения юридических лиц, фонда, учреждения и т.д. НКО и другие локальные местные сообщества готовы принимать участие в выработке муниципальной политики и в муниципальном управлении и несут субсидиарную ответственность с муниципальной властью лишь в той мере, в которой это будет отвечать их корпоративным интересам. Поэтому местная власть должна знать типы и состав локальных местных сообществ, имеющихся в данном муниципальном образовании, внимательно изучать их интересы и потенциал и уметь работать с каждым из них.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |