Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению




 

Стратегическое управление отвечает на вопросы о том, каким способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее состояние с сегодняшней ситуацией, разрабатывать планы и достигать поставленных целей.

Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием и изменением (развитием). Это антитеза существующему во многих муниципалитетах приоритету решения текущих, повседневных задач.

Вопросы текущего функционирования и развития муниципального образования тесно взаимосвязаны. В то же время между текущими и перспективными задачами, между сохранением равновесия и его нарушением существует объективное противоречие. Сложность его разрешения определяется не только ограниченностью ресурсов в каждый конкретный момент времени, но и сопротивлением существующих структур управления и работающих в них руководителей и специалистов любым изменениям и преобразованиям, затрагивающим их интересы. По этой причине погибло и продолжает погибать множество ценных инициатив во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в муниципальном управлении.

Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем.

Целостная система стратегического управления муниципальной деятельностью предполагает наличие в муниципальном образовании ее важнейших компонентов, представленных на рис. 3.5.1.

 

┌────────────┐

│ Компоненты │

└─────┬──────┘

┌───────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Принята идеология (философия) ├───┼────┤Преобразованна организационная│

│ стратегического управления │ │ │ структура управления │

└───────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Создана концепция ├───┼────┤ Распределены роли и функции │

│ перспективного развития │ │ │органами и уровнями управления│

└───────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

│Определены долгосрочные цели и ├───┼────┤ Разработано методическое и │

│ ориентиры развития │ │ │ информационное обеспечение │

└───────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Определены этапы и способы │ │ │ Созданы специальные органы и │

│достижения стратегических целей├───┼────┤ структуры по координации и │

│ │ │ │ контролю за реализацией │

│ │ │ │ стратегии развития │

└───────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

┌───────────────┴───────────────┐

│ Подобран, обучен и эффективно │

│расставлен персонал управления │

│ развитием │

└───────────────────────────────┘

 

Рис. 3.5.1. Компоненты системы стратегического управления

муниципальной деятельностью

 

Таким образом, понятие "стратегическое управление" значительно шире понятия "стратегическое планирование". Второе является лишь одной из составных частей первого. Вопросы стратегического планирования как составной части комплексного социально-экономического развития муниципального образования рассматриваются в главе 7.

Схема стратегического управления муниципальной деятельностью может быть представлена в виде четырех блоков.

1. Блок целеобразования и целеполагания.

2. Блок нормативно-правового проектирования.

3. Блок организационного проектирования.

4. Блок планирования (рис. 3.5.2).

Целеобразование и целеполагание - это выработка общей стратегии развития муниципального образования и разработка на ее основе частных муниципальных политик, программ и проектов.

 

┌────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────────┐

│Блок целеобразования│ │Выработка общей стратегии развития. Разработка│

│и целеполагания ├─►│на ее основе частных муниципальных политик,│

└────────┬───────────┘ │программ и проектов │

▼ └───────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────────┐

│Блок │ │Формирование системы нормативно-правовых актов│

│нормативно-правового├─►│(постановлений, решений и т.д.), гарантий и│

│проектирования │ │норм их реализации │

└────────┬───────────┘ └───────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────────┐

│Блок │ │Формирование системы органов власти и│

│организационного ├─►│управления, за которыми закрепляется│

│проектирования │ │определенный набор задач и функций │

└────────┬───────────┘ └───────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────┐ ┌───────────────────────────────────────────────┐

│Блок планирования │ │Разработка плана действий по достижению│

│ ├─►│стратегических целей развития муниципального│

│ │ │образования │

└────────────────────┘ └───────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 3.5.2. Схема стратегического управления муниципальной

деятельностью

 

Нормативно-правовое проектирование - формирование системы нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, регламентов, процедур, инструкций, предписаний и т.д.), социальных гарантий и норм их реализации. Любые замыслы и программы не будут исполнены, если они не доведены до уровня обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

Организационное проектирование - формирование организационных структур, за которыми закрепляется определенный набор задач и функций. Без их наличия реализация стратегических задач будет невозможной.

Планирование - разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования, в котором должны быть обеспечены увязка деятельности всех организационных структур во времени и их взаимодействие, направленное на эффективное использование и приращение экономических, пространственных, человеческих и иных ресурсов территории.

Основная проблема здесь заключается в сложности достижения баланса между этими типами работ и их синхронизации. Наиболее характерной ошибкой является разрыв между смыслом и содержанием стратегического управления (блок целеполагания) и организационным проектированием. Структуры управления наиболее консервативны, их восприимчивость к новым целям и типам задач, новым методам работы довольно низка. Каждый раз при возникновении ситуации, требующей инновационных подходов, ее развитие упирается в необходимость производить серьезные изменения в организационных структурах.

Мы иногда становимся свидетелями неэффективных реорганизаций структур управления. Типичная ситуация: новая функция или задача - новое рабочее место или структурное подразделение. Однако зачастую более эффективное решение заключается в изменении приоритетов в работе действующих структур, функциональных связей, организации рабочих мест, повышении квалификации сотрудников, т.е. в создании нового ресурса за счет организационных изменений. Самое простое, на первый взгляд, решение - создать под новую задачу новую организационную структуру без взаимодействия со старой - не дает ожидаемого эффекта. Скорее наоборот: новое структурное подразделение как органически чуждое существующей организационной структуре отторгается ею, а сама новая задача компрометируется неспособностью руководства реализовать ее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.