Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блоки личностных характеристик




Принципы интерпретации личностной методики Кеттелла

 

Интерпретация методики основывается на количественном и качественном анализе полученных данных и на анализе психологического содержания факторов, разработанных автором методики – Р. Кеттеллом

Исследование индивидуально-личностных особенностей связано с изучением характера как психологического явления Характер представляет собой взаимосвязь наиболее обобщенных и ярко выраженных свойств, определяющих своеобразие психического облика и общественного поведения человека. Среди этих свойств Б Г Ананьев выделяет коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-мотивационные основные общие черты характера На основе теоретического, а также практического применения методики Кеттелла, путем количественного (корреляционного и факторного) и качественного анализа полученного материала были внесены изменения в интерпретацию факторов и выделены блоки личностных свойств, зафиксированные в работах Л В Мургулец и А Н Капустиной

I. Коммуникативные характеристики, которые, в свою очередь, образуют два подблока

a) общительность общение непосредственное, межличностное, в малых группах (А), активность социального общения (Н), эмоциональная насыщенность в процессе общения, экспансивность и динамичность общения (F),

b) социально-психологические характеристики отношение к людям, независимость и доминантность (Е), нонконформность либо зависимость от группы (Q2), принятие и соблюдение общепринятых правил и норм (G), естественность поведения либо сдержанность поведенческого рисунка, проницательность (N).

Основные первичные факторы A, F, Н, Е, L, G, N, Q, образуют вторичный фактор экстраверсии - интроверсии. При этом ведущими факторами, указывающими на вектор направленности в сторону экстраверсии - интроверсии являются факторы A, F, H

Фактор А – показатель уровня межличностной общительности - обычно определяет преобладание экстравертированности или интровертированности в структуре личности. Сочетание факторов А, Н (уровень социальной общительности), L (доверчивое или настороженное отношение к людям), особенно с учетом выраженности факторов G и Q2 дает исследователю основание для точной интерпретации фактора второго порядка экстраверсии -интроверсии (QI).

В этом же блоке можно выделить и другой фактор второго порядка: «независимость-покорность». Его определяют следующие первичные факторы. Е, G, Q2, L. Сочетание первичных факторов G+, Q2-, Е-, L- дает основание интерпретировать его как проявление конформности в структуре личности. Главным здесь является соотношение факторов Q2 и G+. Противоположные оценки этих факторов предполагают проявление нонконформных реакций в социальном поведении личности. Как мы видим, есть определенные различия в данных Кеттелла по вторичным факторам (QIV) и результатах нашего исследования. Этот факт лишний раз доказывает необходимость адаптации психодиагностических методик к определенным культурно-историческим условиям.

Этот вывод подтверждается сравнительным анализом данных, полученных в 1970-1990 гг. Выборка 1970-1980 гг. - инженеры, работающие в НИИ и КБ радиоэлектронной промышленности (мужчины - 703 человека, средний возраст - 36,2 года, женщины - 514 человек, средний возраст - 34,3 года). Выборка 1990 гг. -безработные, инженеры (мужчины - 202 человека, средний возраст - 38,9 лет, женщины- 353 человека, средний возраст 35,3 года). Результаты этого исследования подробно представлены в книге «Человек в изменяющемся мире».

Ниже приведен график, результаты в котором представлены в стенах, а не в «сырых» оценках, так как исследование части выборки, а именно - безработных, проводилось с помощью формы А Этот график дает возможность увидеть вариант представления результатов исследования и подтверждает вариант использования стенов.

В основном различия касаются двух сфер личности: коммуникативной и эмоциональной.

Для выборки мужчин - безработных инженеров - характерна выраженность свойств, отражающих экстраверсию личности: межличностной общительности (А), социальной смелости (Н), экспансивности общения (F), проявление конформности и прямолинейности (Q2 и N) в поведении. В эмоциональной сфере отмечается повышенная тревожность (О), внутренняя расслабленность, сниженная мотивированность (N и Q4)

Интеллектуальная сфера в сравниваемых выборках различий не имеет (В, Qp M).

Таким образом, мы можем предположить, что изменившиеся социальные условия повлияли определенным образом на характеристики личности- с одной стороны, проявились неуверенность в себе, сниженная мотивационность; с другой стороны -повысились как межличностная, так и социальная общительность.

Построение таких графиков дает исследователю возможность наглядно показать разброс факторов и интегрировать данные по крайним выражениям первичных факторов первого порядка, входящих в выделенные блоки свойств личности и в факторы второго порядка.

Исследователь может выстроить графики не только горизонтально, но и вертикально, то есть так, как удобно ему. Для сравнения можно выстроить диаграммы, которые являются более наглядными для сравнительного анализа. (Пример психографирования см. в Приложении).

II. Интеллектуальные характеристики: основные показатели - общий уровень культуры (В); восприимчивость к новому, аналитичность мышления (Q1), независимость (Е); уровень развития воображения (М). Часто интеллектуальные особенности, в плане способности к анализу, характеризует фактор проницательности - тактического мастерства (N). Данный блок также может рассматриваться как фактор второго порядка - фактор интеллекта. Если у Кеттелла данный фактор представлен только одним первичным фактором В, то по нашим данным в него входят несколько первичных факторов: В, Е, Q1, М и как дополнительный - N. Обращает на себя внимание тот факт, что ведущим первичным фактором в этом блоке является фактор Q1, (радикализм - консерватизм), который характеризует особенности аналитичности мышления. По данным Кеттелла, этот фактор характеризует подвижный интеллект, который в большей степени зависит от наследственности, нежели от влияния окружающей среды. Q1 больше прочих факторов соотносится с результатами других интеллектуальных тестов, измеряющих базовые характеристики интеллекта (память, способности к анализу, общий уровень культуры). Высокие оценки по факторам Е и N в интеллектуальном блоке могут интерпретироваться как характеристики оригинальности и неординарности в принятии интеллектуальных решений. Сочетание факторов Q1+, E+, N+, G- предполагает высокую креативность личности.

III. Эмоциональные характеристики: основные показатели - эмоциональная устойчивость (С), чувствительность (I), тревожность (О), эмоциональная напряженность (Q4), интегрирован-ность личности, самоконтроль (Q3); дополнительные -эмоциональная насыщенность, экспансивность (F), ответственность, нормативность поведения (G), отношение к людям (L).

Данный блок состоит из факторов первого порядка, которые входят в следующие факторы второго порядка:

1. Фактор чувствительности. Содержательно соотносится с фактором QIII. Первичные факторы I+, М+, О+, G- образуют симптомокомплекс, характеризующий высокую чувствительность, богатство воображения, интуитивность, впечатлительность, определенное недовольство собой, гибкость и пластичность эмоциональных переживаний и направленность на свой внутренний мир. Часто такое сочетание факторов предполагает диагностирование художественного типа личности как у мужчин, так и у женщин. Ведущим, центральным показателем в этом факторе является фактор I (чувствительность - жесткость). Противоположные оценки этих факторов в таком сочетании характеризуют жесткость («толстокожесть»), уверенность в себе, конкретность воображения, направленность на реальную действительность.

2. Фактор тревожности. Его составляют следующие первичные факторы: О+, Q4+, L+. Именно соотношение этих трех факторов дают основание для предположения о невротическом синдроме тревожности в структуре личности.

Факторы С+ (эмоциональная стабильность) и G+ (нормативность поведения) отражают эмоционально-волевые характеристики личности; положительные полюса этих факторов характеризуют уравновешенность, стабильность и высокий контроль эмоций и поведения, определяя силу супер-эго.

IV. Фактор MD - фактор самооценки как показатель развития самосознания в структуре личности.

В зависимости от выборки данный фактор входит в факторы QVII и QVIII.

Приведенный выше подход позволяет определять целостность структуры личности с позиций отечественной психологической науки.

Содержательный и статистический анализ блоков факторов дает возможность выделить обобщенные характеристики и тем самым облегчить анализ показателей при психографировании, при определении профиля личности и ее сравнительном анализе.

При интерпретации мы рассматриваем в отдельности каждый первичный фактор, психологическое содержание которого охарактеризовано автором методики. Главное, на что следует обратить внимание при первичном анализе, это «сырые оценки», так как баллы относят значение фактора к тому или иному полюсу.

В основном отнесение значения факторов в сторону высоких или низких оценок соответствует интерпретации Кеттелла.

Наш практический опыт и имеющиеся в литературе данные внесли определенные коррективы в интерпретацию балльных оценок некоторых первичных факторов, а именно:

1. Фактор В - фактор интеллекта - никогда не рассматривается отдельно. Оценка «4» по данному фактору интерпретируется как высокая, а не низкая. То есть человек с такой оценкой обладает достаточно высоким общим уровнем культуры и часто зависит от образовательного ценза. Фактор интеллекта связан с поведенческим и эмоциональным уровнями личности и отражает статичность в проявлении интеллектуальных возможностей. Поэтому не слишком высокая оценка по этому фактору может характеризовать не столько интеллектуальный потенциал личности, сколько неуверенность в своих силах, сниженную социальную активность и несамостоятельность.

В мужской выборке фактор В связан на 1 %-ном уровне значимости с фактором эмоциональной зрелости (С) и фактором самодостаточности и независимости в суждениях (Q2).

В женской выборке фактор В связан с факторами эмоциональной сферы (F, G, I, Q3), а также с фактором аналитичности мышления (Q1). -

Это подтверждает корреляционный анализ и факторный анализ результатов интеллектуальных тестов и данной методики.

То есть и у мужчин, и у женщин этот фактор не выступает самостоятельно, а низкие оценки должны рассматриваться только во взаимосвязи с другими показателями интеллекта.

2 Фактор MD – фактор самооценки. Этот фактор встречается только в форме С и подробного его описания Кеттелл не предлагает.

Этот фактор, по аналогии с методикой Айзенка, часто считают показателем «лжи». Однако проведенные нами повторные исследования на выборке помощников капитанов (204 человека), а также лонгитюдное (7-летнее) изучение студентов театрального института I, II, III курсов (70 человек) и актеров (50 человек) показали, что фактор MD связан с самооценкой и говорит о самосознании в структуре характера, определяя, по выражению Б. Г. Ананьева, его целостность.

Интересен тот факт, что в выборке мужчин – инженеров (703 человека) этот фактор коррелирует на 5%-ном уровне значимости со скоростью заполнения методики, с показателями интеллектуальных тестов, с данными «умозаключения», характеризующего базовые умственные способности.

В женской выборке (514 человек) показатель самооценки связан на 1 %-ном уровне значимости с показателем самоорганизованности, интегрированности личности (Q3), с возрастом и отрицательно с фрустрированностью (Q4). Это дает основание считать, что фактор MD действительно характеризует уровень развития самосознания.

При интерпретации следует обратить внимание на то, что оценки в диапазоне 0-3 балла характеризуют не столько адекватность самооценки, сколько тенденцию к недооценке своих качеств. Такие оценки встречаются у молодых людей с высокими баллами по факторам тревожности (О) и воображения (М) и у людей с выраженным нейротизмом, о котором говорят высокие баллы по факторам чувствительности (I), тревожности (О), воображения (М), настороженности (L), высокой эмоциональной напряженности (Q4).

Оценки в пределах 4-8 баллов отражают достаточно развитое самосознание личности, то есть адекватность самооценки.

Оценки в пределах 9-14 баллов характеризуют несколько завышенное мнение о себе, недостаточную самокритичность, склонность к самообману и отражают некоторую незрелость личности.

3 Фактор Е – фактор «покорности – доминантности» должен рассматриваться в зависимости от пола. Так, у женщин о тенденции к доминантности следует говорить начиная с оценки 7 баллов, у мужчин - с 8 Саму черту характера - доминантность -по-видимому, стоит диагностировать только при крайнем выражении оценок: для женщин 9-12 баллов, для мужчин - 10-12 баллов. Средние оценки для женщин 6-8 баллов, для мужчин - 7-9 баллов характеризуют интеллектуальные и социальные особенности личности, ее независимость в поведении, суждениях, социальную активность. Подобная интерпретация подтверждается корреляционными связями этого фактора: фактор Е и в выборке мужчин (703 человека), и в выборке женщин (514 человек) связан на 1%-ном уровне значимости со следующими факторами: аналитичность мышления (Q,), эмоциональная экспансивность (F), социальная смелость в общении (Н). Таким образом, фактор Е отражает интеллектуальные свойства личности, он входит в выведенный нами интеллектуальный блок, а также характеризует социальное поведение как независимость в принятии решений, активность и склонность личности к лидерству.

Все остальные факторы интерпретируются в соответствии с авторской трактовкой первичных факторов, представленной выше.

Рассмотрение корреляционной структуры показало, что отдельной интерпретации каждого фактора недостаточно. В целом, использование статистических методов не может дифференцировать род и вид получаемых взаимодействий: каузальных, структурных, функциональных, пространственно-временных. Тем не менее, факт наличия значимой статистической связи между показателями говорит о достаточной вероятности появления таких соотношений. При этом в реальной практике при индивидуальном анализе могут встречаться прямо противоположные сочетания свойств. Особо необходимо подчеркнуть сложность интерпретации взаимосвязей различных подструктур личности, поэтому предсказуемость по личностной методике Кеттелла не превышает предсказуемость по всем прочим тестам. Выводы:

1. Гипотеза о роли эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных блоков - симптомокомплексов в структуре личности - подтверждена корреляционным и факторным анализом. Блоки не изолированы, не ортогональны и отдельные свойства могут коррелировать и с одним и с другим блоком. Поэтому интерпретация некоторых свойств может осуществляться с разных точек зрения. Например, фактор динамичности, экспрессивности общения (F) включает в себя характеристику социального поведения, в котором и проявляются свойства эмоциональности. Этот пример может касаться и факторов G, Е, N, о чем было сказано выше.

2. Различные свойства, разделенные нами на блоки для удобства интерпретации, описывают одно и то же явление с разных сторон, будучи скорее всего содержательно связаны между собой. При этом каждый фактор должен быть интерпретирован исходя из целостной структуры личности.

3. В практике вероятная связь личностных свойств позволяет по проявлению одного свойства прогнозировать и другие. Кроме того, определение взаимосвязи различных подструктур и отдельных факторов обогащает интерпретацию результатов новым психологическим содержанием.

4. Использование личностной методики в исследованиях предполагает комплексный подход, то есть учет социально-психологических факторов. К тому же комплексность исследования обеспечивает дополнительную проверку адекватности используемых методов психодиагностики и более глубокий содержательный анализ и интерпретацию полученных данных.

5. Описание индивидуального своеобразия личности является заключительным этапом на пути решения как теоретических, так и практических задач. В конечном итоге это позволяет подойти к социально-психологической диагностике личности и вероятностному прогнозу социального поведения конкретного человека определенного пола, возраста, профессии и статуса

6 Ключевые принципы интерпретации опросника Кеттелла могут быть положены в основу компьютерных программ.

Однако, как показывает мировой опыт, компьютерная интерпретация личностных методик не позволяет провести глубокий, качественный анализ данных, особенно недопустимо использовать ее в индивидуальной работе с испытуемыми. Поэтому составление индивидуальных психограмм предполагает только идеографический подход - качественный, содержательный анализ количественных данных с применением психологических знаний из всех областей и направлений психологии личности


2. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО)

Общая характеристика. Методика измеряет выраженность стилей поведения в межличностном общении через соответствующие характеристики, которые испытуемый относит к себе в процессе тестирования. Следует помнить, что ДМО – не стандартизированный опросник, не имеет чётких норм, а его задания весьма «прозрачны». Поэтому результаты следует расценивать, как субъективную самооценку испытуемым своего поведения, причём именно в межличностных контактах. У каждого испытуемого есть своя «мера распространённости» ответов, которая выражается в общем числе отнесённых к себе (или к Я-идеальному, или к другому человеку) качеств. Ориентироваться поэтому нужно не на абсолютные значения шкал, а соотносить их друг с другом внутри результатов каждого отдельного тестирования. Не стоит путать то, что измеряет ДМО, с личностными чертами, например, по 16PF.

Шкалы в ДМО называются октантами, они имеют номера, обозначаемые обычно римскими цифрами и имеющие названия, которые указаны в таблице – краткой интерпретации ДМО.

Процедура проведения. Испытуемому выдаётся опросник и стандартный бланк для ответов. Они приведены в Приложении, рекомендуется копировать их в масштабе 1:1. На предлагаемом в этом пособии стандартном бланке две таблицы-бланка, это удобно при тестировании, например, Я-реального и Я-идеального (см. ниже).

Исследователь предлагает прочесть инструкцию и проверяет, правильно ли её понял испытуемый, после чего можно приступать к собственно тестированию. Если оно проводится в групповой форме, у каждого испытуемого должен быть свой опросник, и отвечать на задания он должен самостоятельно. Обязательно присутствие исследователя при тестировании. Если у испытуемых возникают вопросы относительно значения каких-либо терминов или ситуаций, он должен задавать их только исследователю, о чём испытуемых следует предупреждать заранее.

Обработка данных, если Вы пользуетесь предлагаемым в Приложении бланком, предельно проста. Удобнее всего провести черту ниже первых четырёх строк (номерам строк соответствуют номера ячеек в первом столбце) таблицы-бланка и поставить справа цифру I – номер первого октанта – и подсчитать количество поставленных испытуемым знаков «+» выше проведённой черты и записать его рядом.Аналогично следующую черту проведите после 8-й строки, поставьте цифру II и запишите рядом с нею количество «+» в этих четырёх строках, и так далее вниз до конца таблицы через каждые 4 строки (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28) вплоть до VIII-го октанта.

Основные принципы интерпретации. После обработки бланка и подсчёта баллов следует выделить октанты с наибольшим и наименьшим количеством баллов. Отдельные показатели для этого удобно сопоставлять со средним арифметическим по всем октантам. Далее их можно интерпретировать по приведённой ниже таблице. В ней (1-й столбец) в скобках указаны названия октантов по Л. Собчик, более адекватные сущности измеряемых стилей межличностного поведения. Высокими (интерпретация во 2-м столбце) считаются баллы, на 2 и более превышающие среднее арифметическое. Средними – не выходящие за рамки диапазона ± 1 балл от среднего. Эти стили относительно гармоничны, как видно из интерпретации.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.