Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая интерпретация шкал ДМО




Стили (октанты) Высокие баллы Средние баллы
I. Авторитарный (властный – лидирующий) Выраженное стремление подавлять окружающих, лидировать во всём, единолично контролировать ситуацию. Диктаторский, властный, деспотичный характер. Окружающие обычно отмечают эту властность, но признают её и подчиняются. Доминантный, энергичный, авторитетный лидер, Любит давать советы. Требует к себе уважения.
II. Эгоистический (независимый - соперничающий) Стремится быть «сверху и в стороне». Отчуждён от окружающих. Самодовольный (не путать с самодостаточностью!), независимый, чаще всего расчётливый. Часто хвастлив, заносчив. эгоистические черты, ориентация на себя, средне выраженная склонность к соперничеству.
III. А грессивный -прямолинейный) Агрессивность не ради подавления, а из-за враждебности к окружающим вплоть до асоциального поведения. Резкий, жёсткий, строгий в оценке других, непримиримый, раздражительный. требовательный, прямолинейный, откровенный, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозритель-ный(недоверчивый – скептичный) Отчуждён от мира, который представляется враждебным и злобным, но не защищён самодовольством, как (II). Обидчив, сомневается во всём, злопамятен, замкнут. Разочарован в людях, скрытен. Из-за подозрительности и боязни плохого отношения испытывает трудности в контактах. Критичен по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый (покорно – застенчивый) Комплекс вины и неполноценности. Уступчив со всеми и во всём, склонен к самоуничижению. Слабовольный, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учёта ситуации.

 


Продолжение таблицы

Стили (октанты) Высокие баллы Средние баллы
VI. Зависимый (зависимый – послушный) Неуверенный в себе, тревожится по любому поводу, зависим от других и от чужого мнения, конформен. Боязлив, беспомощен, не умеет сопротивляться. Искренне считает, что другие всегда правы, ожидает помощи и советов. Доверчивый, вежливый.
VII. Дружелюбный (сотрудничающий – конвенциональный) Ориентирован на социальное одобрение, стремится быть хорошим для всех без учёта ситуации, заслужить признание и любовь. Охотно помогает окружающим, чтобы чувствовать себя в центре внимания. Имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, поэтому компромиссы для него естественны. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный в конфликтных ситуациях. Общительный, дружелюбный в отношениях.
VIII. Альтруистический (ответствен-ный – великодушный) Материнский тип отношений с людьми. Гиперответственный до неадекватности, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим. В отличие от (VII) зависим от референтной группы, а не от людей вообще. Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый. Эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих. Бескорыстный и отзывчивый.

 

Дальнейший анализ удобно проводить с помощью дискограммы (пример на стр. 4). На ней наглядно видно, насколько гармоничной (сбалансированной) является общая картина. Например, на приведённом здесь рисунке доминируют эгоистический, дружелюбный, авторитарный и подчиняемый стили. При этом два последних противоположны. Из этого можно сделать вывод о некоторой противоречивости представлений испытуемого о самом себе. Также не исключена возможность намеренного или ненамеренного искажения им ответов.

Методику можно также использовать для анализа отдельных аспектов образа «Я». Наиболее распространена дополнительная к основной процедура. После выполнения оценки себя согласно инструкции, приведённой в опроснике и в бланке для ответов, испытуемому предлагают по тому же принципу оценить «идеального» человека. В этом случае инструкция следующая: «Теперь, пожалуйста, поставьте знак «+» в ячейках бланка для ответов, номера которых соответствуют качествам, которыми Вы хотели бы обладать».

Анализируются прежде всего, расхождения между Я-реальным и Я-идеальным. До того, как интерпретировать полученные результаты, следует убедиться, что общее количество баллов в Я-реальном соответствует таковому в Я-идеальном. Если оно различается не более, чем на 15 процентов, расхождение можно не учитывать и выполнять интерпретацию по следующей схеме.

Для этого подсчитываются разницы между одинаковыми октантами. Общая сумма этих разниц (их абсолютных значений, или модулей) даёт информацию о самооценке – чем она больше, тем ниже самооценка. Различия по отдельным октантам конкретизируют, чем именно недоволен в себе данный испытуемый.

Однако, возможен вариант, когда, например, все оценки по отдельным октантам Я-реального ниже или выше, чем в Я-идеальном. Тогда это свидетельствует не о самооценке, а, скорее, о том, что испытуемый с разной степенью дотошности оценивает себя и идеальный образ. При этом следует интерпретировать результаты по той схеме, что была изложена в начале описания ДМО - определяя, какие октанты доминируют в Я-реальном, какие – в Я-идеальном. Если, независимо от абсолютных оценок, один октант является доминирующим в одном случае, и минимальным в другом, имеет место расхождение.

Кроме того, можно применять ДМО для анализа отношений. В этом случае, кроме характеристик Я-реального и Я-идеального самого испытуемого, следует получить у него те же характеристики относительно партнёра, взаимоотношения с которым интересуют. Далее они сопоставляются друг с другом согласно вышеизложенным принципам. Инструкции тогда будут такими: «Теперь, пожалуйста, поставьте знак «+» в ячейках бланка для ответов, номера которых соответствуют качествам, которыми обладает Х», и «Теперь, пожалуйста, поставьте знак «+» в ячейках бланка для ответов, номера которых соответствуют качествам, которыми Вы бы хотели, чтобы обладал Х».

Так можно определить, например, взаимные ожидания и, соответственно, зоны потенциальных или реальных конфликтов, и многое другое. Подробнее эти возможности ДМО описаны в методическом руководстве Л.Н. Собчик «Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири). М.: 1990».


1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. - М.: Педагогика, 1982. С. 114-119.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.

3. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы - Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2003

4. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994

6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – любое издание

7. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

8. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.

9. Романова Е.С., Потемкина О.Р. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1982, 256 с.,

10. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.

11. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – С. 47-91.

12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

13. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987.

14. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978.

15. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1997.


Приложения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.