Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения - М., 1974. А.А. Леонтьев Слово в речевой деятельности




А.А. Леонтьев Слово в речевой деятельности. – М.: Наука, 1965.

А.Р. Лурия Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. МГУ, 1969

Исследование речевых функций. Импрессивная речь…………………...…172

Раздел ІІІ. Психолингвистика развития.

Тема: «Психологические механизмы онтогенеза речевой деятельности ребёнка» ………………………………………………………………………………178

Глава II. Слово: его фазический аспект…………….................................178

Раздел I. Принципы и пути изучения речи в ходе её активного формирования.

Глава I. Генезис функций и форм языка в разные периоды детства. Периодизация речевого развития……………………………………………...……194


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный уровень развития теории и практики оказания помощи детям с особенностями психофизического развития предполагает знание операциональной структуры процессов восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Междисциплинарная проблема речеобразования является особенно актуальной в профессиональной подготовке учителя-дефектолога поскольку «… речь есть сосредоточение и выразитель всей психологической жизни человека» (И.А. Зимняя, 2001, с. 5).

В сфере общенаучного знания речь традиционно рассматривается в качестве одной из глобальных, узловых проблем. Это определяется исключительностью роли речи в фило-, социо- и онтогенезе, в становлении человеческого сознания и, в частности, в опосредовании высших психических функций, в генезе мышления, в осуществлении трудовой и коммуникативной деятельности человека, в его развитии как личности и субъекта деятельности.

До сих пор со времен античности язык, речь, слово остаются всесторонне изучаемыми и все еще недостаточно изученными проблемами, что объясняется сложностью этих феноменов. Многие науки объединяют свои усилия в изучении речевых процессов: психология, лингвистика, психофизиология, нейро- и психолингвистика, психосемантика и другие. При этом всеми отмечается роль языка как сложнейшей знаковой системы, в семантической единице которой – слове сплетаются обобщение и общение, значение и смысл. Еще более сложными и многочисленными являются речевое поведение и речевая деятельность, осуществляемые посредством языка, особенно когда они рассматриваются в контексте коммуникативных процессов – процессов приема, переработки, сохранения и использования вербальной информации, когда возникает необходимость обращения к человеку как субъекту речевой деятельности, процессам порождения и восприятия речевого сообщения.

Необходимость учебного пособия связана как с возросшим интересом к проблемам психологических механизмов функционирования языка в речевой деятельности индивида, в том числе и ребенка с особенностями психофизического развития, так и с необходимостью оказания помощи студенту в организации самостоятельной работы при изучении курса «Психолингвистика».

В предлагаемом пособии за основу рассмотрения всех речевых и коммуникативных процессов взята речевая деятельность и единицы языка с их функцией в речевой деятельности. Это позволяет интерпретировать язык, речь, речевое поведение в единой системе целостного деятельностного представления.

Цель настоящего пособия – помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть знаниями и навыками в плане изучения речи человека, его языковой способности, видов и механизмов речи, а также определении трудностей при формировании процессов речевосприятия и речеобразования у детей с особенностями психофизического развития.

В основу курса легли как традиционные дисциплины – общее языкознание, русский и белорусский языки, психология, так и относительно новые науки – психология речи, семиотика, культура речи, психолингвистические исследования детской речи, психология общения и др.

Содержание пособия отражает основные теоретические и методологические вопросы психолингвистики, психолингвистический анализ порождения и восприятия речи, психолингвистику развития в объеме изучаемого студентами-дефектолагами курса, материалы для практических и лабораторных занятий, задания для самостоятельного изучения и контроля. Контрольные вопросы, которыми завершается изложение каждой темы, позволяют проверить степень усвоения материала; предлагается также список литературы для изучения процессов речеобразования при нормальном и отклоняющемся развитии.


Раздел I. Общие вопросы психолингвистики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.