КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2: Психолингвистический анализ процесса порождения речи
Цели: · расширить и уточнить знания о психологической структуре процесса порождения речевых высказываний; · закрепить знания о психофизиологических механизмах, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков индивидом; · углубить понимание принципов построения моделей процесса порождения речи; · научиться анализу патогенетических механизмов отклонений в формировании и протекании речевых процессов в условиях системного распада (или несформированности) психической деятельности и личности ребенка. Ключевые понятия темы: речевая деятельность, ее виды, внутренняя речь, синтагматические и парадигматические связи единиц языка, мотив, замысел высказывания, тема и рема, личностный смысл, внутреннее программирование, лексико-семантическая реализация внутренней программы, предикаты суждений, логические отношения между явлениями действительности, артикулема, интонема, кинетическое и кинестетическое программирование, теории и модели порождения речи. Как мы говорим? Какие процессы делают возможным переход от смутно прорисовывающейся мысли к членораздельному, понятному другому человеку высказыванию? В попытках саморефлексии мы замечаем поиск слов, их плавное или, наоборот, затрудненное всплывание. Однако никто при говорении на родном языке не осознает, как он соединяет слова, выбирает синтаксические конструкции. Данный раздел пособия об этом. Запросы дефектологии диктуют необходимость операционального описания речевой деятельности. Оно предполагает выделение минимального и максимального составов операций, выявление их зависимости от условий речевой задачи, спецификацию операций: типов процедур, форм репрезентаций, уровней и способов контроля, меры участия активного внимания, оперативной и долговременной памяти. Правомерность концепции внутренней речи Л.С. Выготского как части речевого механизма доказана в работах А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.П. Клименко, А.А. Залевской, А.Б. Супруна, А.А. Леонтьева. Обоснование разработанного Л.С. Выготским понимания внутренней речи в рамках психолингвистики было начато А.А. Леонтьевым в статье «Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания» (1967), где он противопоставил понятия «внутренняя речь», «внутреннее проговаривание» и «внутреннее программирование». Последний термин обозначает планирование собственно речевых действий, а именно «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание». Включение звена «внутреннего программирования» в состав речевого механизма позволило А.А. Леонтьеву реализовать те теоретические представления о механизмах произвольной деятельности, которые разработаны психологами и физиологами А.Н. Леонтьевым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным, Дж. Миллером, К. Прибрамом. Вслед за ними А.А. Леонтьев рассматривает речевое высказывание как речевое действие внутри целостного акта деятельности, которому присущи такие принципы, как мотивированность, целенаправленность, трехчленность структуры (создание плана, его реализация и сличение), иерархическая организация. В соответствии с этой точкой зрения всякое речевое действие, будучи мотивированным и целенаправленным, складывается из программирования, осуществления программы и сопоставления того и другого. Такая трактовка речевого действия предполагает возможность выделения содержательной и операциональной частей структуры речевого акта, обусловленных задачей и условиями действия. Содержательная часть речевого действия программируется. В такую программу входят те признаки действия, которые, управляя его конкретным осуществлением, в то же время не зависят от этого осуществления. Введя термин «внутреннее программирование», А.А. Леонтьев отчетливо противопоставил процессы смысловой и грамматической организации высказывания (их неразличение было характерно для ряда работ А.Р. Лурия). Таким образом, он вновь вернулся к идее Л.С. Выготского, различавшего смысловое и фазическое синтаксирование, и сформировал целостное представление о структуре акта речевой деятельности, центральное место в котором занимает этап внутреннего программирования. В начале построения высказывания лежит мотив. Мотивация порождает речевую интенцию. На этом этапе говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить. Следующий этап - этап внутреннего программирования. В соответствии с мнением Л.С. Выготского, А.А. Леонтьев полагает, что «программирование заключается в двух взаимосвязанных процессах оперирования с единицами внутреннего (субъективного) кода, это: а) приписывание этим единицам определенной смысловой нагрузки; б) построение функциональной иерархии этих единиц». Вторая сторона оперирования составляет основу синтаксической организации будущего высказывания. Для нее значимо, на чем сосредоточено внимание говорящего, например, на субъекте или объекте, каковы его установки на слушающего. Характер кода программирования может варьировать в широких пределах, но наиболее типичным случаем является вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе. В лексико-грамматическом развертывании (внешнем программировании) А.А. Леонтьев различает нелинейный и линейный этапы. С первым соотносятся операции перевода программы на объективный код, приписывание семантическим единицам функциональной нагрузки, имеющей в своей основе универсальные грамматические характеристики. Преждевременный выход наружу этого этапа (плюс линеаризация без синтаксического оформления по правилам того или иного языка) можно видеть в спонтанной мимической речи глухих, для которой характерна препозиция логического субъекта, называние действия или качества после называния предметов, к которым они относятся: «Мальчик яблоко красное кушать». Этот универсальный синтаксис А.А. Леонтьев называет семантическим синтаксисом. Этот этап лексико-грамматического развертывания можно соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану, по Выготскому. В его результате получается набор единиц объективно-языкового кода, которым приписаны характеристики, обусловленные семантическим синтаксисом – фиксированной стратегией ориентировки в подлежащей обозначению ситуации. С этим этапом соотносится и «актуальное членение» высказывания. Почти одновременно с введением линейного принципа, как только выделится исходная предикативная пара, начинает осуществляться синтаксическое прогнозирование высказывания. Его лексико-грамматическая характеризация предполагает приписывание последовательным элементам: а) места в синтаксической схеме предложения; б) «грамматических обязательств»; в) полного набора семантических признаков; г) полного набора акустико-артикуляторных признаков. Построенный синтаксический прогноз соотносится с программой, контекстом, ситуацией, после чего возможно продолжение развертывания или пересмотр синтаксического прогноза или программы. Итак, в центре предложенной А.А. Леонтьевым модели порождения речи лежит идея «внутреннего программирования», которая определила концепции ученых о семантико-прагматической природе глубинной организации высказывания и развитием выдвинутой Л.С. Выготским идеи внутренней речи. А.А. Леонтьев утверждает, что его схема процесса порождения речи является теорией, а не моделью. Она построена таким образом, что способна включать в себя различные модели порождения: положенный в ее основу эвристический принцип допускает, что в процессе порождения речи говорящий может выбрать конкретную различную модель такого порождения. Кроме этого, описанная им теория не только учитывает в своей структуре ряд выдвинутых другими авторами концепций, но положенный в ее основу эвристический принцип, допускающий в различных «точках» процесса порождения выбор различных моделей, тем самым включает их в себя как частные случаи. А это означает, что его теория снимает проблему доказательства противостоящих друг другу психолингвистических моделей и имеет большую объяснительную силу, чем каждая из этих моделей, взятая в отдельности. Принципиально близкую модель порождения речи предложила И.А. Зимняя. Определяя речь как способ формирования и формулирования мысли, она различает в речепорождении 3 уровня: мотивационно - побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями: смыслообразующим и формулирующим) и реализующий. Побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено действие, является «запуском» всего процесса речепроизводства. Здесь потребность находит «свою определенность» в предмете деятельности. «В силу этого предмет - мысль как «опредмеченная потребность» становится внутренним мотивом, т.е. тем, что конкретно побуждает деятельность говорения». И.А. Зимняя обнаруживает диалектику мысли и мотивообразования. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения. И.А. Зимняя различает мотив и коммуникативное намерение - то, что объясняет характер и цель данного речевого действия. На этом уровне говорящий знает только о чем, а не что говорить, т.е. он знает общий предмет или тему высказывания и форму взаимодействия со слушателем, т.е. нужно ли ему запросить или выдать информацию. То, что сказать, осознается позднее. Поэтому детерминируемый внешним воздействием (непосредственным или опосредованным через внутреннее) побуждающий уровень сам формирует предмет и цель высказывания. Второй этап – процесс формирования мысли имеет две функционально различные, но тесно взаимосвязанные фазы. Смыслообразующая фаза образует и развертывает общий замысел говорящего – этот подуровень И.А. Зимняя соотносит с «внутренним программированием», по А.А. Леонтьеву. Она полагает, что «процесс последовательного формирования и формулирования (а не вербализации) замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию и предикацию, т.е. установление связей типа «новое-данное». Здесь происходит одновременное воплощение замысла как в пространственно -понятийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и линейно-временной схеме, актуализирующей поле предикации. И.А. Зимняя уточняет, что пространственно-понятийная схема представляет собой «сетку» отношений понятий, актуализируемых, вызываемых внутренним образом предметных отношений действительности, который определён мотивом. Временная развёртка отражает связь и последовательность понятий, «грамматику мысли». Актуализация понятийного поля уже сама по себе актуализирует его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Поэтому смыслообразующая и формулирующая фазы монолитны. Однако в патологии это единство разрывается. Одновременно с процессом выбора слов производится операция их размещения, т.е. грамматико-синтаксическое оформление высказывания. Т.о. формирующий уровень речепроизводства, осуществляемый двумя фазами (смыслообразования и формулирования), одновременно актуализирует механизм выбора слов, механизм временной развёртки и артикуляционную программу, последняя из которых непосредственно и реализует (объективизирует) замысел в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка. В основе предложенной И.А. Зимней психологической схемы речепроизводства лежат принципы, восходящие к идеям Л.С. Выготского и Н.А.Бернштейна: - от общего к частному; - правила параллельного, а не последовательного включения всех уровней, хотя внутри каждого уровня идёт последовательное временное представление («поле готовности», «ждущая развёртка» создаются одновременно везде); - принцип сопряженности уровней, когда звено одного уровня является компонентом другого; - принцип нахождения конечного соответствия (обратной связи). Сравнение рассмотренных моделей порождения речи, как и анализ работ по исследованию языковой способности, «речевого мышления», принадлежащих современным отечественным учёным, обнаруживает их принципиальную близость. Это представление о построении смысловой структуры высказывания, опоследующий переход от замысла к его речевому воплощению, служащей программой дальнейшего развёртывания. Включение звена программирования, восходящего к идее внутренней речи Л.С. Выготского, позволяет реализовать представления психологии и физиологии активности о структуре действия и в то же время даёт возможность показать механизмы превращения устойчивых языковых средств в гибкие орудия выражения индивидуальной мысли, включая механизмы учёта контекста и ориентировки на слушающего. Т.В. Ахутина предлагает следующую последовательность этапов порождения. На уровне внутренней или смысловой программы высказывания осуществляется смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи. На уровне семантической структуры предложения происходит семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов. Уровню лексико-грамматической структуры предложения соответствует грамматическое структурирование и выбор слов (лексем) по форме. Наконец, уровню моторной программы синтагмы отвечают моторное (кинетическое) программирование и выбор артикулем (кинестетическое программирование). Итак, Т.В. Ахутина отстаивает мнение о трех формах синтаксической организации высказывания: смысловой (членение «топик-коммент»), семантической («ролевая» грамматика) и формально-грамматической. Синтаксис первого уровня - смысловой. Он генетически связан с ориентировочной реакцией и отражает перемещение фокуса внимания. С помощью простейшего двухместного фрейма строятся бинарные структуры — пропозиции. Ее первый член (топик) может быть подразумеваемым, т.е. включать то, что находится в поле внимания, а второй член (коммент) должен быть однозначен, он фиксирует фокус внимания. Таким образом, смысловой синтаксис, отражая перемещение фокуса внимания, позволяет выделять наиболее важную, с точки зрения говорящего, информацию. В результате его применения строится набор пропозиций, лежащий в основе порождения высказывания любого размера. Его основные особенности: бинарность структур; допустимость разноплановых кодов; возможность различности границ как поля внимания, так и его фокуса (вектора); отсутствие специфических содержательных характеристик мест фрейма, кроме указания на субъективную важность. Кроме глобальной стратегической задачи-отбора наиболее существенной информации смысловой синтаксис решает и вторую, не менее важную задачу-организацию отобранного содержания с позиций слушающего. Включение позиции слушающего в поле внимания позволяет сделать наиболее важным нахождение общей точки отсчета – «данного», которое уточняется «новым». Таким образом, членение «данное-новое» есть вариант смыслового синтаксиса. Самоконтроль сообщения с позиции слушающего – это двигатель смыслового развертывания. Поскольку для нахождения общей точки отсчета необходимо более точное, чем «векторное», понятие, внутренние слова с их субъективным смыслом заменяются комплексами языковых значений. Синтаксис второго уровня — семантический. Многоместные фреймы с указанием ролевого предназначения мест позволяют строить семантические структуры предложений, отражающих объективные связи компонентов ситуации. «Грамматическим минимумом» этого синтаксиса является различение функций «агенс - активный элемент ситуаций-не агенс». Среди последних затем противопоставляются «объект действия – действие». В этом смысловой и семантический синтаксис в значительной мере совпадают, перекрывают друг друга - внимание говорящего привлекает активный элемент ситуации, предпочтение отдается субъективно важному. На этом уровне «работают» содержательно-грамматические характеристики; слоты фрейма заполняются языковыми значениями, которые могут быть реализованы разными лексемами. Построение рамки начинается с нахождения агенса, выделение которого близко к правилам смыслового синтаксиса, а завершается выбором имени действия, объединяющего различные семантические роли и выступающего ядром для построения формально-грамматической структуры. Семантический синтаксис группирует предикативные пары в падежные рамки, соотносимые с поверхностными структурами. Продукция смыслового этапа должна отвечать требованиям к полноте развертывания, предъявляемым правилами семантического синтаксиса. Его продукция должна удовлетворять правилам поверхностного синтаксиса. Итак, особенностями структур семантического синтаксиса является: · их многочленность (не менее двух членов); · опосредованность языковыми значениями всех членов структуры; · семантическая мотивированность - закрепление семантических функций за местами фрейма; · их роль в когнитивной организации материала - категоризация компонентов ситуации в соответствии с выполняемыми ролями. Синтаксис третьего уровня – поверхностный. За созданием семантической структуры предложения (точнее, параллельно с ним при некотором запаздывании) следует построение формально-грамматической структуры. Здесь используются фреймы синтаксических структур, свойственных данному языку, а их слоты заполняются лексическими единицами (возможно, в поморфемном представлении). Общее представление о модели порождения речи дает схема, но в ней не отражены принципы работы мозга как распределенной системы с параллельным процессированием. Только сочетание последовательного, пооперационного и параллельного принципов может быть адекватным для описания сложной функциональной системы речемышления. Схема порождения речевого высказывания
Варианты вопросов и заданий для контроля знаний: 1) Письменно дать определение указанных ключевых понятий темы. 2) Кратко законспектировать содержание работ по теме: а. психолингвистическая теория порождения речи Московской психолингвистической школы, описанная А.А. Леонтьевым в книге «Основы психолингвистики», с. 110-122, М.1997. б. модель порождения речи Ахутиной Т.В. в книге «Порождение речи», с. 56-79. М. 1989. в. модель порождения развернутого речевого сообщения А.Р. Лурия в кн. «Язык и сознание». гл. X, с. 237-258, М. 69, 98. г. модель речепроизводства Зимней И.А. в книге «Лингвопсихология речевой деятельности» с. 238-266, гл. V., М. 2001. 3) Провести сравнительный анализ моделей производства речи отечественных и зарубежных психолингвистов: Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурия, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Дж. Миллера, Н. Хомского, Ч. Осгуда, К. Прибрама. 4) Найти принципиальное отличие моделей порождения речи отечественных и зарубежных авторов. (В.П. Белянин «Введение в психолингвистику», с. 49-50, М. 1998). 5) Как вы понимаете содержание принципов построения моделей порождения речи: от общего к частному (от глобального к дифференцированному); эвристический; системности; сопряженности; одновременности; параллельности; конечного соответствия; подчинения одной задаче? 6) Какие принципы построения модели порождения речи положены в основу у Зимней И.А., Ахутиной Т.В., Лурия А.Р., Леонтьева А.А.? 7) В чьей модели описан состав операций процесса порождения речи? 8) Кто из создателей моделей показал взаимодействие операций процесса речепорождения, а не их состав? 9) Кто из известных Вам исследователей механизмов речи более всего опирается на идеи Выготского Л.С. при разработке своей модели? 10) Чья модель доказывает сопряженность уровней процесса порождения речи? 11) Изучите предложенную схему процесса речепорождения и укажите ее автора. Формы контроля: 1) Рефераты по теме: «Сравнительный анализ теорий порождения высказывания», «Особенности процесса порождения речевых высказываний у детей с ОПФР». 2) Анализ и оценка конспектов первоисточников. 3) Письменный экспресс–контроль на лекционных занятиях с целью закрепления указанных ключевых понятий темы.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |