КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 1
Тематика практических и лабораторных занятий. Тема: «Психологическая структура значения» Задачи: • углубить и расширить теоретические сведения о функциях слова (обозначения или предметной отнесенности, обобщения и абстрагирования); • усвоить и развести базовые понятия темы: «значение - смысл слова», «предметная отнесенность слова», «категориальное понятийное значение слова»; • проследить пути развития предметной отнесенности и категориального значения слова у ребенка. Понятийный аппарат: значение и смысл слова, внешний и внутренний характер связей за словом, семантические поля. Вопросы для обсуждения: · Характеристика функций слова. · Теория значения в школе Л.С. Выготского. · Условия развития предметной отнесенности слова у детей. · Этапы развития значения слова у ребенка. · «Семантические поля» и методы их изучения. · Методы исследования значений слов, понятий, лексики и семантики. · Характер связей, стоящих за словом. Варианты вопросов и заданий для контроля знаний. 1. Доказать, что предметная отнесенность слова имеет свой путь и обязательные условия развития. 2. Раскрыть положение о том, что значение каждого слова - продукт длительного развития; указать на этапы этого развития (по материалам статей А.Р. Лурия, Л.С. Выготского). 3. На каком этапе своего развития значение слова приравнивается к понятию? Что означает выражение: «Овладел значением слова на уровне понятия?». 4. Определить системное строение значения слова. Указать психические процессы, стоящие за значением. 5. Какие выделенные ребёнком признаки сравниваемых предметов (существенные признаки сходства и различия, несущественные признаки сходства и различия) свидетельствуют об овладении им категориальным понятийным значением слов? 6. Закрепить теоретические сведения о характере многомерных связей, стоящих за словом; о строении «семантических полей» у ребёнка и взрослого; о системе психологических процессов, стоящих за словом в разные периоды (детства) развития ребёнка и у взрослого. 7. Указать задачи исследования «семантических полей» различными методами (ассоциативным, объективным физиологическим, методом шкал), содержание инструкций и критерии анализа результатов. 8. Раскрыть (письменно) научные определения базовых понятий темы: «семантические поля»; виды многомерных связей слова (звуковые, ситуативные, понятийные); схемы строения «семантических полей» у детей и взрослых; система психологических процессов, стоящих за значением слова (аффект, наглядные представления памяти, вербально-логические отношения); принципы организации словесных значений в языке (парадигматический и синтагматический). 9. Дать письменное описание методик исследования «семантических полей» или различных аспектов отношений между значениями слов: · метода Осгуда; · физиологического или объективного метода; · метода ассоциаций и его различных модификаций. 10. Раскрыть задачи, которые решает ассоциативный метод: а) выявление отношений между значениями слов; б) выявление некоторых аспектов самих значений; в) определение лексической сочетаемости; г) установление структуры «семантических полей», видов ассоциативных связей (внешних или внутренних); д) измерение степени смысловой близости либо отдалённости слов в рамках «поля»; е) лингвистическое исследование словаря, его качественной и количественной характеристик; ж) установление вероятности ассоциаций, их временной характеристики, детерминированности.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |