Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторное занятие № 1




Практическое занятие № 4.

(для управляемой самостоятельной работы)

Тема: «Психологическая структура процесса порождения речевого высказывания»

Задачи:

1. Закрепить знания о психологической структуре процесса порождения речевого высказывания (о звеньях и операциях этого процесса, его смысловой организации и функциях текстов).

2. Научить обследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции), выявлять особенности операций порождения связного речевого высказывания у детей с ОПФР.

3. Овладеть умением анализировать состояние речевых функций и качество продуктовречевой деятельности детей с нормой и ОПФР.

4. Учить обоснованию направлений и содержания коррекционной работы по развитию самостоятельной связной речи.

Понятийный аппарат: модели порождения речевого высказывания; звенья, компоненты, операции процесса порождения речевого высказывания (мотив, замысел, программа, лексико-грамматические единицы, фонологическая программа); смысловое и семантическое синтаксирование, лексико-грамматическое структурирование; моторное программирование (его кинестетический и кинетический компоненты, выбор интонем и артикулем).

Формируемые умения студентов:

овладение методикой исследования речевых функций, анализом операций порождения связного речевого высказывания и анализом продуктов речевой деятельности детей с нормальным развитием и детей с ОПФР.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Кратко законспектировать содержание различных теорий порождения речевого высказывания (подготовить информационно-психологические модули научных статей по указанной проблеме).

2. Письменно раскрыть содержание психологической структуры процесса порождения речевого высказывания (на основе изученных теорий по выбору).

3. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий порождения речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. – М., 1988.

2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М, 2000.

3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1973.

4. Леонтьев А.А. Психолингвистика. - М., 1997.

5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1976.

6. Лурия А.Р. «Язык и сознание», лекция X. - М., 1969.

7. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. Гл.1. - М., 1969.

 

Тема: «Психологическая структура значения»

Задачи: формировать умения студентов исследовать категориальные значения и понятия у детей с ОПФР; определять этапы овладения значениями слов детьми, уровень овладения понятиями; характер познавательных процессов, стоящих за значением слова; намечать этапы словарной работы с детьми, исходя из результатов обследования значений и понятий.

Содержание:

1. Выявление особенностей усвоения значений слов у детей с ОПФР (характера связей, стоящих за словом).

2. Комментарии к выявленным особенностям усвоения значений слов у детей с ОПФР (в сравнении с нормально развивающимися детьми):

· причины и характер нарушения значений слов;

· виды нарушений усвоения значений слов у детей с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; неуместное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов.

3. Прогноз отрицательного влияния выявленных нарушений в усвоении значений слов на дальнейшее речевое и когнитивное развитие ребенка.

4. Основные обсуждаемые вопросы занятия:

- Технология обследования усвоения значения слова.

- Причины нарушения развития значений слов и понятий у детей.

- Принцип предупредительного подхода к детям с ОПФР при проведении словарной работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М., 1999.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1963.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1998.

4. Леонтьев А.А. Теоретические основы речевой деятельности. - М., 1973 (гл. 13).

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1969, - М., 1999.

6. Теория речевой деятельности/Под ред. А.М. Леонтьева. - М., 1973.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.