КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторное занятие № 1
Практическое занятие № 4. (для управляемой самостоятельной работы) Тема: «Психологическая структура процесса порождения речевого высказывания» Задачи: 1. Закрепить знания о психологической структуре процесса порождения речевого высказывания (о звеньях и операциях этого процесса, его смысловой организации и функциях текстов). 2. Научить обследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции), выявлять особенности операций порождения связного речевого высказывания у детей с ОПФР. 3. Овладеть умением анализировать состояние речевых функций и качество продуктовречевой деятельности детей с нормой и ОПФР. 4. Учить обоснованию направлений и содержания коррекционной работы по развитию самостоятельной связной речи. Понятийный аппарат: модели порождения речевого высказывания; звенья, компоненты, операции процесса порождения речевого высказывания (мотив, замысел, программа, лексико-грамматические единицы, фонологическая программа); смысловое и семантическое синтаксирование, лексико-грамматическое структурирование; моторное программирование (его кинестетический и кинетический компоненты, выбор интонем и артикулем). Формируемые умения студентов: овладение методикой исследования речевых функций, анализом операций порождения связного речевого высказывания и анализом продуктов речевой деятельности детей с нормальным развитием и детей с ОПФР. Варианты вопросов и заданий для контроля знаний. 1. Кратко законспектировать содержание различных теорий порождения речевого высказывания (подготовить информационно-психологические модули научных статей по указанной проблеме). 2. Письменно раскрыть содержание психологической структуры процесса порождения речевого высказывания (на основе изученных теорий по выбору). 3. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий порождения речи. ЛИТЕРАТУРА: 1. Ахутина Т.В. Порождение речи. – М., 1988. 2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М, 2000. 3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1973. 4. Леонтьев А.А. Психолингвистика. - М., 1997. 5. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1976. 6. Лурия А.Р. «Язык и сознание», лекция X. - М., 1969. 7. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. Гл.1. - М., 1969.
Тема: «Психологическая структура значения» Задачи: формировать умения студентов исследовать категориальные значения и понятия у детей с ОПФР; определять этапы овладения значениями слов детьми, уровень овладения понятиями; характер познавательных процессов, стоящих за значением слова; намечать этапы словарной работы с детьми, исходя из результатов обследования значений и понятий. Содержание: 1. Выявление особенностей усвоения значений слов у детей с ОПФР (характера связей, стоящих за словом). 2. Комментарии к выявленным особенностям усвоения значений слов у детей с ОПФР (в сравнении с нормально развивающимися детьми): · причины и характер нарушения значений слов; · виды нарушений усвоения значений слов у детей с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; неуместное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов. 3. Прогноз отрицательного влияния выявленных нарушений в усвоении значений слов на дальнейшее речевое и когнитивное развитие ребенка. 4. Основные обсуждаемые вопросы занятия: - Технология обследования усвоения значения слова. - Причины нарушения развития значений слов и понятий у детей. - Принцип предупредительного подхода к детям с ОПФР при проведении словарной работы. ЛИТЕРАТУРА: 1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М., 1999. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1963. 3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1998. 4. Леонтьев А.А. Теоретические основы речевой деятельности. - М., 1973 (гл. 13). 5. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1969, - М., 1999. 6. Теория речевой деятельности/Под ред. А.М. Леонтьева. - М., 1973.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |