КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторное занятие № 3
Лабораторное занятие № 2. Тема: «Импрессивная речь» Задачи: · Углубить сведения о механизмах обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия; об условиях понимания фонем, слов, предложений, текстов. · Показать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц. · Научиться адаптировать языковой материал и приемы исследования импрессивной речи применительно к младшим школьникам с проблемами в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). · Сформировать практическое умение обследовать понимание речевых единиц у младших школьников с различными проблемами развития. · Научиться анализировать полученные результаты и делать выводы. Практические задания. 1. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе (фонематического восприятия, слов, логико-грамматических конструкций, текстов). 2. Указать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц ребёнком. 3. Провести анализ полученных в результате исследования данных о понимании ребёнком значений слов, логико-грамматических конструкций, текстов с переносным смыслом (метафор, пословиц, сказок, басен). 4. Наметить пути коррекционно-педагогической помощи детям в развитии понимания речи. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Жинкин И.И. Речь как проводник информации М., 1982. 2. Зимняя И.А. О смысловом восприятии речи. В кн. «Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку» /Под ред. А.А. Леонтьева М., 1972. С. 17-22. 3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1973. 4. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 416 с. 5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Слобин, Грин «Психолингвистика». М., 1971. 2. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М.,1988. 3. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая методика обследования детей. – М.: Пед. общ. России, 2002. – 96 с.
Тема: «Экспрессивная речь детей» Задачи: · Уточнить и расширить знания о психолингвистических механизмах онтогенеза речевой деятельности ребёнка. · Развивать умения устанавливать связи между различными факторами в речевом развитии (предметным действием, эмоциональной и познавательной активностью, социальным опытом, потребностью содержательного общения со взрослыми, различными видами деятельности, когнитивным развитием, состоянием психофизиологических механизмов речи). · Закрепить сведения о принципах периодизации речевого развития ребёнка и о различных подходах к объяснению психолингвистических механизмов онтогенеза. · Формировать умения адаптировать методику исследования экспрессивной речи детей. · Учить анализировать и квалифицировать полученные продукты речевой деятельности детей. Содержание: 1. Подобрать методику исследования экспрессивной речи детей, включая наглядный материал. 2. Исследовать экспрессивную речь (её номинативную, предикативную и коммуникативную функции, особенности операций порождения связного речевого высказывания) детьми с ОПФР. 3. Провести психолингвистический анализ семантической структуры и лингвистических единиц полученных текстов. Представить в протоколе не менее пяти самостоятельных связных высказываний детей. 4. Охарактеризовать состояние речевых функций и качество продуктовречевой деятельности детей с ОПФР, сравнить с нормой. 5. Обосновать направления и содержание коррекционной работы по развитию самостоятельной связной речи. ЛИТЕРАТУРА: 1. Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии, гл. 3. – М.: Просвещение, 1987. 2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности, гл. 3. – М.: Наука, 1973. 3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Просвещение, 1978. 4. Речь и общение / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1984. 5. Ушакова Т.Н. Психолингвистика: Уч. пос. для студ. – М., 2005. 6. Шахнарович А.М., Негневицкая Е.Н. Язык и дети. - М.: Просвещение, 1981.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |