КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 2
Решение практических задач. Экскурс в профессиональное поле. · Подтвердить этапы развития значений слов примерами из материалов обследования детей с ОПФР. · Проблема формирования и передачи смысла при речевом общении (у нормальных детей и детей с ОПФР). · Нарушение в усвоении значений слов детьми с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; неточное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов. · Проблема поиска методических путей формирования значенийслов и понятий. · Проблема усвоения значения слова как части общеречевого механизма. · Адаптировать методику исследования значений и понятий для детей с ОПФР (А.Р. Лурия). · Выявить особенности развития значения слов у детей с ОПФР. · Наметить практические выводы для словарной работы с младшими учащимися специальных общеобразовательных школ. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Лурия. А.Р. Язык и сознание. – М., 1979. 2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: уч. пос. для студ. пед. Вузов /В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 c; - (Высшая школа). 3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997., с. 320. 4. Шахнарович А.М., Тарасов Ю.Б. Теоретические и прикладные проблемы речевой коммуникации. – М., 1989., с. 472. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие /В.А. Маслова. – Мн.: ТетраСистема, 2004. – 256 с. 2. Психолингвистика: Уч. пос. для вузов /Под ред. Т.Н. Ушаковой, - М.: ПЕРСЭ, 2006. – 416 с.
Тема: «ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ» Задачи: · уточнить и расширить знания о деятельностном и уровневом характере процесса восприятия и понимания речи; · углубить сведения о механизмах обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия; об условиях понимания фонем, слов, предложений, текстов; · показать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц коммуникантами; · учить устанавливать связи между различными трактовками уровней восприятия и понимания речи. Понятийный аппарат: импрессивная речь, фонематическое восприятие, парадигматический и синтагматический принципы отношений языковых единиц, уровни восприятия речи; «моторная», «акустическая», «анализ через синтез» теории восприятия речи. Вопросы для обсуждения: · Логико-грамматические конструкции в языке. · Уровни восприятия и понимания речевого сообщения. · Механизм обработки речевого сигнала. · Принципы классификаций уровней понимания текста. · Методы исследования импрессивной речи. Варианты вопросов и заданий для контроля знаний. 1. Законспектировать главу «Исследование импрессивной речи» по книге А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека» с. 381 397, 446 - 450. М., 1973. 2. Письменно дать определения двух видов (способов) организации речи - синтагматического и парадигматического (из различных научных источников), привести свои примеры словесных синтагм и парадигм. 3. Адаптировать языковой материал и приемы исследования импрессивной речи применительно к младшим школьникам с проблемами в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). 4. Перечислить виды парадигматических компонентов (логико-грамматических конструкций), входящих в структуру сложных фраз. Охарактеризовать отношения между явлениями окружающей действительности, стоящие за этими конструкциями, соотнести их между собой (пространственные, временные, сравнительные, причинно-следственные, инвертированные, атрибутивные, обратимые и др.), сравнить языковые коды (средства) их выражения. 5. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе. 6. Провести психологическое констатирующее исследование состояния импрессивной речи младших учащихся, оформить протокол исследования с анализом полученных результатов. 7. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |