КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения психолингвистики
Рассматривая психолингвистику как теорию речевой деятельности, выделяют ряд основных постулатов психолингвистической теории. Постулат первый. Единицей психолингвистического анализа является не статистический коррелят той или иной языковой единицы, а элементарное речевое действие и речевая операция. Постулат второй. Эта единица психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, т.е. исходное речевое событие характеризуется признаками деятельности: · предметность деятельности; · её целенаправленность. Любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие - промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее; · её мотивированность. Акт любой деятельности всегда мотивирован; · иерархическая («вертикальная») организация деятельности; · фазная («горизонтальная») организация деятельности. Постулат третий. Его можно охарактеризовать как «эвристический принцип» организации речевой деятельности. В него входит возможность осуществления выбора стратегии речевого поведения, различных путей оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи, выбор дифференцированного использования различных стратегий овладения речью. Постулат четвёртый. Психолингвистическая теория призвана быть синтезом подхода деятельностного (процессуального) и подхода в плане образа (отображения), т.е. исследовать взаимоотношение опосредованного языком образа мира и речевой деятельности. Постулат пятый. В речевой, как и в любой другой деятельности, важна роль вероятностного прогнозирования как преднастройки к действиям в предстоящей ситуации, опирающейся на вероятностную структуру прошлого опыта. Постулат шестой. Он выступает в форме утверждения об активном характере процессов речевосприятия и заключается в том, что в основе восприятия речи лежат процессы, воспроизводящие её порождение. 1.3. Речевая деятельность: предмет, средства (языковая система), способы, виды, продукт, результат. Основным предметом анализа психолингвистики является соотношение «Язык - речь – речевая деятельность». Изучение речи (языка) имеет давние научные традиции. Самостоятельным предметом общепсихологического исследования у нас в стране речь становится в 30-ые годы с появлением фундаментальной работы Л.С. Выготского «Мышление и речь». В данной работе Л.С. Выготского впервые был представлен речевой полиморфизм, функциональная дифференциация речи, психологическая природа письменной и внутренней речи, процессы порождения речевого высказывания, его внутренняя – смысловая и внешняя – фазическая сторона в общем контексте деятельности и общения человека. В последующем в психологической науке такой подход позволил исследовать речь в общей структуре личности, в процессе деятельности и общения и трактовать речь как своеобразную деятельность. В настоящее время речь становится объектом изучения новых комплексных интеграционных отраслей – психолингвистики, психосемантики, психоакустики, нейролингвистики, семиосоциопсихологии, лингвопсихологии, когнитивной лингвистики и др. Естественно, что для специалистов, которые работают с детьми с особенностями психофизического развития, важным является четкое определение понятий «речь» - «язык» - «речевая деятельность». В языкознании вопрос соотношения понятий «язык» и «речь» по-прежнему остается дискуссионным. Ряд учёных не принимают антиномию «язык - речь» и считают, что «язык - как средство общения и мышления един». Вместе с тем, ряд учёных, подчёркивая наличия тесной связи между явлениями языка и речи (языковой компетенции реализации), рассматривают их как неоднозначные явления, как «два взаимосвязанных, самостоятельных явления», которые обладают противоположными, резко контрастными характеристиками. Рассматривая психологическую сущность отношения «речь» - «язык» - «речевая деятельность» с позиции деятельностного подхода, И.А. Зимняя предлагает «язык» рассматривать как средство формирования и формулирования мысли; «речь» - как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка», а речевую деятельность как активный, направленный, мотивированный предметный (содержательный) процесс выдачи и приёма сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. Предметом речевой деятельности является мысль как отражение в сознании человека связей и отношений объектов и явлений реального мира, существующих вне зависимости человека. Поскольку предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлены и в осуществлении которых реализуются виды речевой деятельности, то средством существования, формирования и выражения мысли является язык (или языковая система). Но мысль говорящего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одного и того же словаря и грамматических средств (т.е. одних и тех же средств). Это находит отражение в способе этой деятельности. Способ же формирования и формулирования мысли посредством языка рассматривается И.А. Зимней как речевая деятельность. Согласно такой точке зрения речевая деятельность представляет собой процесс активного целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речевая деятельность людей может входить в другую более широкую деятельность. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью, например, речевая деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – профессиональную деятельность писателя. Следовательно, и обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования самостоятельной, определяющейся всей полнотой своих характеристик, деятельности. Речевая деятельность реализуется в таких её видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Они отличаются друг от друга разными параметрами: · характером вербального общения; · ролью речевой деятельности в вербальном общении; · направленностью речевой деятельности на приём или выдачу сообщения; · связью со способом формирования и формулирования мысли, т.е. речью; · характером внешней выраженности; · характером обратной связи. По характеру общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение (говорение, слушание) и письменное общение (письмо, чтение). По характеру выполняемой роли в процессе общения виды речевой деятельности дифференцируются на инициативные и реактивные, хотя вторые являются внутренне не менее активными, чем первые. По направленности осуществляемого человеком речевого действия на приём или выдачу речевой деятельности они определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных (слушания, чтения) человек осуществляет приём и последующую переработку речевого сообщения. Посредством продуктивных видов речевой деятельности (говорения, письма) человек осуществляет выдачу речевого сообщения. Различные виды речевой деятельности предполагают различные способы формирования и формулирования мысли или различные формы речи: внешнюю устную, внешнюю письменную и внутреннюю. Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру обратной связи, регулирующей эти процессы. Так, в говорении и письме осуществляется мышечная (кинетическая проприоцептивная) обратная связь от органа исполнителя к организующему программу этого действия участку головного мозга. Она выполняет функцию внутреннего контроля. Наряду с мышечной внутренней обратной связью продуктивные виды речевой деятельности регулируются и внешней слуховой обратной связью в письме. В слушании и чтении обратная связь осуществляется по внешним каналам смысловых решений. Определив специфику каждого вида речевой деятельности, рассмотрим теперь общие для всех видов и всей речевой деятельности, основные ее характеристики. Как и всякая другая деятельность человека, его речевая деятельность определяется целым рядом характеристик и, прежде всего, структурной организацией и предметным содержанием. Она обуславливается функционированием его восприятия, мышления, памяти, которые выступают в качестве ее психологических механизмов. Речевая деятельность характеризуется также единством внутренней и внешней стороны и единством формы ее реализации. В структуру речевой деятельности, которая определяется трехфазностью или трехуровневостью, входит побудительно-мотивационная, ориентировочно–исследовательская (аналитико-синтетическая) и исполнительская фазы. Побудительно-мотивационная фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как будущего его результата. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. Ориентировочно-исследовательскую фазу деятельности составляет её ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) часть, направленная на исследование условий деятельности, раскрытие её свойств, привлечение орудий деятельности. Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности, это - фаза, на которой реализуется отбор средств и способы формирования и формулирования собственной или данной извне мысли в процессе речевого общения и программирования, внутренней языковой организации речевой деятельности. Третья фаза всякой деятельности – исполнительская, реализующая, может быть внешне выраженной и внешне невыраженной. Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность определяется единством двух сторон - внешне исполнительской и внутренней, внешне ненаблюдаемой. Так, внутренним механизмом, реализующим слушание и чтение, является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной говорения и письма является процесс смысловыражения (или речепорождения). Таким образом, общность характера внутренней стороны всех видов речевой деятельности выявляется в: · её трёхфазности, т.е. наличии во внутреннем плане всех видов речевой деятельности: побуждающего, смыслоформирующего и внутренне реализующего (формулирующего) уровня; · обязательном включении в этот процесс речи, т.е. способа формирования и формулирования мысли посредством языка (или средствами предметно-схемного кода); · определяющей, инициирующей для всей деятельности роли мотива, который сам является следствием детерминирующего воздействия внешнего по отношению к нему раздражителя. Характер выражения в продуктивных видах речевой деятельности собственной мысли и осмысление воспринимаемой в рецептивных видах чужой, заданной мысли, определяют содержательную сторону этих процессов.. Содержанием всех видов речевой деятельности, таким образом, является смыслоорганизация воспроизводимого и воспринимаемого высказывания. Формой её реализации и, соответственно, формой самой речевой деятельности служат перцептивные, мыслительные, мнемические и моторные действия. Очевидно, что определение слушания, говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности помогает не только вскрыть природу этих речевых явлений, но даёт в руки учителя-дефектолога большую номенклатуру признаков, характеристик этих явлений, пользуясь которыми он может сделать процесс обучения языку и речи более контролируемым и управляемым. Варианты вопросов и заданий для проверки знаний: 1) определить ключевые понятия «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевые процессы», «речевые действия»; 2) дать сопоставительный анализ характеристики языка, речи, речевой деятельности, речевых действий; 3) сравнить основные функции речи в трактовке А.К. Марковой, B.C. Мухиной; 4) микросообщения: «Речь и речевая деятельность в контексте деятельности человека», «Взаимодействие речевых процессов, видов речевой деятельности», «Язык, речь, речевая деятельность: исходные психолингвистические позиции».
Раздел II. Психолингвистический анализ структуры процессов восприятия и порождения речи
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |