Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое фандрайзинг — определение понятия




Фандрайзинг — термин, хорошо известный узкому кругу лиц. Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к третьему сектору, слышал или знает о нем. В то же время, широкому кругу читателей это слово практически ни о чем не говорит.

Являясь калькой с английского, таинственное слово фандрайзинг (fund — средства, финансирование, raise — приумножение, сбор) переводится как «привлечение средств». В переводе на разговорный русский язык (что, кстати, намного ближе к оригиналу) — «поднимание бабок». Возможно написание и произношение термина как «фандрайзинг» и как «фандрейзинг» — к единому мнению по этому поводу специалисты до сих не пришли. Термин является не устоявшимся и пока не зафиксирован в словарях.

На русском языке к английскому звучанию более близок вариант «фандрейзинг». Однако на сегодняшний день в России и странах СНГ каждый использует тот вариант, который ему больше нравится, и мы с этим спорить не будем. В нашем курсе мы будем использовать вариант «фандрайзинг», как более привычный.

Существует большое количество толкований значения термина «фандрайзинг» и в нашей вводной лекции мы бы хотели привести некоторые из них. Которое из них наиболее близко и понятно — выбирать вам:

Фандрайзинг – это…

привлечение и аккумулирование денежных средств. 1

 

поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и/или поддержания существования организации.2

 

процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально-значимых программ, так и для организационной поддержки НКО. 3

 

привлечение материальных и денежных ресурсов из различных источников для поддержки организации или специального проекта (The raising of assets and resources from various sources for the support of an organization or specific project). 4

 

не только поиск и привлечение средств. Это еще и поиск и приобретение друзей и помощников (friend-raising — прим. автора «Введения»), которые разделяют миссию Вашей организации, хотят помочь ей в достижении целей и даже иногда участвуют в этом.

 

искусство получать от людей то, что вы хотите, когда и где хотите, для той цели, которую вы определили (Tony M. Elischer).

 

развитие организации в таком направлении, когда она приглашает к участию и приветствует всех, кто разделяет ее чаяния и надежды.

 

люди, которые верят в то, что они делают, и которые просят других людей присоединиться к этой вере. 5

 

управленческая деятельность, направленная на согласование общественного спроса и предложения, система некоммерческого маркетинга. 6

 

ответственное управление привлеченными средствами.

 

 

Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций (НКО).

Как понятие и как адекватное ему действие, фандрайзинг был невозможен в России до конца 80-х годов. Единственными источниками финансирования существовавших тогда про-государственных организаций (Красный Крест, Всероссийские Организации Инвалидов/Глухих/Слепых, Общество охраны памятников и пр.) были государственный бюджет и платная деятельность. Взносы физических и юридических лиц (за исключением членских взносов с жесткой таксой) были запрещены законом. Тем самым государство удерживало в своих руках идеологическую и экономическую монополию, действуя по известной пословице: «Кто платит, тот и музыку заказывает».

В конце 80-х монополия государства и в этой области была разрушена. С тех пор некоммерческие организации имеют право привлекать для своего финансирования все возможные источники, включая пожертвования любых юридических и физических лиц, оговоренные в российском законодательстве — ФЗ «О благотворительной деятельности», ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях» и «Налоговым кодексом РФ» (в частности — часть 2, статья 251).

Для чего необходим грамотный фандрайзинг и фандрайзер (как специалист, осуществляющий процесс фандрайзинга) некоммерческой организации в России?

В Америке благотворительные организации прошли долгий путь развития. Фандрайзингом они занимаются более 50 лет. Если в 60-70 годы американские НКО рассчитывали преимущественно на государственные источники финансирования, то с 80-х, когда произошло резкое сокращение федеральной помощи некоммерческому сектору, им пришлось обратиться к старому надежному способу — системе «общинного кошелька».

Как это ни покажется странным, благотворительность и волонтерство в Америке — вещи самые обыденные. Этим занимаются больше половины жителей страны. Они безвозмездно отдают часть своих денег или бескорыстно расходуют свое время, поступая, как они считают, на благо общества.

По данным филантропического журнала «Giving USA» («Америка жертвует»), сумма пожертвований на благотворительные цели в США за последние 20 лет выросла в 4 раза, превысила 2% внутреннего валового продукта и достигла рекордной цифры — 190 миллиардов долларов в год. Особенно стремительно этот процесс идет в последние 5 лет, причем основная часть пожертвований — 80% — исходит от частных лиц (остальное — от корпораций и фондов).

Секрет, по мнению экспертов, прост: разумное налоговое законодательство, которое поощряет жертвователей, общий подъем экономики страны, стабильность жизни и, да не покоробит это российского скептика, уверенность американцев в завтрашнем дне.

Профессор из Бостона Пол Шервиш подсчитал, что в следующие 50 лет американцы передадут по наследству в завещаниях в общей сложности больше 40 триллионов долларов, 15% из которых (то есть 6 триллионов) пойдут на благотворительные цели. 7

Технология фандрайзинга на Западе разработана до нюансов. Уже десятилетия организации на ее основе осуществляют стабильную реализацию программ и проектов, востребованных и поддержанных местными сообществами. У нас эта технология незаслуженно обделена вниманием. Это один из самых сложных методов, но он является и самым перспективным для российских НКО.

В России в условиях острого дефицита бюджетных средств необходимость привлечения дополнительных финансовых, организационных, информационных и других ресурсов для реализации некоммерческих проектов становится особенно актуальной.

Однако до сих пор ограниченность информации, отсутствие соответствующих налоговых льгот и профессионального подхода к фандрайзингу резко сужают спектр возможностей российских НКО. На сегодняшний день деятельность в области фандрайзинга в России по-прежнему носит эпизодический характер.

При накопленном за последние 7-10 лет собственном опыте, который был описан отдельными организациями в отдельных пособиях, в России по-прежнему отсутствуют отработанная методическая основа сбора средств, учебники, научные работы, профессиональные исследования, журналы и электронные системы, а главное, соответствующие законы и налоговые льготы, которые существенно облегчают деятельность НКО во всем мире. Опыт фандрайзинга по-прежнему достояние отдельной организации, и, чаще всего, мы находим его в Интернете или в библиотеках ресурсных центров, но не на полках магазинов. Даже многочисленные зарубежные издания по фандрайзингу являются дорогостоящей библиографической редкостью.

Многие из нас занимаются сбором средств по необходимости. Мы работаем в неприбыльном секторе, как оплачиваемые сотрудники и/или волонтеры. В скором времени мы осознаем, что развитие организации зависит от нашей способности убедить других в необходимости нашей деятельности для них самих и для местного сообщества, разбудить в них желание быть причастными к важной социальной задаче и, как результат, направить некоторую часть своих доходов на решение проблемы. Таким образом, мы конкурируем с покупкой продуктов и одежды, сбережениями на поездку в летние каникулы, приобретением новой мебели, оплатой учебы в ВУЗе …, с перспективой отказа миллиону других организаций, которые также просят пожертвования.

Фандрайзинг всегда может быть искусством, но все в большей степени он становится наукой. Это наука об успешном убеждении других в том, что деятельность вашей организации заслуживает внимания и поддержки.

В центре фандрайзинга стоит человек — фандрайзер. Успешность привлечения средств во многом зависит от того, насколько он владеет профессиональными навыками и верит сам в то, в чем старается убедить других (к сожалению, в наибольшей степени искусством убеждать чаще владеют аферисты, потому успешный фандрайзер нередко в большей степени Остап Бендер, нежели Дон Кихот).Успешные фандрайзеры управляются рынком. Они спрашивают «кто хочет, кто нуждается» в услугах, которые предоставляет или может предоставлять некоммерческая организация. 8

Особенность и отличие некоммерческого сектора от коммерческого и государственного состоит в том, что продукт, производимый некоммерческой организацией предназначен не для одной, как в коммерческом или государственном секторе, а для двух категорий участников рынка (см. далее Схему 1).

В коммерческом секторе покупатель и получатель продукта (товара или услуги), как правило, одно лицо. На него направлена реклама, PR-деятельность коммерческой организации для того, чтобы создать потребность в продукте. Покупатель платит за продукт и пользуется им непосредственно в соответствии со своими желаниями.

Если компания Nike хочет продать новую линию спортивной одежды, она изучает рынок в поисках тех, кто мог бы захотеть получить продукт Nike и мотивирует приобрести его. Например, компания Nike мотивирует женщин заниматься спортом, чтобы они чувствовали себя свободными. Покупая кроссовки, мы платим за товар и за «ощущение свободы», и пользуемся этим сами.

Государственный сектор сам по себе является и производителем услуги и ее покупателем, хотя нередко прибегает к схеме некоммерческого сектора (получение денег от бизнеса), чтобы залатать дыры в бюджете. Государственный сектор определяя потребность в продукте определенных (незащищенных) категорий населения, производит этот продукт через различные государственные организации и оплачивает его самостоятельно (из бюджетных средств).

К примеру, комитет социальной защиты населения реализует программы бесплатной помощи одиноким малообеспеченным пенсионерам через Центры социальной помощи, оплачивая услуги этих организаций из бюджетных средств. Но в то же время, отдельные услуги государства могут финансироваться за счет средств, собранных от бизнеса — раздача бесплатных продуктовых наборов, приобретение диагностического медицинского оборудования и т.д.

Некоммерческая организация также должна продать свой продукт, но сразу двум лицам — оплачивающему продукт и использующему продукт. И оба в этой ситуации важны. Если НКО не сумеет найти достаточного количества лиц, которые нуждаются в получении продукта либо будут не удовлетворены его качеством, тогда высока вероятность потери и покупателя продукта. Безусловно, покупатель продукта приобретает для себя также нечто определенное (удовлетворяет свою мотивацию, продвигает имидж своей организации и т.д.), но он не является конечным получателем продукта (по крайней мере, единственным).

Например, если организация, помогающая семьям с детьми-инвалидами, хочет «продать» услугу — дневное пребывание детей-инвалидов на стационаре — ей приходится искать тех, кто нуждается в услуге (например, одинокие мамы с детьми-инвалидами) и оценивать их потребности, а также искать тех, кто мог бы заплатить за эту услугу вместо мам (например, бизнесмена, у которого в семье тоже есть ребенок-инвалид) и оценивать их мотивацию. Вполне возможно, что бизнесмен не только удовлетворит свою мотивацию, но и несколько раз воспользуется услугой, но, кроме него, эта услуга станет доступной и для тех, кто в ней нуждается, но платить не может.


Соответственно, при планировании процесса привлечения средств, некоммерческой организации приходится ориентироваться не на одну, а на две совершенно разные (по мотивации, обеспеченности, благополучию и пр.) категории населения.

Достижение финансовой стабильности — это суровая необходимость для каждой некоммерческой организации. Нам хочется быть уверенными в том, что завтра, как и сегодня, мы будем продолжать выполнять свою миссию. Для этого нужны различные ресурсы, а какие и сколько — определяется в процессе стратегического планирования деятельности НКО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.