КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные физические величины и законы
Задачи
3.01. Две параллельные плоскости, заряженные с поверхностными плотностями и , находятся на расстоянии друг от друга. Определить разность потенциалов между плоскостями. 3.02. Расстояние d между двумя точечными зарядами и равно 60 см. Определить точку, в которую нужно поместить третий заряд так, чтобы система зарядов находилась в равновесии. Определить величину и знак заряда. Устойчивое или неустойчивое будет равновесие? 3.03. На бесконечном тонкостенном цилиндре диаметром равномерно распределен заряд с поверхностной плотностью . Определить напряженность поля в точке, отстоящей от поверхности цилиндра на . 3.04. Два одинаковых металлических заряженных шара находятся на расстоянии . Сила отталкивания шаров . После того как шары привели в соприкосновение и удалили друг от друга на прежнее расстояние, сила отталкивания возросла и стала равной . Вычислить заряды и , которые были на шарах до их соприкосновения. Диаметр шаров считать много меньшим расстояния между ними. 3.05. Электрон, обладающий кинетической энергией , влетел в однородное электрическое поле в направлении силовых линий поля. Какой скоростью будет обладать электрон, пройдя в этом поле разность потенциалов ? 3.06. Определить потенциальную энергию системы двух точечных зарядов и , находящихся на расстоянии друг от друга. 3.07. Поле образовано бесконечной равномерно заряженной плоскостью с поверхностной плотностью заряда . Определить разность потенциалов U двух точек поля, отстоящих от плоскости на и . 3.08. Пылинка массой , несущая на себе заряд , влетела в электрическое поле в направлении силовых линий. После прохождения разности потенциалов пылинка имела скорость . Определить скорость пылинки до того, как она влетела в поле. 3.09. Три одинаковых капли ртути, заряженных до потенциала , сливаются в одну. Каков потенциал образовавшейся капли? 3.10. Точечные заряды и находятся на расстоянии друг от друга. Определить напряженность поля в точке, удаленной на от первого и, от второго заряда. Определить также силу, действующую в этой точке на точечный заряд . 3.11. Между пластинами плоского конденсатора вложена тонкая слюдяная пластинка. Какое давление испытывает эта пластинка при напряженности электрического поля ? 3.12. Плоский конденсатор с площадью пластин каждая заряжен до разности потенциалов . Расстояние между пластинами . Диэлектрик – стекло. Определить энергию W поля конденсатора и плотность ω энергии поля. 3.13. Расстояние между пластинами плоского конденсатора , разность потенциалов . Заряд каждой пластины . Определить энергию W поля конденсатора и силу F взаимного притяжения пластин. 3.14. Емкость плоского конденсатора . Диэлектрик – фарфор. Конденсатор зарядили до разности потенциалов и отключили от источника напряжения. Какую работу нужно совершить, чтобы вынуть диэлектрик из конденсатора? 3.15. Плоский конденсатор состоит из двух круглых пластин радиусом каждая. Расстояние между пластинами . Конденсатор присоединен к источнику напряжения . Определить заряд и напряженность поля конденсатора, если диэлектриком будут: а) воздух; б) стекло. 3.16. Пластины плоского конденсатора площадью 100 см2 каждая притягиваются друг к другу с силой Пространство между пластинами заполнено слюдой. Найти: 1). заряды, находящиеся на пластинах, 2). напряженность поля между пластинами, 3). энергию в единице объема поля. 3.17. Два конденсатора емкостью и соединены последовательно и присоединены к батарее э. д. с. . Определить заряд каждого конденсатора и разность потенциалов между его обкладками. 3.18. Пространство между пластинами плоского конденсатора заполнено двумя слоями диэлектриков: слоем стекла толщиной и слоем парафина толщиной . Разность потенциалов между обкладками . Определить напряженность поля и падение потенциала в каждом из слоев. 3.19. Разность потенциалов между пластинами плоского конденсатора площадью 100 см2 каждая равна 280 В. Поверхностная плотность заряда на пластинах . Найти: 1). напряженность поля внутри конденсатора, 2). расстояние между пластинами, 3). скорость, которую получит электрон, пройдя в конденсаторе путь от одной пластины до другой, 4). энергию конденсатора. 3.20. Плоский воздушный конденсатор с площадью пластин 100 см2 и расстоянием между ними 1 мм заряжен до 100 В. Затем пластины раздвигаются до расстояния 25 мм. Найти энергию конденсатора до и после раздвижения пластин, если источник напряжения перед раздвижением отключается. 3.21. Имеется 120-вольтовая лампочка мощностью 40 Вт. Какое добавочное сопротивление надо включить последовательно с лампочкой, чтобы она давала нормальный накал при напряжении в сети 220 В? Сколько метров нихромовой проволоки диаметром 0,3 мм надо взять, чтобы получить такое сопротивление? 3.22. В сеть с напряжением включили катушку с сопротивлением и вольтметр, соединенные последовательно. Показание вольтметра . Когда катушку заменили другой, вольтметр показал . Определить сопротивление другой катушки. 3.23. Определить число электронов, проходящих в секунду через единицу площади поперечного сечения железной проволоки длиной при напряжении на ее концах . 3.24. Сила тока в проводнике равномерно увеличивается от нуля до некоторого максимального значения в течение времени . За это время в проводнике выделилась теплота . Определить скорость нарастания тока в проводнике, если сопротивление его . 3.25. От батареи, э. д. с. которой , требуется передать энергию на расстояние . Потребляемая мощность : Найти минимальные потери мощности в сети, если диаметр медных подводящих проводов . 3.26. Э. д. с. батареи , внутреннее сопротивление . Внешняя цепь потребляет мощность . Определить силу тока I в цепи, напряжение U, под которым находится внешняя цепь, и ее сопротивление . 3.27. Э. д. с. батареи . При силе тока к. п. д. батареи . Определить внутреннее сопротивление батареи. 3.28. При внешнем сопротивлении сила тока в цепи , при сопротивлении сила тока . Определить силу тока короткого замыкания источника э. д. с. 3.29. По проводнику сопротивлением течет равномерно возрастающий ток. За время в проводнике выделилась теплота . Определить заряд q, протекший за это время по проводнику. В момент времени, принятый за начальный, ток в проводнике был равен нулю. 3.30. Элемент замыкают сначала на внешнее сопротивление , а затем на внешнее сопротивление . Найти э.д.с. элемента и его внутреннее сопротивление, если известно, что в каждом из этих случаев мощность, выделяемая во внешней цепи, одинакова и равна 2,54 Вт. 3.31. В схеме рисунок 12 и – два элемента с равными э.д.с. 2 В. Внутренние сопротивления этих элементов равны соответственно и . Чему равно внешнее сопротивление если сила тока , текущего через , равна 1 А? Найти силу тока , идущего через . Найти силу тока , идущего через сопротивление .
Рисунок 12. 3.32. Определить силу тока в каждом элементе и напряжение на зажимах сопротивления (см.рисунок 3 31), если , , , и . 3.33. Какая разность потенциалов получается на зажимах двух элементов, включенных параллельно, если их э.д.с. равны соответственно и и внутренние сопротивления и ? 3.34. Определить силы токов на всех участках электрической цепи (см. рисунок 13), если , , , , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь.
Рисунок 13. Рисунок 14. 3.35. Три сопротивления , и , а также источник тока соединены, как показано на рисунке 14. Определить э. д. с. источника, который надо подключить в цепь между точками A и В, чтобы в сопротивлении R3 шел ток силой 1А в направлении, указанном стрелкой. Сопротивлением источников тока пренебречь. 3.36. Определить разность потенциалов между точками А и В (рисунок 15), если , , , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь.
Рисунок 15. Рисунок 16. 3.37. Определить силу тока в сопротивлении R3(рисунок 15) и напряжение на концах этого сопротивления, если , , , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь. 3.38. Два источника тока с внутренним сопротивлением и с внутренним сопротивлением , а также реостат соединены, как показано на рисунке 16. Определить силы тока в реостате и в источниках тока. 3.39. В схеме рисунка 17 , , и падение потенциала на сопротивление (ток через направлен сверху вниз) равно 1 В. Найти показание амперметра. Внутренним сопротивлением элементов и амперметра пренебречь.
Рисунок 17. 3.40. В схеме рисунка 17 , , , . Через амперметр идет ток 1 А, направленный от к . Найти сопротивление . Сопротивлением батареи и амперметра пренебречь.
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ
Закон Ампера , где – сила, с которой магнитное поле действует на элемент длины проводника с током , вектор совпадает с направлением тока, – вектор магнитной индукции. В скалярном виде , где – угол между векторами и . Сила Лоренца , где – сила, действующая на заряд , движущийся в магнитном поле со скоростью (сила Лоренца). В скалярном виде , где – угол между и . Связь магнитной индукции и напряженности магнитного поля где – магнитная постоянная, – магнитная проницаемость среды. Закон Био-Савара-Лапласа , где – напряженность магнитного поля, создаваемого элементом длины проводника с током ; – радиус-вектор, приведенный от к точке, в которой определяется напряженность поля. В скалярном виде , где – угол между векторами и . Из закона Био-Савара-Лапласа следуют формулы, определяющие: 1). напряженность магнитного поля в центре кругового проводника радиуса с током ; 2). Напряженность магнитного поля, создаваемого отрезком прямолинейного проводника с током, в точке, отстоящей от проводника на расстоянии , и определяемой углами и между направлением тока и радиус-векторами из начала и конца отрезка в эту точку ; 3). Напряженность магнитного поля, создаваемого «бесконечно длинным» () проводником с током на расстоянии от него ; 4). Напряженность магнитного поля внутри соленоида, имеющего витков, длину , много большую диаметра соленоида D . Поток вектора магнитной индукции (магнитный поток) через произвольную поверхность , где – угол между векторами и , – вектор нормали к площадке . Поток вектора магнитной индукции через площадку в однородном () магнитном поле соответственно . Закон электромагнитной индукции , где – э.д.с. индукции. Э.д.с. самоиндукции , где – индуктивность контура , где – магнитный поток, создаваемый в контуре током . Индуктивность соленоида (тороида) , где – число витков соленоида, – его длина, – площадь сечения. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле , где – магнитный поток, пересеченный движущимся проводником. Работа по перемещению замкнутого контура с током в магнитном поле , где – изменение магнитного потока, сцепленного с контуром. Работа перемещения контура при неизменном токе в нем , где и – начальный и конечный магнитный потоки через контур. Энергия магнитного поля, создаваемого током в замкнутом контуре, по которому течет ток . Объемная плотность энергии . Пример 1. В однородном магнитном поле с индукцией движется протон. Траектория его движения представляет собой винтовую линию с радиусом и шагом . Определить кинетическую энергию протона. Дано: ; ; ; ; . Найти: .
Рисунок 18. Решение. Кинетическая энергия протона (при ) . (1.1) – скорость света. Заряженная частица движется в магнитном поле по винтовой линии в случае, когда ее скорость составляет с направлением вектора индукции угол , не равный 900. В таком случае частица движется по окружности в плоскости, перпендикулярной линиям индукции со значением составляющей скорости и одновременно поступательно вдоль силовых линий со значением составляющей скорости . Как видно из рисунка 4.1 ; . . (1.2) Согласно второму закону Ньютона . Сила Лоренца перпендикулярна вектору скорости и сообщает протону нормальное ускорение . Отсюда , (1.3) где – радиус окружности. Шаг винтовой линии – это расстояние, пройденное протоном со скоростью вдоль силовой линии за время, равное периоду его вращения по окружности . Так как , то . Отсюда . (1.4) Подставляя формулы (1.3) и (1.4) в уравнение (1.2), находим . Отсюда . Как видно, . Таким образом, для кинетической энергии протона по формуле (1.1) получаем значение . Пример 2. По проводу, согнутому в виде квадрата со стороной , течет ток силой . Найти магнитную индукцию в точке пересечения диагоналей квадрата. Дано: ; . Найти: .
Рисунок 19. Решение. Расположим квадратный виток в плоскости чертежа (рисунок 19). Согласно принципу суперпозиции магнитных полей магнитная индукция поля квадратного витка будет равна геометрической сумме магнитных индукций полей, создаваемых каждой стороной квадрата в отдельности: . (2.1) В точке О пересечения диагоналей квадрата все векторы индукции будут направлены перпендикулярно плоскости витка «к нам». Кроме того, из соображений симметрии следует, что абсолютные значения этих векторов одинаковы: В1 = В2 = Вз = В4. Это позволяет векторное равенство (2.1) заменить скалярным равенством (2.2) Магнитная индукция В1 поля, создаваемого отрезком прямолинейного провода с током, выражается формулой . (2.3) Учитывая, что и (рисунок 4.2), формулу (2.3) можно переписать в виде . Подставив это выражение В1 в формулу (2.2), найдем . Заметим, что и (так как ), получим . Подставим в эту формулу числовые значения физических величин и произведем вычисления: . Пример 3. В однородном магнитном поле с индукцией равномерно вращается катушка, содержащая витков, с частотой . Площадь поперечного сечения катушки 100 см2. Ось вращения перпендикулярна оси катушки и направлению магнитного поля. Определить максимальную э.д.с. индукции вращающейся катушки. Дано: ; ; ; . Найти: . Решение. Согласно закону электромагнитной индукции . суммарный магнитный поток через все витки катушки (потокосцепление катушки) , где – число витков, – магнитный поток, пронизывающий каждый отдельный виток. При произвольном расположении катушки относительно магнитного поля . Учитывая, что круговая частота , получим . Тогда . при . Поэтому . Подставляя численные значения величин получим . Пример 4. Виток, в котором поддерживается постоянная сила тока , установился в однородном магнитном поле (). Диаметр витка . Какую работу А нужно совершить, чтобы повернуть виток относительно оси, совпадающей с диаметром, на угол ? Дано: ; ; ; ; . Найти: . Решение. Работу поворота витка с постоянным током определим по формуле . (4.1) магнитный поток через виток в произвольном положении , где – угол между нормалью к плоскости витка и направлением вектора магнитной индукции . В начальном (равновесном) положении нормаль совпадает с направлением вектора , то есть . После поворота, по условию задачи, . Таким образом ; . Подставляя эти выражении в уравнение (4.1), получим . И так как площадь витка равна , то окончательно имеем . Подставляя численные значения величин, получим . Работа внешних сил против сил магнитного поля. Пример 5. Соленоид имеет длину и сечение . При некоторой силе тока, протекающего по обмотке, в соленоиде создается магнитный поток . Чему равна энергия W магнитного поля соленоида? Сердечник выполнен из немагнитного материала, и магнитное поле во всем объеме однородно. Дано: ; ; ; ; . Найти: . Решение. Энергию однородного магнитного поля определим по формуле , (5.1) где – объем соленоида: (5.2) – объемная плотность энергии магнитного поля . (5.3) Магнитный поток через каждый виток соленоида , так как нормаль к плоскости витков совпадает по направлению с вектором и, соответственно, и . Отсюда . Подставляя это выражение в уравнение (5.3), получим . (5.3) С учетом формул (5.2) и (5.3) уравнение (5.1) принимает вид . Подставляя численные значения величин, получаем .
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |