Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюзия и значение (полезность) иллюзии




Вначале мать почти 100-процентным приспособлени­ем предоставляет возможность младенцу испытывать иллюзию, что ее грудь — это часть ребенка. Грудь находится как будто под магическим контролем младенца. То же самое можно ска­зать в отношении заботы о маленьком ребенке в общем, в спо­койные промежутки между состояниями возбуждения. Всемо­гущество — это почти факт опыта. Конечная задача матери — постепенно разрушить иллюзии ребенка, но у нее нет никаких Шансов преуспеть в этом, если она не смогла вначале предос­тавить достаточную возможность для иллюзии.

Другими словами, грудь сотворяется ребенком снова и снова -Го способностью любить или, можно сказать, потребностью. В Психике ребенка формируется субъективный феномен, который

мы называем грудью14. Мать подставляет настоящую грудь имен­но туда, где ребенок готов ее создать, и в нужный момент.

С рождения поэтому человек озабочен проблемой отноше­ния между тем, что объективно воспринимается, и тем, что субъективно представляется (conceive of). И не будет здорового разрешения этой проблемы у человека, мать которого не была довольно хорошей в изначальном обращении с ним. Промежу­точная область, о которой идет речь,это область, которая позволена ребенку в период после первичного творчество и до объективного восприятия, основанного на тестировании реаль­ности. Переходные объекты представляют ранние стадии в ис­пользовании иллюзии, без чего для человеческих существ нет смысла в идее взаимоотношения с объектом, который пережи­вается другими как внешний по отношению к этому человеку.

Идея, проиллюстрированная на рисунке 1, следующая: в ран­ний период развития любого человеческого индивидуума, в не­которой теоретической точке, младенец в определенных услови­ях, создаваемых матерью, способен сформировать15 идею чего-то, что встретится с растущей потребностью, возникающей из инстинктивного напряжения. Про ребенка нельзя сказать, что он заранее знает, что должно быть создано. В этот момент мать подставляет себя. В общем случае она дает свою грудь и свое потенциальное побуждение к питанию. Приспособление матери к потребностям ребенка, если оно достаточно хорошо, дает ре­бенку иллюзию, что существует внешняя реальность, соответству­ющая способности ребенка творить. Другими словами, существует взаимоналожение того, что дает ребенку мать, и того, что он способен представить. Для наблюдателя ребенок воспринимает то, что мать действительно ему представляет, но это не вся прав­да. Младенец воспринимает грудь только постольку, поскольку он способен создать ее именно здесь и сейчас. Между матерью

14 Я имею в виду всю технику материнства. Когда говорится, что первый объект — это грудь, слово «грудь» используется, я думаю, чтобы обо­значить способы материнского ухода, как и само тело. Отнюдь не не­возможно быть достаточно хорошей матерью (в том смысле, как я ис­пользую это понятие), используя для кормления бутылочку. Если дер­жать в уме такое широкое значение слова «грудь», то можно провести мост между формулировками суждений о человеческой природе Мела-ни Кляйн и Анны Фрейд. Единственное оставшееся различие —во вре менных периодах, являющееся на самом деле незначительным расхож­дением, которое само по себе исчезнет с ходом времени.

15 Conceive — представить, вообразить, изобрести, зачать {примеч. перевод­чика).

и ребенком нет взаимообмена. Психологически ребенок прини­мает из груди, которая является частью его самого, а мать дает молоко младенцу, являющемуся частью ее самой. В психологии идея обмена основана на иллюзии психолога.

На рисунке 2 области иллюзии придана форма, для того что­бы отразить то, что я считаю основной функцией переходных объектов и переходных феноменов. Переходные объекты и пе­реходные феномены дают начало в каждом человеческом суще­стве тому, что всегда важно для него, а именно — нейтральной области опыта, не подвергающейся испытанию. Про переходный объект можно сказать, что онпредмет согласия между нами и младенцем о том, что мы никогда не зададим вопрос: «Это ты вообразил или это представлено тебе извне?» Важным мо­ментом является то, что вынесения решения по этому поводу не ожидается. Вопрос не должен формулироваться.

Рис. I

Рис. 2

Проблема, без сомнения исподволь заботящая ребенка с са­мого начала, постепенно становится очевидной, если принять во внимание тот факт, что основная задача матери (следующая пос­ле предоставления возможности для иллюзии) — разрушение ил­люзии. Она предшествует задаче отнятия от груди и является в Дальнейшем одной из важных задач родителей и воспитателей. Другими словами, проблема иллюзии — это та, которая внутренне присуща всем человеческим существам, и ее никто не может раз­решить для себя, хотя теоретическое понимание ведет к теоре­тическому решению. Если все идет хорошо, в этом постепенном процессе потери иллюзий заготовлена стадия для фрустраций, которые мы объединяем вместе, говоря об отнятии от груди. Следует помнить, что, когда мы говорим о феноменах (которые Кляйн (1940) осветила специально в своем понятии депрессив­ной позиции), которые группируются вокруг отнятия от груди,

мы подразумеваем лежащий в их основе процесс, которым пре­доставляется возможность для иллюзии и постепенной потери иллюзий. Если «иллюзия — потеря иллюзии» отклоняется от нор­мального пути, младенец не может дойти до столь нормальной вещи, как отнятие от груди, до реакции на отнятие от груди, и абсурдно вообще говорить об отнятии от груди. Простое пре­кращение кормления грудью не то же, что отнятие от груди.

Мы можем видеть чрезвычайную важность отнятия от гру­ди в случае нормального ребенка. Когда мы являемся свидете­лями сложной реакции, которая у некоторого ребенка пущена в ход отнятием от груди, мы знаем, что это могло произойти у него благодаря тому, что процесс наличия «иллюзии — потери иллюзии» двигался так хорошо, что мы можем игнорировать его при обсуждении самого отнятия от груди.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ «ИЛЛЮЗИИ - УТРАТЫ ИЛЛЮЗИЙ»

Здесь подразумевается, что задача принятия реально­сти никогда не выполнима, что никакой человек не свободен от порока смешивать внешнюю и внутреннюю реальность и смяг­чение этого порока обеспечивается промежуточной областью опыта (Riviere, 1936), которая не подлежит проверке (искусство, религия и т. д.). Эта промежуточная область вытекает непосред­ственно из области игры маленького ребенка, «ушедшего с го­ловой» в игру.

В раннем детстве эта промежуточная область необходима для инициации отношения между ребенком и миром. Ее существо­вание становится возможным благодаря довольно хорошему ма­теринству на критической ранней стадии. Существенным для всего этого является непрерывность во времени внешнего эмо­ционального окружения и отдельных элементов в физическом окружении, таких, как переходный объект или объекты.

Переходные объекты позволяются ребенку благодаря инту­итивному осознанию вышеуказанного порока, свойственного объективному восприятию, и мы не испытываем ребенка в от­ношении субъективности и объективности только там, где есть переходный объект.

Если взрослый будет призывать нас признать объективность его субъективных феноменов, мы заподозрим у него сумасше­ствие или даже поставим диагноз. Если, однако, взрослый спо­собен наслаждаться личной промежуточной областью, не наста­ивая на ее реальности, тогда мы можем узнать наши собствен­ные соответствующие промежуточные области и получить

удовольствие, если найдем степень их пересечения, иначе гово­ря, общие переживания между членами группы в искусстве, ре­лигии или философии.

Я хочу привлечь особое внимание к работе Вульфа, на кото­рую я ссылался выше, в которой дается клинический материал, иллюстрирующий именно то, что я даю под названием «пере­ходные объекты» и «переходные феномены». Существует раз­ница между моей точкой зрения и точкой зрения Вульфа, выра­жающаяся в том, что я использую эти специальные термины, а он использует термин «фетишистский объект». Изучение рабо­ты Вульфа, кажется, показывает, что он, используя слово «фе­тиш», привносит в детство нечто, что в обычной теории отно­сится к сексуальным перверзиям. Я не смог найти в его статье указания на то, что переходный объект ребенка является нор­мальным опытом. Я же считаю переходные феномены нормаль­ными и универсальными. Кроме того, если мы распространим термин «фетишизм» на нормальные феномены, мы, возможно, потеряем некоторую ценность этого термина[11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы обратили ваше внимание на богатое для наблю­дения поле, которое поставляют самые ранние переживания здо­рового ребенка, выраженные прежде всего в отношениях с пер­вым обладанием.

Это первое обладание в своих истоках связано с аутоэротическими переживаниями и сосанием кулачка и большого паль­ца, а в будущем с мягким животным или куклой и с твердой игрушкой. Оно связано как с внешним объектом (материнской грудью), так и с внутренним объектом (магически интроецированной грудью), но отличается и от того, и от другого.

Переходные объекты и переходные феномены принадлежат царству иллюзии, находящейся в основе инициации опыта. Эта ранняя стадия в развитии ребенка становится возможной бла­годаря способности матери приспосабливаться к потребностям ребенка, таким образом предоставляя младенцу иллюзию, что то, что он создает, существует в реальности.

Эта промежуточная область опыта, не испытываемая в от­ношении ее принадлежности к внутренней или внешней (раз­деленной) реальности, формирует основную часть опыта мла­денца и на протяжении жизни сохраняется в интенсивных переживаниях, принадлежащих и искусству, и религии, и жиз­ни воображения, и творческой научной работе.

Обычно переходный объект младенца постепенно декатек-тируется, особенно по мере того, как развиваются культурные интересы.

Из этих рассуждений возникает следующая идея: принятый парадокс может иметь свою позитивную ценность. Разрешение парадокса ведет к защитной организации, которая у взрослого может быть обнаружена в виде организации истинного и лож­ного Я [Winnicott. True and false self, 1960).

В психопатологии17:

Пагубные пристрастия могут описываться в терминах рег­рессии к более ранним стадиям, когда переходные феномены не подвержены испытанию.

Фетишизм может быть описан в терминах сохранения оп­ределенного объекта или типа объектов, относящихся к ранне­му детскому опыту в переходной области, связанным с бредом материнского фаллоса.

Патологическое фантазирование и воровство могут быть опи­саны в терминах побуждения человека перекинуть мост через разрыв в опыте, относящемся к переходным феноменам..

17 Последующий текст отсутствует в версии 1971 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.