Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отграничение от состояний недоразвития речи




У детей с недоразвитием речи из-за недостаточного контакта с окружающими, ограниченности мыслительных про­цессов, затруднений в освоении житейских и особенно школь­ных навыков замедляется умственное развитие. В конечном итоге это приводит к вторичным интеллектуальным нарушениям, ко­торые не всегда просто отличить от состояний общего психи­ческого недоразвития. Возможность одновременного поражения как речевых, так и некоторых интеллектуальных механизмов еще больше затрудняет дифференциацию.

Отграничение от моторной алалии. При этой часто встреча­ющейся форме преобладает недоразвитие экспрессивной речи и следует учитывать особенности ее формирования. В этих слу­чаях резко запаздывает произнесение первых слов (2—3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень уп­рощенном виде в 5—6-летнем возрасте. В целом все стороны речи (произносительная, лексическая и грамматическая) ока­зываются грубо нарушенными. Но наряду с этим даже до­школьники любознательны, интересуются происходящим вокруг, сами пытаются занять себя. Они способны к простейшим обоб­щениям, справляются с многими невербальными заданиями. Од­нако их интеллектуальное развитие по сравнению с нормой за­паздывает, и это осложняет их отграничение от детей с пси­хическим недоразвитием. Все же они живее, любознательнее, умеют использовать помощь, более серьезно переживают свой речевой дефект, дифференцированнее относятся к окружающим, небезразличны к оценкам их поведения и активности. Для них характерна также большая разница при выполнении вербаль­ных и невербальных заданий. Отсутствует и столь обычная для умственно отсталых диспластичность телосложения. В то же вре­мя речевые расстройства последних более тесно связаны с ин­теллектуальным уровнем и не препятствуют речевому общению.

У детей младшего школьного возраста с алалией экспрес­сивная речь развита хуже, чем импрессивная. Нарушен рече­вой акт, нет беглости переключения от слова к слову, от фразы к фразе, не автоматизированы чтение и письмо. У более стар­ших детей могут оставаться негрубые дефекты фонетической, лексической и грамматической сторон речи, проявляющиеся главным образом при чтении и письме.

Структура интеллектуального дефекта при моторной алалии мозаична; нарушены темп, направленность и переключаемость психических процессов, больше страдают активность, про­извольность и избирательность мышления. Нередко имеют мес­то расстройства ориентировки во времени и пространстве, ап-раксия и агнозия (Ковалев В. В., Кириченко Е. И., 1970).

Характерны выраженные проявления детскости интересов и поведения, мало целенаправленная, лишенная инициативы сует­ливость, эйфорически окрашенное беспокойство, отсутствие эмо­ционального накала и подлинной силы инстинктов, неустойчивость и повышенная истощаемость внимания (Мнухин С. С, 1972).

Отграничение от сенсорной алалии. Эта форма речевого не-Доразвития встречается реже. При ней отсутствует понимание Речи, и лишь вторично страдает ее экспрессивная функция.

У детей с сенсорной алалией при сохранном слухе имеется яв­ное непонимание речи — «замыкательная акупатия» (Трау-готтН. Н., 1946), причем у одних больше страдает слуховое вни­мание, а у других — способность дифференцировать фонемы и слова. Различие механизмов предполагает и разную степень раз­вития речи, а отсюда и отграничение от умственной отсталости будет различаться при разных формах. Приходится иметь в виду, что у детей с сенсорной алалией нет грубых нарушений интел­лекта, признаков моторной недостаточности и практически от­сутствуют симптомы органического поражения ЦНС (Голови­на Е. С, Введенская И. С, 1968).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.