Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отграничение от невропатий и психопатий




Отграничение от соматогенной астении

Продолжительные соматические заболевания (напри­мер, желудочно-кишечные расстройства), неоднократно за корот­кий промежуток времени повторяющиеся острые тяжелые бо­лезни, хронические инфекции (туберкулез и другие заболевания), особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, могут отражаться на интеллектуальной деятельности детей. Освоение программы детского сада или школы оказывается ниже потен­циальных возможностей из-за быстрой утомляемости, истощае-мости нарушенного внимания.

В связи с этим иногда приходится отграничивать сомато­генную астению и психическое недоразвитие, причем следует принимать во внимание колеблющуюся интеллектуальную про­дуктивность больных, ухудшающуюся в процессе занятий или обследования. Она меняется также в зависимости от соматиче­ского состояния и поэтому в один день может быть лучше, а в другой хуже. Наряду со сказанным помогает обнаружение симп­томов ирритативной или апатической астении: возбудимости, раз­дражительности, повышенной впечатлительности, капризности, плаксивости, истощаемости, обидчивости, неспособности к сколь­ко-нибудь длительному психическому или физическому напря­жению, вялости, снижении заинтересованности в происходящем вокруг и т. д. Кроме того, нарушаются аппетит, сон, могут по­явиться головные боли, головокружения, иногда возникают ноч­ные страхи. Как правило, дети критичны к себе, переживают свои, особенно школьные, неудачи. Обычно дифференциальный диагноз не вызывает трудностей.

Разрешение вопроса облегчается с помощью анамнеза, ука­зывающего на благополучное преморбидное развитие и связь возникших трудностей в обучении с соматическими расстрой­ствами. Кроме того, существенную помощь оказывают симпто-

мы основного соматического заболевания и явления осложня­ющей его астении. Подробное и тем более неоднократное изуче­ние психики ребенка выявляет нормальный интеллектуальный уровень. Ухудшенная же продуктивность может быть объяснена расстроенным вниманием и неспособностью к напряжению.

Отграничение от невропатий. Интеллектуальная отста­лость подозревается нередко в тех случаях, когда ребенок не справляется с заданиями дошкольного или школьного учрежде­ния из-за эмоционально-волевых расстройств. Причиной таких за­труднений в младшем возрасте чаще всего бывают невропатии.

Проявления невропатии, как правило, обнаруживаются в пер­вые годы жизни. Основные ее симптомы: крайне повышенная воз­будимость, неустойчивость вегетативных функций, общая гипере­стезия, резкая психомоторная и эмоциональная возбудимость, бы­страя истощаемость и склонность к страхам, боязливость. В конце дошкольного возраста и в первых классах школы в связи с новы­ми повышенными требованиями к ребенку у него обнаруживают­ся недостаточная работоспособность, легкая утомляемость и исто­щаемость. Такие дети в процессе занятий не могут проявить долж­ного прилежания, не способны к длительному сосредоточению, их легко отвлекают малейшие изменения в окружающей обстановке. В связи с этим любое полученное задание утомляет и быстро на­доедает, ребенок переключается на какой-либо случайный пред­мет (ручку, пуговицу), который на некоторое время служит игро­вым материалом, помогает восстановить растраченные силы и ин­терес к заданию. Чем менее привлекательно занятие, тем быстрее наступает истощение. Чем больше разнообразия в классной ра­боте и чаще переключение па новый материал, тем дольше со­храняются рабочий тонус и увлечение делом. Таким образом, эти дети отличаются повышенной нервно-психической возбудимостью, раздражительностью, истощаемостью и утомляемостью.

Отграничение от психопатий. В более старшем возрасте сре­ди синдромов эмоционально-волевых нарушений, ответственных за снижение интеллектуальной продуктивности и потому требу­ющих дифференцирования от общего психического недоразвития, следует назвать формирующиеся или сформировавшиеся пси­хопатии. Чаще всего это относится к астенической психопатии или к астено-невротическому типу акцентуации характера (Лич-ко А. Е., 1979). При ней дети и подростки не способны к устой­чивому и продолжительному напряжению. Учебная деятельность

им легко надоедает, они быстро устают, испытывают чувство сла­бости. Страх перед необходимым рабочим напряжением неред­ко не позволяет им даже приступить к тому или иному делу. Концентрация внимания, а с ней и работоспособность наруша­ются из-за легко возникающих мыслей о собственном нездоро­вье, которое их очень беспокоит. Постоянные головные боли, сердцебиения, плохой аппетит и т. д. усиливают ипохондричес­кую настроенность и вызывают настолько сильное беспокойство, что вынуждают подростка искать помощи и облегчения своего «очень тяжелого состояния». У части подростков — необычная впечатлительность и усиленное чувство собственной недостаточ­ности. Они очень ранимы и не выносят всего того, что их зас­тавляет волноваться. Имеется склонность к страхам, нарушени­ям сна, сниженному настроению.

Как невропатия, так и психопатия имеют наибольшее сход­ство с астенической формой психического недоразвития. Одна­ко последняя характеризуется более выраженной неспособ­ностью к овладению чтением, письмом и нередко счетом, сочетающейся с затруднениями в воспроизведении рядов и с нарушениями в тонкой моторике. Самое же принципиальное отличие состоит в том, что здесь имеется явный интеллектуаль­ный дефект, выявляемый при изучении мыслительных процес­сов: обобщения, отвлечения, абстракции и др. На этом же основа­нии проводится дифференциальный диагноз с неуравновешен­ным вариантом стенической формы и с другими формами недоразвития. Следует учитывать также и большую тонкость переживаний, и способность к самоанализу, и необычную впечатлительность, и чувство собственной вины, нередко наблю­даемые у подростков с чертами астенической психопатии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.