КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отграничение от невропатий и психопатий
Отграничение от соматогенной астении Продолжительные соматические заболевания (например, желудочно-кишечные расстройства), неоднократно за короткий промежуток времени повторяющиеся острые тяжелые болезни, хронические инфекции (туберкулез и другие заболевания), особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, могут отражаться на интеллектуальной деятельности детей. Освоение программы детского сада или школы оказывается ниже потенциальных возможностей из-за быстрой утомляемости, истощае-мости нарушенного внимания. В связи с этим иногда приходится отграничивать соматогенную астению и психическое недоразвитие, причем следует принимать во внимание колеблющуюся интеллектуальную продуктивность больных, ухудшающуюся в процессе занятий или обследования. Она меняется также в зависимости от соматического состояния и поэтому в один день может быть лучше, а в другой хуже. Наряду со сказанным помогает обнаружение симптомов ирритативной или апатической астении: возбудимости, раздражительности, повышенной впечатлительности, капризности, плаксивости, истощаемости, обидчивости, неспособности к сколько-нибудь длительному психическому или физическому напряжению, вялости, снижении заинтересованности в происходящем вокруг и т. д. Кроме того, нарушаются аппетит, сон, могут появиться головные боли, головокружения, иногда возникают ночные страхи. Как правило, дети критичны к себе, переживают свои, особенно школьные, неудачи. Обычно дифференциальный диагноз не вызывает трудностей. Разрешение вопроса облегчается с помощью анамнеза, указывающего на благополучное преморбидное развитие и связь возникших трудностей в обучении с соматическими расстройствами. Кроме того, существенную помощь оказывают симпто- мы основного соматического заболевания и явления осложняющей его астении. Подробное и тем более неоднократное изучение психики ребенка выявляет нормальный интеллектуальный уровень. Ухудшенная же продуктивность может быть объяснена расстроенным вниманием и неспособностью к напряжению. Отграничение от невропатий. Интеллектуальная отсталость подозревается нередко в тех случаях, когда ребенок не справляется с заданиями дошкольного или школьного учреждения из-за эмоционально-волевых расстройств. Причиной таких затруднений в младшем возрасте чаще всего бывают невропатии. Проявления невропатии, как правило, обнаруживаются в первые годы жизни. Основные ее симптомы: крайне повышенная возбудимость, неустойчивость вегетативных функций, общая гиперестезия, резкая психомоторная и эмоциональная возбудимость, быстрая истощаемость и склонность к страхам, боязливость. В конце дошкольного возраста и в первых классах школы в связи с новыми повышенными требованиями к ребенку у него обнаруживаются недостаточная работоспособность, легкая утомляемость и истощаемость. Такие дети в процессе занятий не могут проявить должного прилежания, не способны к длительному сосредоточению, их легко отвлекают малейшие изменения в окружающей обстановке. В связи с этим любое полученное задание утомляет и быстро надоедает, ребенок переключается на какой-либо случайный предмет (ручку, пуговицу), который на некоторое время служит игровым материалом, помогает восстановить растраченные силы и интерес к заданию. Чем менее привлекательно занятие, тем быстрее наступает истощение. Чем больше разнообразия в классной работе и чаще переключение па новый материал, тем дольше сохраняются рабочий тонус и увлечение делом. Таким образом, эти дети отличаются повышенной нервно-психической возбудимостью, раздражительностью, истощаемостью и утомляемостью. Отграничение от психопатий. В более старшем возрасте среди синдромов эмоционально-волевых нарушений, ответственных за снижение интеллектуальной продуктивности и потому требующих дифференцирования от общего психического недоразвития, следует назвать формирующиеся или сформировавшиеся психопатии. Чаще всего это относится к астенической психопатии или к астено-невротическому типу акцентуации характера (Лич-ко А. Е., 1979). При ней дети и подростки не способны к устойчивому и продолжительному напряжению. Учебная деятельность им легко надоедает, они быстро устают, испытывают чувство слабости. Страх перед необходимым рабочим напряжением нередко не позволяет им даже приступить к тому или иному делу. Концентрация внимания, а с ней и работоспособность нарушаются из-за легко возникающих мыслей о собственном нездоровье, которое их очень беспокоит. Постоянные головные боли, сердцебиения, плохой аппетит и т. д. усиливают ипохондрическую настроенность и вызывают настолько сильное беспокойство, что вынуждают подростка искать помощи и облегчения своего «очень тяжелого состояния». У части подростков — необычная впечатлительность и усиленное чувство собственной недостаточности. Они очень ранимы и не выносят всего того, что их заставляет волноваться. Имеется склонность к страхам, нарушениям сна, сниженному настроению. Как невропатия, так и психопатия имеют наибольшее сходство с астенической формой психического недоразвития. Однако последняя характеризуется более выраженной неспособностью к овладению чтением, письмом и нередко счетом, сочетающейся с затруднениями в воспроизведении рядов и с нарушениями в тонкой моторике. Самое же принципиальное отличие состоит в том, что здесь имеется явный интеллектуальный дефект, выявляемый при изучении мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, абстракции и др. На этом же основании проводится дифференциальный диагноз с неуравновешенным вариантом стенической формы и с другими формами недоразвития. Следует учитывать также и большую тонкость переживаний, и способность к самоанализу, и необычную впечатлительность, и чувство собственной вины, нередко наблюдаемые у подростков с чертами астенической психопатии.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |