Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отграничение от замедленного темпа психического развития




Процесс созревания психики во времени не одинаков у всех детей, более того, даже у одного и того же ребенка в разные годы жизни он может протекать в различном темпе. Замедленное формирование интеллектуальных функций может быть связано с семейными особенностями, факторами прена-тального развития, ослабляющим действием заболеваний и дру­гих вредностей. У некоторых детей, особенно в младшем возра­сте, может быть не только замедление, но и приостановка дальнейшего психического развития под влиянием затяжных ток-сико-дистрофических состояний.

Отграничение от семейно-бытовой и педагогической запущенности. Известно, что психические функции формируются в процессе деятельности ребенка под влиянием воспитания. Если в раннем возрасте ребенок не получал достаточного стиму­лирования для формирования у него разнообразных знаний и навыков, то это могло существенно затормозить его развитие. Неправильное воспитание и в дальнейшем, если оно не подго­тавливает к самостоятельному овладению житейскими и школь­ными навыками, невольно затормаживает процесс созревания. Таким образом, и без того замедленный переход от одной фазы развития к другой может осложниться неблагоприятными се­мейными условиями. Чаще, однако, приходится иметь дело только с отсутствием правильного воспитания и обучения, с тем, что называют семейно-бытовой и воспитательной запущенностью (Мнухин С. С, 1968), педагогической запущенностью (Сухаре­ва Г. Е., 1965; Власова Т. А., Лебединская К. С, 1975), микро­социально-педагогической запущенностью (Ковалев В. В., 1976), просто запущенностью (NissenG., 1974). Предрасполагающим фактором для возникновения такого состояния могут стать се­мьи с примитивными, умственно отсталыми, социально небла­гополучными родителями, распавшиеся семьи, где единственный родитель (чаще мать) не справляется со своими воспитатель­скими обязанностями, чужие семьи или детские учреждения с недостаточно хорошо поставленной воспитательной работой. В этой микросоциальной среде могут создаться условия для не­правильного воспитания — безнадзорности, недостатка внимания и ухода, что в конечном итоге приводит к сенсорной и эмоцио­нальной депривации. Такая обстановка препятствует нормаль­ному прохождению всех фаз развития, мешает социализации ребенка, приводит к недостаточному развитию интересов, мо­ральных устоев. В наибольшей мере страдают высшие чувства потребности в труде и удовлетворения от достигнутого, чувство ответственности перед старшими, детским коллективом и перед собой. Такой нравственный фундамент ведет к отказу от умствен­ного труда, чему в значительной мере способствует отсутствие любознательности. Результат этого — недостаток знаний и пред­ставлений, неразвитая речь, бедность познавательных интере­сов, примитивность установок личности.

Отграничение состояний психического недоразвития от запущенности основывается на отсутствующих у детей с недоразвитием способности к обобщению, тугоподвижности психических процессов, безынициативности и несамостоятель­ности в работе, неумении использовать помощь, невозможности

аяя

ориентироваться вжитейской обстановке. Динамика развития «за­пущенных» детей отличается тем, что при раннем распознава­нии и создании благоприятной ситуации для обучения и жизни отставание в большей или меньшей мере выравнивается. На со­зревание умственно отсталых даже весьма благоприятная среда не оказывает влияния в такой мере, чтобы они становились интел­лектуально полноценными. Помогает дифференциальному диаг­нозу обнаружение диспластических явлений, признаков пороч­ного развития тех или иных органов и систем, встречающихся у большинства отсталых. Попытки использовать для дифферен­цирования анамнез могут привести к еще большим затрудне­ниям, так. как и умственно отсталые, и «запущенные» дети мо­гут воспитываться в неблагоприятной микросоциальной среде.

Лишь сведения о том, что воспитание было правильным (при их достоверности), а развитие ребенка отставало, дают основа­ния для диагноза недоразвития.

Особую сложность для дифференциации представляют не­редкие случаи запущенности детей с негрубыми резидуально-органическими поражениями ЦНС или легким замедлением тем­па развития другого, часто неясного происхождения. Клинические и психологические исследования в этих случаях выявляют не только недостаточность знаний и умений, но и симптомы орга­нического поражения ЦНС, проявляющиеся как в неврологи­ческом статусе, так и в структуре психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.