КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Симптомокомплекс навязчивых страхов и действий
Третий, часто встречающийся в дошкольном возрасте симптомокомплекс — это симптом окомплекс навязчивых страхов и действий, протекающий на депрессивном фоне и часто сопровождаемый, кроме того, тиками. У ребенка, страдающего вышеупомянутой симптоматикой, начинают появляться мысли о смерти, чужой и своей, в разнообразных вариантах. Иногда имеют место даже попытки к самоубийству в возрасте 6—7 лет. Мысли о смерти начинают принимать характер навязчивых опасений (обрушится дом, обвалится стена, будет наводнение в случае порчи водопровода, «буду раздавлена поездом, трамваем», «заражусь» и т.д.). Вместе с тем появляются ипохондрические жалобы: «руки и ноги ломят, млеют, сердце сжимается, лап сердце плакать хочет» и т. д. Наряду с навязчивыми представлениями возникают навязчивые действия: постучать ногой, подпрыгнуть на месте, дотронуться до какого-либо предмета, издать особый звук и т. д. Одновременно нередки тики. В то же время сны и фантазии ребенка полны агрессивных тенденций против окружающих (видит во сне войну, кровь и т. д.). За упомянутым симптомокомплексом, занимающим передний фон картины, мало-помалу начинают выкристаллизовываться расстройство мышления и аффективное оскудение ребенка. Приведем пример. Олег М. 6 лет. Происходит из семьи, где оба родителя страдали мягко выраженной формой шизофрении. Темпы двигательного и интеллектуального развития ранние. Тяжелыми детскими инфекциями не болел. Когда Олегу было 3 года, родился его братишка, к которому ребенок стал проявлять агрессию, бил его, толкал, бранил; когда тот начал ходить, подводил его к острому углу какого-либо предмета и бросал на него, чтобы тот ушибся. Рос замкнутым ребенком. Преобладал интерес к движущимся игрушкам и механизмам. Без конца их рисовал во всех деталях. В возрасте б лет у ребенка появились высказывания, что° поезд раздавит маму. Начал строить агрессивные фантазии на тему о войнах, убийствах. Кровь фигурировала в его творческих продукциях в разных вариантах. Затем начинает фантазировать, что будет с ним, если он ляжет на рельсы железной дороги. Стал навязчиво бояться быть раздавленным. Убегал с вокзала, не мог видеть поездов. В возрасте 7 лет мать застала его дважды с ножом в руках и с расстегнутым воротом рубашки. Говорил о том, что, пожалуй, нож не дойдет до сердца и попадет в кость. В 3i >м же возрасте возникли тики в веке правого глаза и заикание. Мало-помалу за картиной навязчивости начинает отчетливо обозна чаться ясное расстройство ассоциаций и аффективная деградация. Успеваемость в занятиях снижена. Временами стереотипно повторяющиеся состояния возбуждения с автоматическим бегом по комнате. Со стороны физической: астенический тип сложения тела, туберкулезная интоксикация, симптом Хвостека. Прежде чем перейти к анализу сущности описанного симп-томокомплекса, отметим, что первые признаки его обычно возникают в конце первого возрастного криза ребенка, имеющего место в возрасте 3—4 лет. В этом периоде обычно начинает усиленно Функционировать корковая нервная система: ребенок овладевает сполна речью, в его движениях исчезает беспорядочность и появляются целенаправленность и целеустремленность. В системе эндокринного аппарата начинает усиленно функционировать Мозговой придаток (первый подъём кривой роста}. Эти изменения организма, именуемые в немецкой литературе первым пубертатным - 401 периодом, обычно сопровождаются определенным сдвигом в психике: ребенок стремится к большей самостоятельности и к выявлению вовне своей нарастающей активности. Взрослые же обычно недоучитывают потребности ребенка и ставят на пути осуществления его пробуждающихся влечений определенные тормоза. В результате у ребенка появляется реакция агрессии во всех ее вариантах (упрямство, злоба, агрессивные акты, отход от реальности). Эта стадия носит название «Trotzperiode». В норме эта реакция частично изживается в упомянутых формах, а частично переключается в русло активной, познавательной творческой деятельности. У шизофреника, у которого начало процесса пришлось на упомянутый период возрастного криза, из-за снижения у него интереса к реальности, с одной стороны, а с другой — благодаря известному снижению эффективности это изживание агрессии и переключение ее вовне затруднены и агрессивность ребенка сохраняется, частично тормозясь, частично устремляясь на самого себя. У Олега агрессия не проявляется свободно вовне, мало переключается в творческую деятельность. Она выливается в фантазии, устремляется на себя (стремление к самоубийству), частично претерпевает метаморфозу (навязчивые опасения попасть под поезд, быть раздавленным). Результатом этой же напряженности аффекта являются и тики. Дифференциальный диагноз с психопатией и с реактивным состоянием облегчается тем, что за основным симптомоком-плексом всегда нетрудно разглядеть нарастающий аутизм, расстройство мышления и аффективное снижение.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |