КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бытие есть нечто реально сущее
Вопрос I. Основные понятия философской онтологии Ш. Материальное бытие П. Философия бытия и небытия Лекция 22 «Проблема бытия в теории философии и науки» План: /. Основные понятия философской онтологии
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. 1. Этимология понятия «бытие»: а) Nb: Онтология (от греч.-— сущее и слово, понятие, учение) б) «Бытие» как предельно общее понятие (терминальная категория) философии и науки: Nb: В переводе с латинского «граница», «предел», «предельный» обозначаются категорией «термин» («терминальный») Понятие «бытие», являясь исходным, формирует систему философских категорий, т.е. философия - это миропознание (познание физического и духовного мира) бытия. Поэтому в центр исходных понятий философии ставится бытие - физическое и духовное; бытие физическое - это пространство и время, плюс их наполнение, именуемое материей. Пространство, само по себе, - неизменная «пустота» - это статика бытия. Время течет - это динамика бытия. Nb: Специфика обеих сторон бытия физического: через статику - пространство, через динамику - время (в искусстве, в, частности, выделяются пространственные, или статичные, его виды и временные, или динамичные). Динамика и статика исключают друг друга: Динамика может слиться со. статикой через промежуточную форму (ею является материя, заполняющая пространство и изменяющаяся во времени). Nb: Благодаря материи физический мир выступает единым. Современная физика подтверждает внутреннюю нераздельность пространства, времени и материи. Nb: С выходом на время пространство раздваивается: его тождественность, неизменность во времени проявляются как покой; изменение во времени - как движение. Бытие нуждается в самоопределении, которое выступает в виде сознания. Соответственно обозначим самоопределяемое бытие как сознание, а определяемое - как материю; : Взаимопроникновение сознания и материи порождает субъект как сознательное и материальное существо, действующее на основе свойственных ему материальных и духовных потребностей; Nb: Предмет деятельности субъекта - объект - включает отдельные явления вплоть до мира в целом: Объект существует для объекта в своей собственной основе (или сущности, и значимости для субъекта, его потребностей - ценности); познание происходит во взаимодействии субъекта и объекта. Специфика философского знания - во всестороннем раскрытии субъектно-объектных отношений, что и подтверждает отправное начало системы философских наук. Это указывает на то, что само бытие есть системное явление. в) Статус понятия «бытие» в философии: понятно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Однако еще есть и мир символов - продукты деятельности человека (т.е. то, в чем дано иное); человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя не физически зримо, а символически. (Например, в продуктах труда узнаются их создатели); т.е. мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы, связанные друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии - это системная связь: Мир человека - Мир символов - Мир природы. Каждый из этих миров сложно структурирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; мир символов — это труд, язык, культура; мир природы — физические, химические, биологические явления. г) Содержание философской категории «бытие»: Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Nb: Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции -самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Df: Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, венная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. 2. Бытие - универсальная система связей и отношений: а) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через отношение: Отношение - это общее выражение системной связи целостного мира. Мир - единый и целостный - существует благодаря всеобщей связи явлений. Явления мира объединены двумя видами связи -непосредственно и опосредованно в рамках целого. Df: Отношение - это любое взаимное расположение элементов бытия. Оно может быть: внешним (количественным отношением элементов) -явления независимы друг от друга и лишь сравнимы на какой-то общей основе, позволяющей соотносить, соизмерять элементы и рассматривать их в качестве частей единого; - внутренним - зависимым, физически связанным, образующим целостность восходящим к единой сущности. (Сущность - внутренняя связь. -внутренне-внешним - это внешняя свіязь «внешняя связь внутренней связи». В зависимости от конкретной внешней связи одна и та же сущность заявляет себя в разном качестве. Качество - это взаимодействующая сущность, итоговая, практическая связь; внутренне-потребностным (не связанным физически), ценностным. Таким образом, исходные понятия структуры бытия: - Элемент, -Связь. Отношение - взаимоположение элементов. Связь - внутреннее отношение элементов, реализуемое во взаимодействии. Философы выделяют три положительных и три отрицательных формы возможного взаимодействия. Они являются «симметрией», необходимой равновестностью в отношениях бытия. Взаимодействие - реализация связи: положительные формы взаимодействия - взаимодополнение, взаимопроникновение, взаимослияние; отрицательные формы взаимодействия - взаимоотталкивание, взаимоисключение, взаимоуничтожение. Nb: связь, включающая негативные отношения, - противоречие;развитие - это увеличение и обогащение связей между элементами. В этом случае скачек, радикальность перемен зависит не от качества, а от количества. Сущность - исходная внутренняя связь. Закон - общая связь (сущность) явлений. Количество - внешнее отношение (сопоставимых) явлений. Свойство - отдельное отношение взаимодействующей сущности. Качество - взаимодействующая сущность. Система - единство внутренних связей. б) Бытие — как интегральная характеристика целостности мира через его существование. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Однако бытие - это интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие «бытие» отвлекается от всех конкретныхразличий предметов, вещей и процессов, кроме одной их черты - иx существования (что задает миру исходную целостность); Существовать - значит быть «связанной переменной»: в этой категории фиксируется убеждения человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием; чувственное восприятие бытия окружающего мира не однозначно (миражи в пустынях); констатация бытия исходная, базовая посылка дальнейших рассуждений о мире; в) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через становление: Становление - характерная черта бытия, а бытие — предпосылка становления. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие - иллюзорным (парадокс Парменида «Сущее есть, не-сущего нет»); Гегель понимал бытие как «исчезающее бытие», как переходящее в «небытие», в результате чего все в мире является становлением; у Платона бытие - это трансцендирование, Становление бытия имеет личностно-индивидуальный смысл, конкретно-исторический способ реализации, сталкивается с дилеммой «быть или иметь», является процессом самореализации, долженствования и жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |