Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности




АКТИВНОЕ МЕНЬШИНСТВО

ИННОВАТОРЫ -СУБЪЕКТЫ НОВОВВЕДЕНИЙ

Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют свою соци­альную базу, своих носителей. И определение предметной области инновати-ки не будет полным без учета человека в этих процессах, его деятельной силы.

В сущности, тут речь идет о социально активном элементе общества, который своей инициативностью вносит в нашу действительность конструктивную новиз­ну. Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей, разработок, опыта и т. п., идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, состав­ляют ценнейшее достояние страны. В конечном счете творчески мыслящие и дей­ствующие люди есть главное богатство любого народа. И отношение к ним, как провозглашаемое, так и фактическое, есть характеристика прогрессивности об­щества, шанс на его успех даже в международном масштабе.

Социальный состав инноваторов весьма разнообразен по возрастным, про­фессиональным, этническим и другим характеристикам, и он еще слабо изучен. Но, видимо, бесспорно, что людей, создающих технику, методы работы, просто вещи, выделяющиеся значительной новизной и полезностью для общества, в об­щем составе населения относительно немного. Можно сказать, что контингент инноваторов является своего рода социальным меньшинством. Это важно отме­тить еще и для того, чтобы подчеркнуть необходимость особенно бережного и тер­пимого отношения к ним и создания поощряющего их режима деятельности.

Словом, с инноваторами надо работать как со специфической социальной категорией, занимающей в общественном развитии особое место и имеющей соб­ственные структуру, психологию, нужды. Без понимания этой специфики нельзя успешно развивать эту социальную группу, ассимилировать продукты ее деятель­ности в интересах всех. Между тем различия между разными типами инновато­ров имеют значение для дифференцированной и более точной работы с ними.

Кто же такие инноваторы?

Их можно разделить на ряд групп по разным основаниям. Конечно, груп­пы эти статистические, не объединенные в какой-либо единый коллектив, и границы между ними весьма условны, хотя и значимы.


Прежде всего среди них заметно деление на создателей новшеств и их ре­ализаторов (назовем их так). Если первая группа обычно на виду и пользуется большим вниманием, то право на выделение второй относительно самостоя­тельной группы инноваторов следует обосновать, ибо социальная роль ее ни­как не менее значительна, а положение реализаторов весьма проблемно.

Реализаторы - это те же создатели, авторы, но не самого новшества, а про­цесса его освоения, того самого процесса и механизма перехода от исходного состояния к желаемому, который и составляет суть и сердцевину нововведе­ния. В этом смысле реализаторы не менее инновационны, чем создатели нов­шеств.

По другому основанию всех инноваторов можно разделить на профессио­налов и тех, кто занимается самодеятельным творчеством. Понятно, что к пер­вым относятся работники научных и проектных институтов, конструкторских бюро и т. д. Для них разработка и проектирование нового не только специаль­ность, но и плановая работа. Именно новшествами они отчитываются, за них им предусмотрено вознаграждение (зарплата, премии, звания и т. д.). Однако плановый характер их инновационной деятельности отнюдь не гарантирует внедрения.

Самодеятельные инноваторы встречаются с еще большими трудностя­ми. Надо сказать, значение данной группы творцов нового у нас еще явно недооценивается. В ней существенны различия между теми, кто создает, про­двигает оригинальные и необходимые новшества в рамках своей основной специальности, наряду с выполнением своих служебных обязательств, и теми, кто делает это вне своей специальности или должностных обязаннос­тей.

Характерный пример первой подгруппы - врач (чаще хирург), конструи­рующий инструменты для своих профессиональных целей. Например, глав­врач одного из свердловских санаториев Б.И. Вызов изобрел и успешно ис­пользует свой аппарат для лечения искривлений позвоночника, сокращающий срок выздоровления пациентов на б месяцев. Но тиражирование аппарата на­долго увязло в согласованиях. Молодой сельский врач из Молдавии Сергей Попов за три года сделал 10 изобретений различных медицинских инструмен­тов, хотя большинство из них так и остались в одном экземпляре, сделанном им самим с помощью добровольных помощников. Показательно, что это на­много больше того числа новшеств, которое было предложено специализиро­ванными медицинскими институтами за то же время.

Особенно разнообразна, многолика вторая группа самодеятельных инно­ваторов, занимающихся изобретательством и рационализаторством за преде­лами своей основной специальности. На их счет бытует представление, что продукция их творчества - несущественна в масштабах народного хозяйства и скорее есть предмет их собственных забот. За этот стереотип инертного мыш­ления охотно держатся особенно те, от кого зависит внедрение таких разрабо­ток в практику. Но даже самое краткое знакомство с некоторыми из работ та­кого рода показывает, какие возможности мы здесь упускаем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.