КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постановочная работа 1 страница
Часть VI ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК Повторить всю технику приемов «Школы сценического боя» в одну шеренгу и парном построении. Повторить все сцены: бой на ножах, бой Ромео — Тибальт, бой на шпаге с дагой и бой на двуручных мечах.
В процессе зачета следует отметить: технику исполнения приемов на всех видах оружия, точность в сохранении верной дистанции, общение партнеров и технику безопасности. В программу зачета входит демонстрация приемов «Школы» и исполнения четырех сцен. После исполнения этой программы в заключение дается упражнение на скорость освоения новой композиции боя на колюще-рубящей шпаге.
Методические указания. Вначале вводную часть исполняет только моя шеренга — один раз, затем то же делает противник. Далее водную часть выполняют обе шеренги. Надо сказать, что размеры шагов должны быть такие, чтобы бойцы оказались на средней дистанции. Повторять упражнение следует 2-3 раза. При 4-кратном повторении разучиваются первые 7 темпов основной части, потом также разучивается фраза от 7-го до 12-го темпа. Финал выполняется отдельно два раза. Выполнить полностью композицию сцены в медленном темпе два раза под музыкальное сопровождение. Сделать то же, но в ускоренном темпе под музыкальное сопровождение. Предложить играть сцену, причем каждая пара действует в своем темпоритме. Музыкальное сопровождение звучит только как фон. На выполнение всего этого задания должно быть затрачено не более 15-20 минут. Если сцена будет сыграна убедительно, это свидетельствует о достаточно высокой подготовленности учеников. Глава XXXVI
Работа фехтмейстера, приглашенного на постановку фехтовальных сцен в профессиональном театре, имеет два раздела: первый, главный — творчески выражающийся в выполнении задания режиссера-постановщика спектакля, и второй, как бы подсобный, но тем не менее принципиально важный — организационный, касающийся взаимоотношений с дирекцией театра, постановочной частью и режиссерским управлением. Следует отметить, что официальные отношения начинаются после заключения между театром и фехтмейстером трудового соглашения. Это соглашение может быть оформлено только после предварительного совещания с режиссером и актерами. Основное назначение предварительного знакомства в необходимости выяснить обязанности фехтмейстера, принимающего приглашение театра. От объема работы зависят пункты трудового соглашения, определяющего права и обязанности театра и фехтмейстера. При необходимости поставить фехтовальные сцены в спектакле театрального учебного заведения вышеперечисленных предварительных сложностей нет. Там сразу начинается творческая работа. Как известно, постановочная работа в театральном учебном заведении и профессиональном театре возникает тогда, когда фехтовальный эпизод оказывается частью режиссерского решения в спектакле. Сценарий такого эпизода должен быть тщательно продуман. Именно с этого должна начинаться работа фехтмейстера в контакте с режиссером-постановщиком пьесы. Лишь в некоторых пьесах имеются фехтовальные сцены, достаточно разработанные автором. В числе таких авторов — великий Вильям Шекспир. Первый этап работы — определение характеров персонажей и их пластическое выражение. Идеально, если фехтмейстер понимает режиссерский замысел и строит фехтовальную сцену в контексте режиссерского решения. Значительно хуже, если режиссер и постановщик боев существуют автономно. В этом случае сценический бой выглядит отдельным вставным номером. Второй этап — подбор приемов для сценического боя. Эта работа начинается с выяснения следующих обстоятельств: кто, где, с кем, почему и зачем встречаются противники и как разрешается этот конфликт в фехтовальной сцене. Нетрудно заметить, что ответы на вопросы «кто» и «с кем» определяют действующих лиц, исследуя скрупулезно: национальность, время (историческая эпоха), сословную принадлежность, пол, возраст, состояние здоровья, темперамент и т. д. Чем больше получено ответов на поставленные вопросы, тем полнее образ, созданный автором, и тем увлекательнее работа фехтмейстера. Ответы на вопросы «почему», то есть из-за чего возник поединок, и «зачем», определяют причинность и конечную цель схватки, сквозное действие. Только обстоятельные ответы на все эти вопросы в результате анализа текста пьесы помогут определить побудительные причины, заставившие героев действовать так, а не иначе. Надо искать и понять сущность сценического образа. Естественно, что эта работа должна быть выполнена фехтмейстером сразу, как только получено приглашение на постановочную работу по фехтованию. Тщательное изучение самого произведения и творческой манеры автора должны быть побудителями к предполагаемой работе. И только потом — знакомство с режиссером, художником, композитором и актерами, которые будут исполнять роли в фехтовальном эпизоде. Надо знать состояние здоровья актеров, владение ими ремеслом, степень заинтересованности работой. Все это позволит глубже понять будущих исполнителей. Для точного решения сцены весьма важно предварительно обсудить с режиссером такие частности, как умение персонажа фехтовать. Например, умеет ли фехтовать Беатриче (Гольдони К. Слуга двух господ). Возможно, она отлично владеет шпагой, а может, и не умеет этого делать. А ее противник Сильвио — новичок в этом искусстве или нет? Драматург не знает ответов — значит, решение этой сцены целиком зависит от совокупности составляющих спектакль: жанра произведения, режиссерского решения и актерского исполнения. А что, например, произойдет, если Сильвио будет отличным фехтовальщиком? Как тогда сложится этот бой, ведь победить-то должна Беатриче? Другой пример: как выразить потерю уверенности у Макбета, когда он узнает, что Макдуф был рожден почти умершей женщиной («вырезан из чрева»), и понимает, что сбываются пророчества ведьм? Как бьются персонажи пьесы К. Чапека «Мать», сыновья — коммунист и фашист? Они должны фехтовать в манере XX века, а на каком оружии, с каким отношением друг к другу и, наконец, чем кончается этот бой? Множество подобных загадок предлагают фехтовальные ситуации в различных пьесах. Только найдя решение, можно заняться составлением экспозиции и уже после этого, совместно с режиссером и исполнителями, можно приступать к работе. Без предварительной работы нет смысла заниматься технологией. При подборе приемов надо считаться, во-первых, с подготовленностью актеров и их здоровьем, во-вторых, с тем, что содержание приемов и их последовательность должны соответствовать не только логике самой сцены, но и логике фехтовальных действий. Чем логичнее подбор приемов, тем актерам удобнее, потому что запоминаются и быстро превращаются в полуавтоматизм только логичные действия. Алогизм как самостоятельный прием тоже может применяться, но только в комедийных и гротескных сценах. Фехтовальный алогизм актер должен уметь подчеркнуть. А это достаточно трудно. При постановке сцены боя в одной из трагедий актер, исполнявший роль человека, который в бою испытывает страх, попросил постановщика боев придумать такую фехтовальную композицию, в которой он мог бы активно драться, двигаясь вперед! Но зритель должен был верить, что герой испытывает страх. Этого требовала логика сцены. Такую фехтовальную композицию можно было решить только очень высокой фехтовальной техникой, которой данный исполнитель не обладал. Постановщик пытался убедить исполнителя в нелепости его желания. Зрителю было бы понятнее чувство страха сражающегося героя, если бы он, отбиваясь, отступал. Переубедить исполнителя не удалось. Оказалось, что этот артист пластически столь не совершенен, что вообще не может стремительно двигаться назад, и тем более во время исполнения фехтовальных действий. Тогда был придуман такой ход: активность действий и движение вперед должны были быть окрашены состоянием отчаяния испуганного человека, который, как бы очертя голову — будь что будет — бросается в бой. Задача тоже очень трудная, но интересная. На премьере спектакля движение вперед по ходу боя вызвало в актере состояние, противоположное страху. Он активно загнал своего партнера за кулисы, а через несколько секунд тот, к недоумению зрителей, вынес отрубленную голову этого храбреца. Провал сцены был очевиден. Этот пример говорит о том, что невозможно нарушать логику пьесы, неверно решенной сценой (пусть даже эффектно поставленной). В работе над экспозицией иногда возникает спор с постановщиком спектакля и художником, его оформляющим. Этот спор касается отражения исторической действительности в костюмах, оружии и композиции самого боя. Все рассуждения на эту тему возникают в результате представления о так называемом современном прочтении пьесы. Вопрос в том, нужна ли историческая достоверность в фехтовальной сцене вообще, а если нужна, то в какой мере она допустима и возможна? Что она может дать зрителю и актеру? Зрителю всегда интересно увидеть на сцене что-либо новое. Это достаточно увлекательно, особенно если удовлетворена их любознательность. Актер, играющий в пьесе, отражающей историческую действительность, должен играть, с одной стороны, в пластической манере, свойственной этому времени, с другой — средствами сегодняшнего дня. Поскольку режиссер-постановщик является человеком, отвечающим за целостность спектакля, нелепо действовать наперекор его стремлениям. И надо ли отказаться от работы вообще или пойти на некоторые компромиссы? Надо только доказать, что в какой бы исторической манере бой ни был поставлен, какая бы конструкция оружия ни была применена, бой — это лишь знак столкновения характеров и разрешения конфликта на наших глазах. Поставить вне этой закономерности фехтовальную сцену еще никому не удавалось, поскольку такое задание вообще невыполнимо. Кроме того, есть некая условность, связанная с тем, что далеко не все, присущее натуральному бою, может быть исполнено в театре. Причина кроется в недопустимости с точки зрения современной этики играть все, что могло происходить в бою на холодном оружии (военный эпизод, дуэль, уличная драка). В подобных обстоятельствах в жизни возникали безобразные и жестокие сцены, показывать которые в театре никому не нужно. Кроме того, должны быть исключены все действия, представляющие реальную опасность для исполнителей. В результате правильного отбора выразительных средств остаются только такие приемы, которые в художественной форме отражают технику боя на холодном оружии. Они относительно безопасны и весьма эффектны. Только характеры персонажей, жанр произведения и логика сценической жизни определяют поступки действующих лиц в драматическом спектакле. Несколько иначе строится логика сценической жизни в опере и оперетте, поскольку постановочная работа в музыкальном театре имеет свои особенности. Они состоят в том, что композиция боя должна быть решена в точном соответствии с музыкой сцены, созданной композитором. К чести большинства композиторов следует отметить, что путем практического опыта в фехтовальном искусстве или интуитивно, в результате каких-то общих сведений о нем, они писали для этих сцен удивительно понятную, удобную и яркую музыку. Это в полной мере относится к «Фаусту» Ш. Гуно, «Каменному гостю» А. Даргомыжского, «Орлеанской деве» П. Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Вагнера, «Дон-Жуану» В. А. Моцарта. Степень яркости изложения такова, что, прослушав эти музыкальные отрывки в оркестровом исполнении, почти сразу же ощущается логика развития фехтовальной сцены, после чего подбор соответствующего фехтовального материала не представляет трудностей. Сказанное имеет прямое отношение также к операм Дж. Верди, Р. Вагнера и, в частности, к «Обручению в монастыре» С. Прокофьева. Нельзя ставить фехтовальную сцену, абстрагируясь от музыки. Это мучительно для певца и непонятно зрителю, потому что нарушает главное в музыкальном театре — единство музыки и физического поведения исполнителя. Надо разгадать музыкальный замысел, создать логику фехтовального поведения и подобрать для ее осуществления фехтовальные приемы. Можно поставить бой в соответствии с тем музыкальным размером, в котором написана музыка сцены, предлагая фехтовать актерам, ориентируясь на длительность нот — целые, половины или четверти. Такое исполнение всегда музыкально и красиво, и в то же время оно примитивно, поскольку это скорее танец с оружием, чем бой. Подчинение боевых действий размеру музыки обязательно переводит исполнение на уровень чистого представления, неправды. Следует создать аритмичный бой, однако подлинно музыкальный. Это достигается умением певца, при правильно подобранном фехтовальном материале, фехтовать, ритмически совпадая только с началом и завершением музыкальных фраз. В пределах музыкального предложения у фехтующих не должно быть ритмических совпадений с размером музыки. В таком бою должны быть внезапные паузы, такие как: оценка происходящего, скоростные изменения, фехтовальные фразы, состоящие из разного количества темпов. Обычно певцы, за редким исключением, у которых по роли была фехтовальная сцена, с удовольствием учились этому искусству. В работе над такой сценой фехтмейстер должен помнить о сложности певческого дыхания и первостепенной важности его в оперном искусстве, что важно учитывать при подборе фехтовального материала. Нельзя перегружать дыхание певца на тренировках и репетициях, так как после фехтовальной сцены исполнителю надо петь. Это обстоятельство должно быть сдерживающим началом при постановке фехтовальных трюков в опере. Например, в «Фаусте» Гуно, где смертельно раненный Валентин должен петь продолжительную арию, причем в ансамблевом исполнении с хором, это обстоятельство должно заставить фехтмейстера, подбирая приемы для сцены, консультироваться с исполнителями по поводу вокальной нагрузки. В такой сцене, как бой Фауст — Валентин, трудность состоит в том, что Валентин в бою должен быть агрессивно действующим лицом: ведь он оскорблен, мстит за честь сестры и потому начинает поединок. А агрессивность требует соответствующих активных действий. Искусство постановщика — в том, чтобы создать выразительную сцену и не перегрузить дыхание певца. Особенности постановочной работы по фехтованию в балетном спектакле диктуются самой профессией танцовщика. По программе курс специального фехтования в хореографическом училище мало чем отличается от обучения в театральном вузе. Его основная польза — не в освоении технических приемов, которые не представляют трудности для учеников балетной школы, поскольку они воспитаны на сложных движениях танцевальной техники, быстро осваивают фехтовальные действия и запоминают их. Трудности, а значит, и полезность обучения сценическому фехтованию возникают с того момента, когда педагог или постановщик предъявляет требования к повышенной скорости при исполнении фехтовальных фраз, а затем и сцен. Как показала практика, большинству балетных актеров трудно дается исполнение фехтовальной техники на скорости, необходимой для достижения нужного эффекта. Оказалось, что в специфике исполнения танцевальных движений имеется особенность, состоящая в том, что чем быстрее темп, тем меньше амплитуда в выполняемых танцевальных движениях. В искусстве фехтования совершенно другая двигательная закономерность: какова бы ни была скорость исполнения движений, они должны быть укрупненными, что повышает уровень пластических возможностей танцора. Еще большие трудности возникают в постановке батальной сцены при задании фехтовать в пределах музыкальных фраз, применяя все особенности фехтовальной техники, выражающиеся в необходимости действовать подчас аритмично. Балетному актеру, воспитанному на точном совпадении танцевальных движений с размером музыкального произведения, то есть в инерциях ритма, крайне трудно освоить новую манеру физического поведения, столь типичную для настоящей сценической фехтовальной техники. Особенности балетного искусства — в абсолютно точной, отрепетированной технике, преобладании формы над содержанием, в отточенности движений, выверенности поз. Сценическое фехтование как тренинг в балетной школе может помочь наполнить балетную технику эмоциональностью, так как сценического боя вне эмоций быть не может. Внутренний и внешний темпоритмы могут находиться как во взаимодействии, так и в противодействии. Аритмия боя с присущими ему паузами-остановками — это великолепный тренинг для артиста балета, потому что пауза в бою — это не остановка действия, а группировка перед атакой, это сдерживание эмоций для последующих их выявлений. В умении мгновенно останавливаться, менять направление движений и исполнять их на различной скорости есть необходимое средство воспитания у актера двигательной пластичности. Фехтовальная сцена, построенная по законам драматического искусства, дает верное эмоциональное состояние, помогающее сыграть сцены поединков, дуэлей и драк. Повышение уровня общей пластичности балетного актера возникает непроизвольно, если танцующий был обучен искусству сценического фехтования в хореографической школе. Фехтовальная сцена может быть, по существу, танцем с оружием, где фехтовальные действия максимально приближены к искусству танца. Это блестяще осуществлено в балетах «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского, в «Спартаке» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона (Ленинград) и в постановке Ю. Григоровича (Москва), где балетмейстеры, знающие искусство сценического боя, блестяще подчинили его задачам балетного спектакля. Или когда, например, фехтование, оставаясь по форме и по сути приближенным к драматическому искусству, тем не менее органично входило в ткань балета («Слуга двух господ» М. Чулаки в постановке Б. Фенстера). Фехтмейстер, начинающий работать над постановкой фехтовальной сцены в музыкальном театре, еще до первой творческой встречи с режиссером должен обстоятельно ознакомиться с либретто произведения и встретиться с концертмейстером, который назначен для разучивания партий с певцами. Совершенно необходимо прослушать музыкальные куски в тех партиях, в которых есть фехтовальные сцены. Прослушивания и беседы с концертмейстером о характере музыки, о примерных темпах должны помочь фехтмейстеру в создании представлений об образе героев, которым придется фехтовать. После беседы с режиссером-постановщиком оперы по творческим вопросам можно начать изучение музыкального материала, на фоне которого будут проходить сцены дуэли или боя. Весьма желательно, чтобы фехтмеистер выучил текст, идущий до начала сцены, во время самой дуэли, если он есть, и после ее окончания. Это необходимо для того, чтобы органично почувствовать начало и финал сцены. Автор учебника на основании опыта рекомендует фехтмейстеру говорить с дирижером, концертмейстером и исполнителями на языке, принятом среди музыкантов. Надо знать музыкальную терминологию, тогда общение с дирижером будет легким, а это общение обязательно возникнет, когда опера или балет начнут репетиции с оркестром. Такая работа требует от артистов полной технологической подготовленности. Фехтмеистер должен встретиться с дирижером еще до создания композиции, чтобы установить темпы музыки в фехтовальных сценах. От заданных дирижером темпов зависит количество приемов в каждом музыкальном предложении или фразе. Сложность уже в том, что и характер музыки, изменившийся при переносе с рояля на оркестровое звучание, представляет затруднение, а если еще и темпоритмы будут иными — развал в уже сделанной фехтовальной композиции почти обеспечен. Очень важно, чтобы оркестровое исполнение было идентично тому, что актеры слышали на репетициях под аккомпанемент рояля. Исправлять ошибки, когда до генеральных прогонов осталось всего 3-4 репетиции, нет времени. Режиссерское управление практически уже не имеет возможности дать время на переучивание едеданной работы. Просьбы к дирижеру, чтобы оркестр играл быстрее или медленнее или с другим звучанием, безнадежны. Для музыканта темпоритмы музыки — логика сценической жизни и даже мировоззрение. В работе над фехтовальными сценами в балетном спектакле взаимоотношения возникают несколько иные. Если сцену будет ставить сам балетмейстер-постановщик спектакля, роль фехтмейстера сводится только к консультациям по поводу конструкции оружия, типичным приемам и стилю боя. Еще лучше, если балетмейстер, владеющий техникой сценического фехтования, с помощью фехтмейстера практически вспомнит приемы боя на том или ином нужном ему оружии. Если же фехт-мейстер приглашается на постановку сцен, ему придется выполнить почти всю ту работу, которая типична и для оперы. Необходимо знакомство с либретто, прослушивание музыки, творческие беседы с балетмейстером по поводу содержания фехтовальных сцен, а затем — работа с танцорами. Второй момент взаимоотношений фехтмейстера с театром — организационный — начинается с момента подписания трудового соглашения, единственно правомочной формы отношений между театром, поручающим выполнение работы, и постановщиком фехтовальных сцен, который принимает на себя выполнение этой работы. Допустимо, чтобы постановщик спектакля либо купировал некоторые сцены, либо их добавлял. Если возникает необходимость поставить интермедии, нужно выяснить, есть ли сценарии этих интермедий или их создание будет входить в работу фехтмейстера. Если замысел интермедий есть, получить его желательно заранее, поскольку надо будет своевременно подготовить сценарий каждой из сцен. Следует выяснить количество времени на каждую сцену и интермедию, ознакомиться с музыкой, если исполнение будет связано с ней. Время на каждую интермедию определяет количество фехтовальных приемов, необходимых для ее осуществления. Затем последует встреча с художником, оформляющим спектакль. Очень важно увидеть макет, установить для себя размеры сцены по зеркалу и в глубину, а если будут конструкции, узнать также и их размеры, главным образом высоту. Как правило, просмотр только эскизов не дает представления о декоративном оформлении сцены, а об этом надо знать, чтобы точно распределить фехтующих артистов в пространстве. Необходимо заранее просмотреть эскизы костюмов и, если нужно, поговорить с художником по поводу их конструкции, если они будут затруднять фехтовальные действия актеров. Также важны консультации по конструкции оружия в соответствии с замыслом постановщика спектакля. Поэтому надо заранее знать, в какой мере режиссер будет настаивать на исторической достоверности, или будет некая условная стилизация, а это означает, что и оружие может быть условным. Затем надо пойти в постановочную часть театра или арсенал, если такой есть в театре, и заняться просмотром имеющегося оружия. Далее выяснить, каким оружием располагает постановочная часть. Можно ли обойтись имеющимся или заказывать и покупать оружие. Если его надо изготавливать, то делать это следует заранее. Необходимо иметь оружие не только для исполнения сцены, но и для репетиционного процесса. Постановочную работу можно начать на имеющемся в театре оружии, если оно приблизительно соответствует требованиям техники безопасности. На обломках фехтовать нельзя, так как укороченные размеры клинков исказят технику. Как проводить работу с актерами? Прежде всего, точно определить приемы, из которых будет создаваться сцена. Естественно, что они должны соответствовать тем видам оружия, которое будет применено в спектакле. Система подготовки зависит от времени, предоставленного на репетиционный процесс. К примеру, один месяц. Тогда сначала с актерами надо заняться обучением, а затем, примерно через две недели, начинать ставить сцену. В этом случае результат может быть вполне приличным. Если до премьеры всего две недели, надо сразу, определив подбор приемов, потратить на них 2-3 занятия и приступить к постановке сцены. Приглашение на постановку фехтовальной сцены должно быть сделано не менее чем за 1,5 месяца до выхода спектакля. Тогда три недели можно посвятить обучению и совершенствованию техники, одну — постановочной работе, остальное время уйдет на тренировку, уточнение и доработку. После того как спектакль принят в целом, а значит, принята и фехтовальная сцена, составляется акт о выполненной работе. Этот акт подписывается режиссером-постановщиком, заведующим постановочной частью и заведующим режиссерским управлением. Глава XXXVII
Насколько большое значение придавали искусству сценического фехтования драматурги, можно понять из исследования пьес классического репертуара. Глава предлагает анализ фехтовальных сцен трех произведений В. Шекспира. Исследование драматургии Шекспира представляет интерес не только для фехтмейстеров, но и для режиссеров. Любопытно, что в тех случаях, когда Шекспир поясняет, как пользоваться оружием, обнаруживается такое знание конструкции оружия и техники его применения, какое было возможно только для специалиста-фехтовальщика. Удивительно, насколько он точен, проявляя знание искусства фехтования на уровне, доступном только профессиональному учителю. Эти знания позволяют нам при знакомстве с драматургией Шекспира приобщиться к Средневековью и правилам поединков того времени. Не вызывает сомнения, что Шекспир прекрасно знал и обычаи английского общества, и технику фехтования английской школы. Однако в большинстве его пьес речь идет о новой итальянской школе фехтования. Исследователи творчества Шекспира не обращали внимания на эту особенность его драматургии. В примечаниях к изданию иногда встречаются указания на источники, из которых Шекспир будто бы заимствовал и описание фехтовальной техники, и терминологию. Однако дальше этого шекс-пироведы не пошли, потому что сами не могли ни понять, ни разобраться в терминологии. Описания сцен, которые можно отнести к специальным вопросам фехтования, даже в наше время иногда принимают только как иронические, остроумные реплики. Предполагается, что все это не имеет отношения к содержанию сценического действия. Современные деятели театрального искусства не всегда понимают важность правильного прочтения указаний Шекспира, имеющих прямое отношение к природе конфликта и его сценическому решению. Зритель не имеет представления о средневековом фехтовании, он следит за развитием действия, разрешением конфликта, и ему вполне достаточно, что этот конфликт заканчивается ранением или смертью персонажа, ему нет дела до того, с помощью какого оружия и какой техники исполнен этот поединок. Он привык верить театру, и ему даже в голову не приходит мысль об искажении замысла Шекспира. Если тема поединков у широкого зрителя проходит незамеченной, то едва ли можно сделать вывод, что она не должна правильно решаться специалистами. Темы поединков в пьесах Шекспира имеют большое значение. Это, в первую очередь, относится к постановщикам — фехтмейстерам театральных школ, потому что верное решение в этой области творчества Шекспира поможет еще более глубокому раскрытию его произведений. Если в своих драмах он указывает на техническую сторону поединков и условия, в которых этот поединок происходит, он делает это сознательно, предлагая режиссеру решение той или иной батальной сцены. У Шекспира почти всегда есть ключ к решению сцены поединка и раскрытию характеров персонажей. Специалисты по фехтованию далеко не всегда досконально анализируют Шекспира и уж тем более не задумываются над особенностями искусства владения холодным оружием в Средние века. Этот материал по крупицам собирается специалистами-фехтмей-стерами с привлечением профессиональных историков. До 1948 года почти не было ни фундаментальных исследований, ни пособий по этому виду искусства. Следует отметить, что фехтмейстеры в старину много писали, но труды эти редко можно было увидеть, они хранились в богатых библиотеках или у любителей книг как образцы старинного печатного дела. Тексты эти, оставаясь необработанными, были лишены какой бы то ни было систематики и потому не служили полноценными справочниками по фехтованию.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |