Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста




Работа с родителями. Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют спе­цифику работы семьи с ребенком.

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физи­ческого здоровья детей, их полноценного развития, коррек­ции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны толь­ко при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребен­ка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых уста­новках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей – основа успешного обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия – путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуж­даются в лечебно - оздоровительном и психолого - педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало ком­плексных оздоровительных и обучающих мероприятий.

В системе комплексных мер большое значение имеет пра­вильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значи­тельной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безус­ловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздей­ствие, что обеспечивает максимальную эффективность работы.

Внесемейное воспитание. Важной проблемой коррекционной педагогики является изучение детей, воспитывающихся вне семей, в домах ребенка и в детских домах

У воспитанников дошкольного детского дома отмечается отставание в развитии наглядно-образного мышления. Дети отличаются сниженной психической активностью, недоста­точностью мотивации к речевому общению. Часто они вялы, апатичны, равнодушны к оценке своей работы, пассивны, утомляемы, истощаемы, негативистичны, у них нестойкие и неглубокие эмоциональные реакции. Детей отличает отсутствие навыков активной самостоятельности.

Характеризуя воспитанников дошкольных детских домов, уместно отметить сложное сочетание биологических и соци­альных причин, обусловливающих недоразвитие речи и мышления. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольных детских домах – важный аспект дошкольной дефектологии.

Общеобразовательные учреждения. В силу ряда причин (несвоевременное выявление имеющегося у ребенка нарушения, недостаточное внимание родителей и воспитателей к имею­щимся у детей трудностям, отсутствие специального учрежде­ния или мест в нем и др.) в массовом детском саду общего типа зачастую оказывается значительное число детей с нерезко вы­раженными, а, следовательно, трудно выявляемыми, неправиль­но диагностируемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, дети с дефектами речи, с эмоциональными нарушениями, с расстройствами поведения и др. Как правило, это дети с нарушениями слуха и фонематического восприятия, с нарушениями зрения и оптико-прост­ранственных представлений, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой психофизического развития, дети соматически или нервно-психически ослабленные.

Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познава­тельных, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением дополнительных занятий коррекционной направленности.

 

Контрольные вопросы

1. Какие учреждения специального назначения вы знаете?

2. Назовите особенности обучения и воспитания в ДОУ.

3. Перечислите особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

4. Какие методолого-методические принципы должны быть использованы при комплексном коррекционном воздействии на детей с отклонениями в развитии?

5. Какие недостатки в развитии отмечаются у детей с нарушением зрения?

 

Литература

1.Белякова И.В., Петрова В.Г. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? – М., 1997.

2.Воспитание слабослышащего ребенка в семье / Под ред. В.П.Ермакова, А.А.Щегловой. – М., 1986.

3.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.

4.Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Минск, 1997.

5.Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1993.

6.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

7.Карнес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) /Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М., 1992.

8. Специальная дошкольная педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.