КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подбор комплекта строительных машин по типам и назначению для выполнения земляных работ. Изучение бульдозеров
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 Перечень объектов контроля и оценки
За правильное выполнение практической работы выставляется положительная оценка – 3 балла. За не правильное выполнение практической работы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Учебная цель: ознакомиться с комплектом машин для выполнения земляных работ Время на выполнение: 2 часа Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения: Студент должен уметь: различать машины и средства малой механизации по типам, назначению, видам выполняемых работ; Студент должен знать: технические возможности и использования строительных машин и оборудования; Задачи работы: Изучить работу бульдозера, расчет его производительности. Обеспеченность занятия (средства обучения): Учебно-методическая литература: 1. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации [Текст]: Учебн. пособие/Д.П. Волков.-М.: Академия,2010(Гриф) стр.323-331 2. Справочник строителя. Строительная техника, конструкции и технологии. [Текст] / Сб. под ред. Х. Нестле. Издание 2-е, исправленное. - М.: Техносфера, 2008.- 856с. 3. Бадьин, Г.М. Справочник технолога- строителя. [Текст] /Г.М. Бадьин. – СПб: БХВ-Петербург, 2009. – 512 с.: + CD-ROM
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы: Основное назначение бульдозера – послойная разработка грунта с последующим его перемещением перед отвалом по поверхности земли на небольшие расстояния (до 150 м). Бульдозеры применяют для выполнения следующих работ: снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке строительных площадок; перемещения грунта в зону действия одноковшового экскаватора при погрузке его в транспортное средство или отвал; разработки неглубоких каналов с транспортированием грунта в отвалы; зачистки пологих откосов; сооружения насыпей из резервов; планировочных работ при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс; по устройству и содержанию в исправности подъездных дорог, устройстве въездов на насыпи и выездов из выемок; для разработки грунта на косогорах; по обратной засыпке траншей и пазух фундаментов; разравнивания грунта в отвалах; штабелирования и перемещения сыпучих материалов; подготовительных работ для валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевки пней, удаления камней, расчистки поверхностей от мусора, снега; вскрышных работ, а также использования их в качестве толкачей скреперов. Эффективность работы бульдозера в значительной мере зависит от проходимости базового трактора и его тягово-сцепных свойств. По номинальной силе тяги и мощности двигателей различают бульдозеры малогабаритные с силой тяги до 25 кН и мощностью до 45 кВт, легкие — 25...135 кН и 45... 120 кВт, средние — 135...200 кН и 120... 150 кВт, тяжелые ~ 200...300 кН и 150...225 кВт и сверхтяжелые — более 300 кН и 225 кВт. Бульдозерные отвалы как вспомогательное рабочее оборудование навешивают на пневмоколесные экскаваторы и другие машины для очистных и планировочных работ в составе рабочих процессов этих машин. Бульдозер (рисунок 3 ) состоит из базового пневмоколесного или гусеничного трактора 8 и навесного рабочего оборудования в виде отвала 5 с цилиндрической рабочей поверхностью и ножами 4 в его нижней части, соединенного с базовым трактором шарнирами 1 через два толкающих бруса 2 или универсальную раму 3, и гидравлической системы управления отвалом. Рисунок 3 – Бульдозер а – вид сбоку; б – вид в плане на бульдозер с неповоротным отвалом; в – то же, с поворотным отвалом; г – перекос отвала; д – сменные рабочие органы
Отвал на толкающих брусьях имеет боковые стенки и установлен режущей кромкой ножей перпендикулярно продольной оси машины. Наклон отвала в вертикальной плоскости регулируют раскосами 6 либо путем изменения их длины, либо положения места их крепления к отвалу или толкающим брусьям. Управляют отвалом при его переводе из транспортного положения в рабочее и наоборот одним (малогабаритные бульдозеры) или двумя гидроцилиндрами 7, питаемыми рабочей жидкостью от гидравлической системы базового трактора. Бульдозеры с таким отвалом, называемым неповоротным, используют, в основном, на послойной разработке грунтов. У некоторых моделей бульдозеров предусмотрена регулировка наклона отвала в вертикальной плоскости (перекос) гидроцилиндром, изменением длины одного раскоса или места его крепления. Рабочий цикл бульдозера с неповоротным в плане отвалом состоит из операций копания грунта (его отделения от массива и накопления перед отвалом — образования призмы волочения), его транспортирования волоком перед отвалом к месту укладки, разгрузки отвала и возвращения машины на исходную позицию следующего рабочего цикла. При копании бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжительности копания желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки которая в слабых грунтах обычно ограничена ходом поршня гидроцилиндра заглубления отвала, а в прочных грунтах - буксованием движителя. Желательно иметь постоянную толщину стружки на всем пути копания, что обычно реализуется только при разработке слабых грунтов. С повышением прочности грунта тяговая способность бульдозера может быть исчерпана в середине пути копания или недостаточной еще в начале копания. С учетом того, что по мере накопления грунта перед отвалом растут сопротивления формированию призмы волочения и ее передвижению волоком по ненарушенному грунту, грунт разрабатывают клиновым или гребенчатым способами. При разработке весьма плотных грунтов, например, уплотненных транспортом или другими способами, внедрение ножа отвала в грунт оказывается практически невозможным. В этих случаях применяют отвалы с выступающим средним ножом или грунт предварительно разрыхляют. Весьма эффективно для таких условий применять навешенный в задней части базового трактора рыхлитель (рисунок 4), или специальные сменные отвалы. Отвал 13 оборудован одним передним и двумя задними зубьями. При движении машины задним ходом задние зубья прорезают в грунте прорези, а при последующем движении передним ходом грунт дополнительно разрыхляют передним зубом и захватывают отвалом. Для взламывания асфальтовых покрытий при ремонте дорог применяют отвалы 14, оборудованные киркой в передней части. Мерзлые грунты разрабатывают отвалами 15 с гребенчатыми ножами или с установленными на ножах зубьями. Рисунок 4 – Бульдозер-рыхлитель
По завершении операции копания отвал устанавливают ножами на уровень земли и в таком положении бульдозер перемещают передним ходом на возможно большей скорости к месту отсыпки грунта. Во время транспортирования грунта часть его теряется по пути, ссыпаясь по сторонам отвала. Доля потерь зависит от вида грунта (наибольшие потери у несвязных, например, песчаных грунтов) и от дальности транспортирования. Эти потери не сказываются на производительности бульдозера, разрабатывающего выемку, поскольку производительность в этом случае определяют по объему вынутого из выемки грунта. В случае сооружения насыпи ее определяют по объему доставленного в насыпь грунта. Влияние потерь грунта при его транспортировании на производительность бульдозера в этом случае ощутимо. Так, при транспортировании грунтов I—III категории (кроме сухого песка) на расстояние 40 м сменная производительность бульдозера примерно в 2,2 раза выше, чем при транспортировании тех же грунтов на расстояние 100 м. Эффективным средством снижения потерь грунта является сокращение дальности транспортировки. На большие расстояния грунт перемещают с устройством промежуточных валиков, траншейным способом или с применением нескольких бульдозеров. Способ транспортирования грунта с устройством промежуточных валиков заключается в том, что сначала грунт перемещают на 40...50 м, накапливая его в первом валике, из которого его перемещают во второй валик на такое же расстояние — к месту укладки. При транспортировании грунта траншейным способом на всех рабочих циклах бульдозер перемещают по одной и той же трассе. Ссыпающийся по бокам отвала грунт образует валики, которые уменьшают потери грунта при последующих проходах бульдозера. Лучший эффект достигается при незначительном заглублении отвала в грунт вдоль трассы транспортирования и образовании таким образом неглубокой траншеи. Транспортирование грунта одновременно несколькими бульдозерами применяют при достаточно широком фронте работ. При этом способе несколько бульдозеров передвигаются рядом с минимальными (до 0,5 м) зазорами между отвалами. Этот способ требует четкой координации движения всех машин с одинаковой скоростью, так как рассогласование скоростного режима равноценно по потерям грунта раздельной работе бульдозеров. При разработке слабых грунтов производительность бульдозеров можно увеличить за счет использования дополнительных устройств к отвалам, изменяющих форму и объем последних (в 1,7— 1,8 раз) в виде лобовых щитков, закрепляемых в верхней части отвала, уширителей и открылков на его боковых стенках. Производительность можно повысить за счет правильного выбора трассы транспортирования грунта, отдавая предпочтение движению под уклон. Влияние уклона на объем перемещаемого перед отвалом грунта иллюстрируется схемой (рисунок 5), из которой следует, что при движении по пересеченной трассе переход от уклона 7 к горизонтальному участку 2 или последнего к подъему 3 при одном и том же естественном откосе 4 связан с неизбежными потерями грунта. При перемещении под уклон 10... 12° можно повысить выработку бульдозера по сравнению с движением по горизонтальной трассе на 30...40%, и наоборот, при движении на подъем 10° производительность бульдозера снижается почти вдвое.
Рисунок 5 – Влияние рельефа местности на объем грунта перед отвалом бульдозера при его транспортировке
Отсыпают грунт совместно с планировкой поверхности или без нее. В первом случае отвал несколько поднимают над землей, и при движении бульдозера на малой скорости вперед грунт высыпается в зазор ниже режущей кромки отвала, а в дальнейшем, после выхода машины на отсыпанную возвышенность — вперед, наращивая последнюю. Частично отсыпанный грунт уплотняется перемещаемыми по нему движителями. Освобождение отвала от грунта без его планировки заключается в отходе от него бульдозера задним ходом. Так, в частности, засыпают траншеи и пазухи фундаментов. Возвращают бульдозер на исходную позицию следующего рабочего цикла на максимально возможной скорости задним (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами. Техническую производительность бульдозеров на послойной разработке грунтов определяют в зависимости от вида земляного сооружения. При разработке выемок она равна объему грунта, вынутого из выемки за 1 ч непрерывной работы, приведенному к плотному состоянию: Птв = 3600 Vnp / (tц kp), где Vnp — объем призмы волочения в конце копания в разрыхленном состоянии, м3; tц — продолжительность цикла, с; kp — коэффициент разрыхления грунта. Объем призмы волочения является функцией ширины В и высоты H отвала: Vnp = ВH2 kпр, где kпр — коэффициент пропорциональности, зависящий от крутизны откоса в призме волочения и от отношения Н/В. При Н/В = 0,15...0,45 он изменяется в пределах 0,65...0,6 для связных (глины, суглинки) и 0,45...0,35 для несвязных (пески, супеси) грунтов. Продолжительность рабочего цикла (в секундах) при движении бульдозера передним ходом с разворотами на концах участка передвижения tц=3,6[lк/vp+ lr/vr+(lк+ l т )/ vn.x]+ t п+ tу,
а при возвратном движении задним ходом
tц=3,6[lк/vp+ lr/vr+(lк+ l т )/ vз.x]+ tу,
где lк и l т — длины участков копания и транспортировки (не совмещенной с копанием), м; vp, v т, vn.x и vз.x — скорости рабочего, транспортного, возвратного вперед и возвратного назад ходов, км/ч; t п и tу — время, затрачиваемое на повороты и управление машиной в течение рабочего цикла, с. Все скорости определяют расчетом исходя из условий полного использования тягово-сцепных свойств базового трактора и с учетом буксования, особенно в режиме копания, уменьшая рабочие скорости на 20...30% против расчетных. Так же, на основании расчета определяют продолжительность поворота бульдозера, а затраты времени на управление машиной принимают 7...8 с. Если работы по копанию и транспортированию грунта полностью совмещены, как, например, при засыпке грунтом траншей, то последняя зависимость преобразуется к виду: tц = 3,6 lк (l/ vp + 1/ vз.x) + tу.
При возведении насыпей техническую производительность вычисляют по объему отсыпанного грунта, приведенного к плотному состоянию, с учетом потерь при его транспортировании через края отвала в боковые валики, которые составляют 3...6 % от текущего объема призмы волочения:
Птн = Птв + kп,
где k п — коэффициент потерь грунта. Отвал 5 бульдозера с поворотным в плане отвалом не имеет боковых стенок. Он соединен с рамой J универсальным шарниром 12 в ее центральной части, который позволяет отвалу поворачиваться в плане в каждую сторону на угол 30...36° гидроцилиндрами 11 с последующим закреплением толкателей 10 на раме 3. Наклон отвала в вертикальной плоскости, а также его перекос осуществляется рассмотренными выше способами для неповоротного отвала. Для одновременной планировки откосов и их подошвы отвал дополнительно оборудуют наклонной наставкой 16 с жестким или шарнирным соединением с основным отвалом. В последнем случае наклон наставки регулируют специально установленным гидроцилиндром. Наставка 17 соответствующего профиля предназначена для очистки и планировки канав. Для перемещения грунта от стен зданий применяют отвальную приставку 18, двигаясь при этом задним ходом. Эффективность работы бульдозера на расчистке поверхностей от кустарника и мелких деревьев существенно повышается за счет установки в средней части отвала кусторезного ножа 19. Поворотные отвалы, применяемые как вспомогательное рабочее оборудование на машинах иного назначения, обычно устанавливают с постоянным углом захвата (углом наклона режущей кромки к направлению движения машины), жестко закрепляя на подъемном ремне. Бульдозеры с поворотным отвалом, выполняющие планировочные работы, а также очистку поверхностей от строительного мусора, снега, работают в непрерывном режиме. Отдельный от массива грунт (или другие материалы) перемещается по отвалу вверх и в сторону его наклона в плане по винтовым траекториям 1 (рисунок 6). При этом призма волочения, увлекаемая потоками грунта, непрерывно перемещается в сторону наклона отвала (направление 2) за его край и укладывается в виде валика параллельно направлению движения машины. Такое взаимодействие рабочего органа с грунтом, которое приводит к сдвигу вдоль режущей кромки, называют косым резанием. При косом резании возникают дополнительные сопротивления перемещению грунта вдоль отвала. Рисунок 6 – Схема формирования призмы волочения на поворотном в плане отвале
Техническая производительность бульдозера на планировочных работах Пт = 3600 L[Bn – b(n-1)]/t∑ где Пт - техническая производительность бульдозера, м2/ч; L - длина планируемого участка, м; В - ширина захвата, м; n - число полос планировки; b - ширина полосы перекрытия между смежными полосами планировки; t∑ - суммарная продолжительность планировки участка, с.
При движении для последующих проходов с разворотами машины t∑ = [3,6L/ vp + t y) n+t п (n-1)]z а при холостом заднем ходе (челночная схема) -
где z - число повторных проходов по одному следу. Из сравнения этих выражений следует, что работа по челночной схеме производительней работы с разворотами машины при условии L < tп(n-1)/(3,6n). Бульдозеры также используют на грузоподъемных работах, для чего их отвалы оборудуют грузовыми вилам 20 (см. рис. 3, д) или траверсами с подъемными крюками 21.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе: 1. Для чего предназначены бульдозеры? Какие виды работ они могут выполнять? 2. Как устроен бульдозер с неподвижным отвалом? 3. Рабочий цикл бульдозера. 4. Какими способами разрабатывают грунт бульдозерами? 5. Для чего в качестве одного из рабочих органов бульдозера – рыхлителя используют рыхлительное оборудование. 6. Какими сменными рабочими органами оборудован бульдозер? 7. Какими мерами снижают потери грунта при его транспортировании бульдозерами? 8. Как определяют техническую производительность бульдозера? Домашнее задание:1. Подготовиться к защите по контрольным вопросам
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |