Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загрязнение воды 9 страница




После досконального изучения отечественного и мирового опыта (Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Швеция, Швейцария, Финляндия и др.) в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» пришли к выводу, что оптимальным вариантом в условиях Санкт-Петербурга будет внедрение технологии сжигания осадка. При этом значительно сокращается количество осадка, резко уменьшаются площади для его складирования. Образующаяся зола используется в производстве строительных материалов и других отраслях, тепло, получаемое за счет теплотворной спо­собности самого осадка, также утилизируется.

В этом грандиозном проекте главная роль была отведена Центральной станции аэрации (ЦСА). ЦСА, построенная в 1978 г., является первой в Санкт-Петербурге и одной из круп­нейших очистных станций в мире. Очистные сооружения ЦСА принимают и очищают около 60% бытовых и промышленных стоков города. Она расположена в устье р. Невы на искусст­венно намытом острове Белом. Площадь застройки 57 га. Полная мощность станции (1,5 млн м3/сут) была достигнута в 1985 г. В состав ЦСА входят насосные станции, сооружения механи­ческой и биологической очистки.

До середины 90-х годов на станции действовал только цех механического обезвоживания осадка с помощью центрифуг. Обезвоженный до 80%, но не обеззараженный осадок (кек) вывозился специально закупленным автомобильным транспортом в открытые хранилища, построенные в отчуждаемых из хозяй­ственного оборота пригородных землях. Это ухудшало экологи­ческое состояние природной среды и условия проживания и отдыха населения в пригородной зоне.

В ноябре 1997 г. была введена в эксплуатацию первая очередь завода (рис. 11.19).

Последовательность операций по обработке осадка следую­щая:

- предварительная обработка на решетках;

- перемешивание осадка из первичных отстойников с активным илом и процеживание смеси на тонких решетках;

- обработка реагентом-флокулянтом и обезвоживание на центрпрессах;

- транспортировка обезвоженных осадков к печам сжигания;

- сжигание в печах «Пирофлюид» с псевдосжиженным слоем песка (внутренний диаметр печей - 6,7 м, высота - 15,8 м, температура - 850 °С, производительность - 62,5 т/сут).


Рис. 11.19. Схема завода по сжиганию осадков сточных вод

Очистка газов от пыли осуществляется на электрофильтрах, а от вредных примесей - путем кислой и щелочной промывки. Эффект очистки газов - более 99%, что удовлетворяет требо­ваниям российских и европейских нормативов (табл. 11.7).

Таблица 11.7

Эффективность обработки дымовых газов

Загрязняющее вещество Гарантийные обязательства, мг/Нм3 Фактические замеры, мг/Нм3
Пыль   3,5-4,0
SO2   0,06
HCl   0,15-0,77
HF   0,1-0,15

При внедрении установок по сжиганию осадков сточных вод решаются следующие эколого-экономические задачи:

- прекращается вывоз необеззараженного осадка, что позволяет прекратить вырубку лесов для новых площадей складирования осадка;

- в печах в качестве топлива используются осадки сточных вод (природный газ необходим лишь для розжига печей);

- тепловая энергия, образующаяся при сжигании осадков, рекуперируется (лат. recuperation - возвращение) в котлах-утилизаторах и используется для производственных нужд;

- образующаяся зола используется в качестве добавок при изготовлении кирпича, легких бетонов, облицовочных материалов, дорожного покрытия и др.;

- годовые эксплуатационные расходы на сжигание осадка в 1,9 раза меньше, чем на обработку 1000 м3 осадка на полигонах;

-для изготовления оборудования задействованы крупнейшие промышленные предприятия Санкт-Петербурга.

Выполненные расчеты показали, что затраты на модерниза­цию всей системы обработки осадков на ЦСА Санкт-Петербур­га в нынешних условиях экологически эффективны и экономически выгодны.

Таким образом, в Санкт-Петербурге создан первый отече­ственный практически экологически безопасный, почти безотход­ный и экономически рентабельный высокоавтоматизированный технологический комплекс по обработке и утилизации осадков, образующихся в процессе очистки сточных вод.

Учитывая, что проблема утилизации осадков сточных вод очень остро стоит во всех регионах, опыт Санкт-Петербурга, очевид­но, будет востребован во многих крупных городах России.

В будущем большая доля потребности в сырье для промышленности должна удовлетворяться продуктами переработки промышленных и бытовых отходов.

Принятие решений и управление

Принятие решений в области охраны окружающей природной сре­ды проблема чрезвычайно слож­ная, так как результаты принятых решений оцениваются различ­ными заинтересованными сторонами по-разному. Например, для какого-то города вывоз и захоронение отходов на полигонах в санитарном, экологическом и экономическом отношениях наи­более эффективны. Однако для тех, кто живет вблизи мест захоронения, такое решение будет не лучшим, так как это связано с движением грузовых машин и другими экологическими опасностями. Другой пример: закрытие целлюлозно-бумажного завода, администрация которого не может обеспечить природо­охранные мероприятия, является лучшей мерой с точки зрения охраны природы. Но если в данной местности завод - единствен­ное предприятие, то для работающих на нем это неприемлемо.

Необходимо помнить, что окружающая среда - сложная сис­тема, состоящая из множества тесно связанных элементов, и воздействие на один из них неизбежно сказывается на других. Поэтому, чтобы сохранить или улучшить качество охраняемой системы в целом, часто приходится жертвовать отдельными ее составляющими и идти на компромиссы.

В Комплексный анализ различных сред, т.е. одновремен­ная оценка степени воздействия на почву, воздух и воду, позво­ляет находить правильные решения. Очистка потоков воды, со­держащей нерастворенные взвеси, является характерным приме­ром того, как возникает поток отходов в виде осадков, в резуль­тате чего проблема загрязнения воды переходит в проблему загрязнения почвы, требуя принятия соответствующих решений. Очистка воздуха от диоксида серы SО2 с помощью извести порождает проблему загрязнения почвы и воды. При сжигании отходов решается проблема загрязнения почвы, но может воз­никнуть проблема загрязнения воздуха. Частичное или даже полное решение одной проблемы нередко приводит к появлению или обострению каких-либо других проблем.

Приведем один из возможных подходов к комплексному ана­лизу загрязнения различных сред.

Масса m каждого загряз­няющего вещества оценивается степенью ущерба dp, принима­ющей значения от 0 до 1. Максимальному выбросу соот­ветствует максимальный ущерб (dp =1). При отсутствии загряз­няющего вещества нет и ущер­ба (dp =0). Изменение степени ущерба между этими двумя пре­дельными значениями может описываться различными кривы­ми (рис. 11.20).


Рис. 11.20. Зависимость степени ущерба от массы загрязняющего вещества (по П. Бертоск, Д. Радд, 1990)

Для эколога, считающего, что даже небольшие количе­ства загрязняющих веществ наносят большой вред, степень ущер­ба выражается кривой А. Директор предприятия может считать более реальной кривую Б. Линии В и Г отражают другие воз­можные точки зрения. Для некоторых видов загрязнений харак­тер подобных зависимостей изучен, но для большинства веществ формы кривой неизвестны. В этих случаях прибегают к мнению экспертов.

Некоторые загрязнения сильно рассредоточены - их влияние распространяется на большие расстояния, они могут нанести больший вред, чем вещества, распространение которых подда­ется строгому контролю. Кроме того, некоторые виды загрязне­ний очень стойкие, и их действие со временем возрастает. Чтобы учесть всю совокупность этих воздействий, для каждого вида загрязнения (р) вводится модифицированная функция МР: Мр = 0,1 с, где с = х + t + е; х - масштаб распространения действия; t - стойкость загрязнения; е - возможность переноса (табл. 11.8).

Таблица 11.8

Показатели, с помощью которых вводится функция МP

Показатель Характеристика и численность значения показателя
Масштаб распространения Локальный х=1 Региональный х=2 Глобальный х=3
Стойкость загрязнения Несколько дней T=1 Несколько недель t=2 Месяцы или годы t=3
Возможность переноса Не переносится e=1 Переносится е=2 -

Как видно из табл. 11.8, суммарный показатель с может принимать значения от 3 до 8, а МP, соответственно - от 0,3 до 0,8. Если загрязняющее вещество нестойко и не имеет области распространения, то МP = 0,1; если значения х, t и е максимальны, то МP = 0,8.

 
 

Обычно на практике рассматривают несколько видов загрязнений, относительная значимость которых учитывается с помо­щью весового множителя WP. Сумма значений WР принимается равной 1000. Если в системе два загрязняющих вещества А и Б, но А вдвое опаснее Б, то WA = 667, а WБ = 333. Суммарный ущерб от всех видов загрязнений, наносимый среде (воздуху, почве или воде), оценивается показателем ухудшения качества среды К:

где р - номер загрязняющего вещества; dPS - степень ущерба для выбранного варианта решения s; WP - весовой множитель; МР - модифицированной функция.

Чем выше значение К, тем больше вероятность ухудшения состояния среды. Разумеется, показатель К условный, однако, вычисление его значения чрезвычайно полезно для сравнения вариантов решения при выборе природоохранных мероприятий.

 
 

Разность между значением К для исходного состояния сис­темы (К0) и состояния, соответствующего выбранному решению (КS), определяется как показатель эффективности варианта решения (ЭS):

Положительные значения показателя ЭS соответствуют улучше­нию состояния окружающей природной среды по сравнению с исходным, а отрицательные - свидетельствуют об ухудшении ее состояния. Показатель эффективности является удобным инструмен­том для сравнения и оценки вариантов решений и выбора опти­мального способа охраны среды.

Управление качеством окружающей среды и приня­тие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероп­риятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В условиях разви­того индустриального общества неизмеримо возрастает роль при­родных факторов в общественном производстве.

Необходимо стремиться к минимизации затрат общественно­го труда, рациональному распределению и использованию при­родных ресурсов, чтобы сохранить качество природной среды на уровне, обеспечивающем нормальные условия жизни людей в настоящее время и в обозримом будущем. Важно также уметь правильно оценивать социально-экономические последствия при­нятых решений.

В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и Экологического потенциалов.

Чтобы избежать негативных последствий, общество разрабо­тало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются: контроль за исполь­зованием ресурсов, защита воздуха, воды, почвы от загрязнения, сохранение экологического равновесия в природных экосисте­мах и прогнозирование их состояния. Желаемых целей можно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйствен­ной деятельности и защитой непосредственно природных объек­тов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управ­ляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы. Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управ­ления (корректируют плату за загрязнение и т.п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть строительство новых очистных сооружений, изме­нение технологий, замена топлива или сырья, приостановка ус­таревших производств. Основными принципами при принятии решений должны быть:

- анализ результатов предполагаемых действий;

- учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.

Для совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются:

- улучшение системы информационного обеспечения;

- поиск эколого-экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;

- совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользовани­ем, координация их деятельности, подчинение решению глобаль­ных задач;

- совершенствование экономического механизма управления;

- создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию в региональном, национальном и глобальном масштабах.

Международное сотрудничество

Природа Земли едина, ее законы всеобщи. Она не знает ни государствен­ных, ни административных границ.

Поэтому национальные усилия в природоохранной деятельности приносят результаты только тогда, когда согласуются с межнацио­нальными мерами в этой области. Осознание объективной необхо­димости объединить усилия мирового сообщества для решения глобальных экологических задач приходило постепенно, по мере нарастания угрозы экологического кризиса в масштабах планеты. И Международно-правовые принципы. Одно из важней­ших направлений международного сотрудничества - международ­но-правовая охрана окружающей среды, которая должна опи­раться на общепризнанные нормы международного права. Ос­новные правовые принципы были выработаны совместными уси­лиями членов международного сообщества (государств, междуна­родных организаций и конференций). Они изложены во многих документах, основными из которых являются: решения генераль­ной Ассамблеи ООН (1962, 1968, 1980), решения Стокгольм­ской конференции ООН по окружающей среде (1972), Заклю­чительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), Всемирная Хартия природы (1986), решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, 1996), Пан-Европейская Конвенция о Стратегии сохранения биологического и лан­дшафтного разнообразия (София, 1995), Конвенция по доступу к экологической информации (Орхус, 1998) и др. Правда, последний документ Россия не подписала. В обобщенном и кратком виде эти принципы можно сформулировать следующим образом:

- приоритетность экологических прав человека;

- суверенитет государств на природные ресурсы своей территории;

- недопустимость экологического благополучия одной страны за счет нанесения экологического вреда другой;

- экологический контроль на всех уровнях;

- свободный международный обмен экологической информацией;

- взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах;

- разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.

Названные выше принципы международного сотрудничества в области охраны природы распространяются и на отношения России со странами СНГ. В феврале 1992 г. представители этих стран в Москве подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Для координа­ции экологической деятельности стран СНГ создан Межгосудар­ственный экологический совет (МЭС), секретариат которого яв­ляется постоянно действующим органом. Основан также между­народный экологический фонд стран СНГ в Минске.

В России законодательно закреплен примат международного права над внутренним правом в области охраны природной среды и использования ресурсов (ст. 93 Закона ООПС).

Принципы ясны, но в их реализации остаются проблемы. Еще не было случая, чтобы международное правило действовало автоматически с момента его принятия и утверждения. Практика показала, что для введения в действие международных договоров в России всегда предварительно принимались соответствующие постановления правительства. Поэтому международные договоры пока только некое разрешение на вход международно-правовых норм в национальные отношения.

Объекты международного сотрудничества - это такие объекты, по поводу которых разные страны вступают в экологи­ческие отношения (рис. 11.21).


Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию государств. Первые - это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соот­ветствии с нормами международного экологического права. Вторые - это объекты, входящие в юрисдикцию государств: междуна­родные реки, моря, озера; объекты мирового природного насле­дия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений.

Рис. 11.21. Основные объекты международного сотрудничества (по В.В. Петрову, 1996)

Воздушный бассейн нуждается в глобальной охране. Перво­степенное значение имеют договоры о запрещении испытаний и применения оружия массового уничтожения - ядерного, биологи­ческого, химического и др. Большую опасность представляют трансграничные загрязнения атмосферы (СО2, кислотные дожди, озоноразрушающие вещества и др.). На Венской встрече мини­стров иностранных дел в 1986 г. было принято решение о сокращении выбросов СО2 и SО2 на 30-50% до 1995 г. в надежде остановить потепление климата и сократить число кис­лотных дождей. Однако это решение полностью не выполняется.

Космос принадлежит всему мировому сообществу, которое выразило свое отношение к нему в двух документах: Декларации правовых принципов деятельности по использованию космическо­го пространства (1963) и Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967). В них сформулировано следующее положение: космос - достояние всего человечества; недопустимы национальное присвоение его частей, загрязнение космического пространства и использование его в военных целях. Однако в настоящее время в околоземном пространстве уже находится около 3,5 млн т космического мусо­ра. Если не принять меры, то через 20-30 лет космические полеты могут стать невозможными.

Мировой океан сосредоточивает 96% воды земного шара; оказывает решающее влияние на климат планеты; это источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов. Поэтому охране мирового океана посвящены около 25 правовых и норма­тивных международных документов, а также ряд решений, согла­шений, резолюций и договоров. Среди них большое значение имеют запрещение загрязнения океана нефтью, химическими и радиоактивными веществами, другими вредными отходами.

На глобальном уровне действуют также Конвенция о рыбо­ловстве и охране живых ресурсов моря (1958) и Конвенция ООН по морскому праву (1982). Они провозглашают право государств на промысел животных с учетом международных норм.

На национальном уровне рыболовство регулируется вне пре­делов территориальных вод лишь в зонах юрисдикции прибреж­ных государств, которые установлены Женевской конвенцией 1958 г.

Антарктика - подлинный международный объект охраны при­роды. Принципы охраны и использования южного материка регули­руются отдельным Договором об Антарктике (1959). Его основ­ные положения - свобода научных исследований, запрет военных мероприятий, охрана живых ресурсов.

Разделяемые международные природные ресурсы - ресурсы находящиеся в пользовании двух или более суверенных государств: например, Балтийское море, река Дунай, Великие озера (США и Канада) и др. Основой регулирования охраны и использования таких объектов являются договоры, заключаемые заинтересованными странами. Для управления международным объектом создаются на паритетных началах постоянно действую­щие органы - комиссии, комитеты. Так, органом управления по Дунаю является Дунайская комиссия, по Балтийскому морю - Балтийский совет, Хельсинкская комиссия (Хелком) и др.

В ноябре 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного нас­ледия: заповедников, национальных парков, резерватов, памятни­ков культуры, независимо от их государственной принадлежности. Эти объекты принимаются на международный учет. Международные организации оказывают материальную помощь в их содержании.

Международные организации и конференции. Охра­ной окружающей природной среды занимаются многие между­народные организации. Ведущая роль принадлежит Организа­ции Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным орга­нам. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют на­циональные и региональные комиссии и комитеты.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана в декабре 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации и Фонд окружающей среды. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: 1) здоровье человека; 2) охрана земель и пресных вод; 3) защита мирового океана; 4) охрана животных и генетических ресурсов; 5) энер­гетические ресурсы; 6) образование; 7) торговля, экономика, технология. В рамках ЮНЕП работают и другие международные организации (рис. 11.22).


Рис. 11.22 Основные международные организации по охране окружающей природной среды (по В.В. Петорову, 1996)

Организация объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже. Основные направления ее деятельности:

- руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Например, «Человек и биосфера», Международная программа по образованию и др.;

- учет и организация охраны объектов, отнесенных к всемирному наследию;

- оказание помощи развивающимся странам в подготовке специалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и привозных ресурсов (МСОП) также учрежден в 1948 г. Эта неправительст­венная организация представляет около 100 стран. По инициа­тиве МСОП ведется Красная книга. Основные задачи МСОП:

- сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

- сохранение редких и исчезающих видов;

- организация заповедников, резерватов, национальных парков.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) образо­вана в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья челове­ка в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, консолиди­руется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др.

Международное агентство по атомной энергии (МАГА­ТЭ) образовано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасно­сти и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязне­ния. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может выз­вать применение экономических санкций по решению Совета Безопасности ООН.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее основная задача - изучение и обобщение воздействий человека на климат планеты. Она работает, глав­ным образом, в рамках глобальной системы мониторинга окру­жающей среды (ГСМОС).

Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения. При ее участии разработаны конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веще­ствами.

Сельскохозяйственная и продовольственная организа­ция ООН (ФАО) организована в 1945 г. Сфера ее деятельно­сти - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. ФАО подготовила почвенную карту мира, участвует во многих экологических программах, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Помимо названных ведущих международных организаций, в мировом сообществе функционирует множество структур природо­охранного профиля: например, Международный регистр потен­циально токсичных химических веществ (МРПТХВ), Бюро ООН по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО), Европейс­кая экономическая комиссия - ЕЭК (занимается внедрением мало- и безотходных технологий), Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и многие другие.

Из международных конференций следует отметить четыре.

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (5-16 июня 1972 г.) приняла два основных документа: Декла­рацию принципов и План мероприятий. Первый включает 26 принципов, из которых основные:

- право человека на благоприятные условия жизни и качеств среды, позволяющие вести достойную жизнь;

- сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

- экономическое и социальное развитие, в котором решающее значение имеет улучшение окружающей среды;

- суверенное право государств на использование своих природных ресурсов и ответственность за ущерб, наносимый окружающей среде;

- избавление людей и природы от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

В Плане мероприятий обозначены пути решения организацион­ных, экономических, политических задач во взаимоотношениях государств при международном сотрудничестве в области охра­ны окружающей среды.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проходило в Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейс­ких стран, США и Канады. Совещание приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. Для реализации хельсинкских соглашений позже были приняты несколько документов: Конвенция о трансгранич­ном загрязнении воздуха (1979), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и др.

Венская встреча представителей государств - участников Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) про­шла в ноябре 1986 г. В итоговом документе содержатся следу­ющие рекомендации:

- сокращение выбросов серы на 30% до 1 995 г., снижение выбросов углеводородов и других загрязняющих атмосферу веществ;

- разработка способов захоронения опасных отходов, альтернативных захоронению в море;

- развитие совместной программы наблюдений за распространением загрязнений на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

- сокращение производства озоноразрушающих веществ;

- исследование роли СО2 в глобальном потеплении климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию проходила в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г. Конференция была организована для подведения итогов 20-летней деятельности по охране природы после Стокгольмской конференции. В ней участвовало 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основным итоговым документам посвящен специальный раздел учебника (12.3).

Межгосударственное сотрудничество РФ. В последние годы деятельность по международному природоохранному сотрудни­честву в России значительно активизировалась. Одним из важ­нейших направлений стало участие в общеевропейском процес­се под названием «Окружающая среда для Европы». В октябре 1995 г. в Софии прошла первая Общеевропейская конферен­ция министров окружающей среды. В ходе ее подготовки РФ активно взаимодействовала с Комитетом по экологической поли­тике ООН. Основными итоговыми документами были «Деклара­ция министров» и «Экологическая программа для Европы». За­тем эти конференции, неизменным участником которых была Россия, проходили ежегодно.

На состоявшейся в 1995 г. XVIII сессии Совета управляющих ЮНЕП принят ряд решений об оказании содействия странам с переходной экономикой. Развиваются контакты с Экономической и социальной комиссией стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). С 1995 г. Россия - полноправный член ЭСКАТО.

Делегация России приняла участие в работе 3-й сессии Коми­тета ООН по устойчивому развитию [Нью-Йорк, апрель 1995). Разработана и представлена Международному оргкомитету Европейского года окружающей среды программа его проведе­ния в России.

В рамках сотрудничества с МСОП представители РФ доби­лись выделения специальной программы по странам СНГ с осо­бым блоком России. По линии Всемирного фонда дикой приро­ды (ВВФ| подписан Меморандум о взаимопонимании между республикой Саха (Якутия) и отделением ВВФ в Швеции. По линии МАГАТЭ проведены два совещания экспертов (Россия, США, Норвегия) по проблеме использования отработанного топ­лива атомных лодок и радиоактивных отходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.