Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загрязнение воды 7 страница




Следующий этап - прогноз возможных изменений в биосфе­ре под воздействием имеющихся загрязнений и других факто­ров, так как уже возникшие изменения (особенно генетические) могут действовать еще много лет. Анализ прогнозируемого со­стояния позволяет выбирать приоритетные природоохранные ме­роприятия и вносить коррективы в хозяйственную деятельность на региональном уровне.

Прогнозирование состояния экосистем - необходимое звено в управлении качеством природной среды.

В оценке экологического состояния биосферы в глобальном масштабе по интегральным признакам (осредненным в простран­стве и времени) исключительную роль играют дистанционные методы наблюдений. Лидируют среди них методы, основанные на использовании космических средств. Для этих целей создают­ся специальные спутниковые системы («Метеор» в России, «Лендсат» в США и др.). Особенно эффективны синхронные треху­ровневые наблюдения с помощью спутниковых систем, самолетов и наземных служб (см. гл. 7). Они позволяют получать инфор­мацию о состоянии лесов, сельскохозяйственных угодий, фитопланктоне моря, эрозии почв, урбанизированных территориях, перераспределении водных ресурсов, загрязнении атмосферы и т.д. Наблюдается, например, корреляция между спектральной яркостью поверхности планеты и содержанием гумуса в почвах и их засоленностью.

Космическая съемка предоставляет широкие возможности для геоботанического районирования; позволяет судить о росте насе­ления по площадям поселений; потреблении энергии по яркости ночных огней; четко идентифицировать слои пыли и аномалии температуры, связанные с радиоактивным распадом; фиксиро­вать повышенные концентрации хлорофилла в водоемах; обнаруживать очаги лесных пожаров и многое другое.

В России с конца 60-х гг. действует единая Общегосударственная система наблюдений и контроля за загрязнением окружаю­щей среды. В ее основе лежит принцип комплексности наблюде­ний природных сред по гидрометеорологическим, физико-хими­ческим, биохимическим и биологическим параметрам. Наблюде­ния построены по иерархическому принципу.

Первой ступенью являются локальные пункты наблюдений, обслуживающие город, район и состоящие из контрольно-замер­ных станций и вычислительного центра сбора и обработки ин­формации (ЦСИ). Затем данные поступают на второй уровень - региональный (территориальный), откуда информация передает­ся местным заинтересованным организациям. Третьим уровнем является Главный центр данных, в котором собирается и обобща­ется информация в масштабах страны. Для этого сейчас широко используют ПЭВМ и создают цифровые растровые карты.

В настоящее время создается Единая государственная систе­ма экологического мониторинга (ЕГСЭМ), назначение которой - выдача объективной комплексной информации о состоянии ок­ружающей природной среды. ЕГСЭМ включает мониторинг: источников антропогенного воздействия на окружающую среду; загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды; биотической компоненты природной среды.

В рамках ЕГСЭМ предусмотрено создание экологических информационных служб. Мониторинг ведет Государственная служба наблюдений (ГСН).

Наблюдения за атмосферным воздухом в 1996 г. проводи­лись в 284 городах на 664 постах. Сеть наблюдений за загряз­нением поверхностных вод РФ на 1 января 1996 г. состояла из 1928 пунктов, 2617 створов, 2958 вертикалей, 3407 горизон­тов, расположенных на 1363 водных объектах (1979 г. - 1200 водных объектов); из них - 1204 водотока и 159 водоемов. В рамках Государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) наблюдательная сеть составила 15000 пунктов наблюдения за подземными водами, 700 участков наблюдений за опасными экзогенными процессами, 5 полигонов и 30 скважин для изуче­ния предвестников землетрясений.

Среди всех блоков ЕГСЭМ наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и в мире является монито­ринг биотической составляющей. Не существует единой методоло­гии использования живых объектов ни для оценки, ни для регули­рования качества окружающей среды. Следовательно, первооче­редная задача - разработка биотических показателей для каждо­го из блоков мониторинга на федеральном и территориальном уровнях дифференцированно для наземных и водных экосистем. Для управления качеством окружающей природной среды важно не только владеть информацией о ее состоянии, но и определять ущербы от антропогенных воздействий, экономическую эффективность природоохранных мероприятий, владеть экономи­ческими механизмами охраны окружающей природной среды.

Экономические аспекты охраны природы

Противоречие между экономикой и экологией - одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пыта­лись решить административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уго­ловных наказаний и т.д. Сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтере­сованность исполнителя в решении природоохранных задач.

Экономические механизмы охраны природы. Реализа­ция экономических механизмов осуществляется через многие инсти­туты: кадастры, материально-техническое обеспечение, платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение, экологи­ческие фонды и др. (рис. 11.6).


Рис. 11.6. Основные институты экономических механизмов охраны окружающей природной среды

Кадастры природных ресурсов - это своды экономичес­ких, экологических, организационных и технических показате­лей, характеризующих количество и качество природного ресур­са, а также категории природопользователей. Кадастры состав­ляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, вод­ный и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

Земельный кадастр включает сведения: о количестве земель; распределении их по категориям и характеру использования; качественном составе; о собственниках, владельцах, пользовате­лях и арендаторах земли. Ведение земельного кадастра нахо­дится в компетенции Роскомзема - Госкомитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ.

Лесной кадастр ведет Рослесхоз - Федеральная служба лес­ного хозяйства при Правительстве РФ и соответствующие ей региональные органы. Он содержит сведения о качественном и количественном составе пород деревьев, группах и категориях экономической ценности лесов, правовом режиме использования лесного фонда и др.

Водный кадастр содержит текущую и перспективную оценки состояния водных объектов и их использования; предусматривает меры по предотвращению загрязнения и истощения водных объектов и восстановлению качества вод. Состояние поверхностных вод и использование водных ресурсов находятся в компетенции Коми­тета по водному хозяйству.

Кадастр месторождений полезных ископаемых включает све­дения о хозяйственной ценности каждого месторождения, его горнотехнические, экономические и экологические условия.

Кадастром редких животных и растений могут служить Крас­ные книги отдельных республик и федерации в целом (рис. 11.7).

Финансовое и материально-техническое обеспечение охраны окружающей природной среды осуществляется из не­скольких источников: государственный бюджет; внебюджетные эко­логические фонды; средство предприятий, учреждений и органи­заций. Мероприятия по охране окружающей природной среды и природопользованию выполняются на основе государственной экологической программы с учетом природно-ресурсного потен­циала отдельных регионов. Финансирование экологических про­грамм в федеральном, республиканских и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой (ст. 16 Закона ООПС).

Несмотря на то, что в последние годы в России принято более 30 различных законодательных и нормативных актов, ре­шений и постановлений федерального и регионального уровней по экономическому регулированию природопользования, в стра­не ежегодно снижаются совокупные затраты на охрану приро­ды. Так, с 1992 г. объемы затрат снизились на 60%, при этом удельный вес затрат в валовом национальном продукте (ВНП) составляет не более 2%, из них капиталовложения - 0,5%. В промышленно развитых странах капиталовложения в охрану при­роды держатся на уровне 2-3% от ВНП.


Рис. 11.7. Перечень основных природных кадастров, реестров и ведущих их организаций

Общая сумма затрат на природоохранные мероприятия в Рос­сии в 1995 г. составила в текущих ценах 42,6 трлн р. При этом капиталовложения по сравнению с 1994 г. снизились на 2,8%, в то время как в США такие расходы возрастают год от года. По оценкам экспертов ООН, после 2000 г. они составят 5% от ВНП.

Платы за пользование природными ресурсами и загряз­нение окружающей среды - новый институт, введенный в пе­риод рыночной реформы после отмены исключительной государ­ственной собственности на землю и другие ресурсы и превраще­ния их в объекты гражданско-правовых сделок. Предполагается, что платность природных ресурсов повысит материальную заин­тересованность производственников в их эффективном использо­вании и сохранении, появятся дополнительные средства на их восстановление и воспроизводство. Законом РФ ООПС (ст. 20) предусмотрены два вида платы: за пользование природными ре­сурсами и за загрязнение окружающей среды.

Назначение платы за загрязнение окружающей природной среды - компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокраще­ния выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей природной среды.

Закон ООПС предусматривает два вида платы за загрязне­ние: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов; 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения.

Порядок установления платы включает три этапа: определе­ние базовых нормативов, дифференцированных ставок и расче­тов конкретных размеров платежей.

Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ, сбрасываемых в атмосферу и водоемы, или вредных воздействий: шум, вибрация, электромагнитные колебания и др. Они устанавливаются: в пределах нормативов; сверх установлен­ных нормативов, но в пределах лимитов и в виде временно согласованных выбросов (ВДВ) и сбросов (БДС).

Дифференцированные нормативы устанавливаются на осно­ве базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отража­ющие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых природных объектов (территорий, бас­сейнов рек, морей и др.).

Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей опре­деляются местными исполнительными органами с участием орга­нов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости: в крупных промышленных городах - до 20%, а в зонах экологи­ческих бедствий и на особо охраняемых территориях (нацио­нальные парки, заповедники, курорты) - до 100%. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превыше­ние лимитов - за счет прибыли предприятия.

Из общей суммы платежей 10% перечисляются в федераль­ный бюджет, а 90% - в экологические фонды. Существенны еще два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнения носят на­логовый характер, поэтому могут взиматься в безакцептном поряд­ке. Во-вторых, если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановле­нии или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Экологические фонды образуются из внебюджетных средств, поступающих от организаций, граждан, иностранных юридичес­ких лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафов, за счет средств от реализации конфискованных ору­дий охоты и рыболовства. Эти средства зачисляются на спе­циальные счета и распределяются на реализацию природоох­ранных мероприятий (рис. 11.8).

Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью, запрещается.

Рис. 11.8. Источники образования, распределение и направления расходования экологических фондов

Экономическое стимулирование охраны окружающей при­родной среды в России осуществляется следующим образом:

- установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресур­сов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

- освобождением экологических фондов от налогообложения;

- передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижение выбросов загрязняющих веществ;

- установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;

- применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

- введением специального налога на экологически вредную продукцию;

- применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.

Республиканскими законодательствами могут устанавливаться и другие виды экономического стимулирования охраны окружа­ющей природной среды.

Определение объемов затрат на природоохранную деятель­ность требует совершенствования методов их экономического обоснования, что напрямую связано с проблемой количествен­ной оценки экономических ущербов от экологических издержек производства.

Оценка экономических ущербов. Экономический ущерб от негативных воздействий на окружающую среду представляет собой, прежде всего, издержки, связанные с влиянием загряз­нения и других вредных воздействий на здоровье людей (недопроиз­водство дохода, затраты на лечение и др.). Кроме того, такие воздействия приводят к потерям продукции в промышленности и сельском хозяйстве, разрушению основных фондов и т.д.

Под экономическим ущербом, наносимым окружаю­щей среде, понимают фактические и возможные убытки, причиняемые в результате ухудшения ее качества, и до­полнительные затраты на компенсацию этих убытков и восстановление природной среды.

Необходимо различать затраты: на предотвращение ущер­бов и на компенсацию убытков. Затраты по предотвраще­нию вредных воздействий (строительство очистных сооружений, изменение технологии, предварительное удаление серы и других вредных соединений из топлива, нейтрализация стоков и др.) ведут к снижению экономического ущерба и не относятся к категории самого ущерба.

Социальный, моральный, эстетический ущербы сегодня практи­чески не оцениваются. Поэтому расчетный экономический ущерб всегда занижен по отношению к реально существующему.

Факторы, формирующие экономический ущерб, делят­ся на три группы: факторы влияния, восприятия и состояния.

Факторы влияния - это уровень и характер антропогенных воздействий. Например, в случае загрязнения атмосферного воздуха - это концентрация и степень опасности вредных ве­ществ; технические особенности источника выбросов (скорость и температура газов на выходе, высота трубы и др.); климатичес­кие и топологические особенности и т.д. При шумовом загряз­нении - это уровень и частота звуков, при термальном - измене­ние температуры воды водоема и т.п.

Факторы восприятия - это основные объекты, попадающие в зону влияния и воспринимающие негативные воздействия: насе­ление, коммунальные хозяйства, городские застройки, сельскохо­зяйственные и лесные угодья, основные фонды промышленности, транспорта, связи, природные экосистемы и др.

Факторы состояния - это экономические показатели, исполь­зуемые для перевода изменений в обществе и природе в стоимост­ные оценки. Основные из них: стоимость единицы продукции, производимой одним работником за день; выплаты по больничным листам; стоимость жилищно-коммунального хозяйства и транспор­та на 1000 человек; стоимость единицы утилизированного сырья; потери прибыли от рекреации при разрушении экосистем и др.

Методы количественной оценки экономического ущер­ба подразделяются на методы прямого счета, аналитический и эмпирический. Первые два метода требуют сбора и обработки огромного объема информации (рис. 11.9).

Рис. 11.9. Схема сбора информации (по О.Ф. Балацкому и др., 1984)

Метод прямого счета основан на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов.

Аналитический метод базируется на получении математичес­ких зависимостей (многофакторный анализ) показателей сос­тояния экономической системы от качества окружающей среды.

Эмпирический метод заключается в том, что зависимость ущербов от уровня воздействий, полученная двумя первыми мето­дами для частных объектов, обобщается и используется для анало­гичных ситуаций. В результате вырабатывается методика, в осно­ве которой лежат эмпирические оценки удельных ущербов.

Методы прямого счета и аналитический на практике служат лишь инструментом для создания информационной базы при разработке эмпирической методики.

 
 

В общем виде принцип расчета определения ущерба у мож­но выразить формулой

где i - вид хозяйственной деятельности; Кi - количество единиц основного расчетного элемента факторов восприятия (1000 чел. - для здравоохранения и коммунального хозяйства, 1 га - для лесного и сельского хозяйства и т.д.); уi(х) - удельный ущерб, наносимый единице основного расчетного элемента от частного антропогенного воздей­ствия х. В качестве х могут приниматься концентрации вредных веществ, валовые выбросы или другие показатели.

Если в расчетах используются концентрации С, они могут выражаться либо в обычных единицах измерений (г/м3, мг/л, г/кг и т.д.), либо в виде степени отклонения их от ПДК (С/ПДК). Но всегда должно соблюдаться единство методологии и информа­ционной базы. Это означает, что, независимо от используемой методики, результаты для одного и того же предприятия должны быть сопоставимы.

Методики расчета экономического ущерба выбираются в зави­симости от необходимой точности расчетов, размеров региона, технических возможностей и других условий. Они могут разли­чаться по степени учета отдельных факторов и форме построе­ния (рис. 11.10).


Рис. 11.10. Классификация методик оценки экономического ущерба (по О.Ф. Балацкому и др., 1984)

 
 

В качестве примера приведем методику оценки ущерба по валовым атмосферным выбросам, разработанную Сумским филиа­лом Харьковского политехнического института. Методика предус­матривает оценку ущерба от источника загрязнения по трем ингредиентам: пыли, диоксиду серы (SО2) и оксиду углерода (СО). Удельные ущербы на 1 т загрязняющего вещества задаются по семи зонам средних концентраций, на которые разбивается район, прилегающий к источнику выброса. Расчет ведется по формуле

где y - ущерб по валовым атмосферным выбросам; z - вин загрязняющих веществ (z = 1, 2, 3...k); Мz - суммарное количество z-то загрязняющего вещество, тыс. т; j - зона средних концентраций загрязняющего вещества z (j = 1, 2, 3...n); уizj - удельный ущерб в j-й зоне на 1000 т загрязняющего вещества z в гjд, наносимый расчетной единице факторов восприятии (локальные ущербы здоровью населения, коммунальному, сельскому и лесному хозяйствам, промышленности и др.); Rizj- количество расчетных единиц факторов восприя­тия, попадающих в j-ю зону загрязнения z.

В отечественной практике накоплен опыт оценки удельных ущербов. Получены показатели ущерба на 1 т выбросов для предприятий черной металлургии, медеплавильных и коксохими­ческих производств. Существуют оценки удельных ущербов в теплоэнергетике и алюминиевых производствах. Разрабатывают­ся методы оценки удельных ущербов для других предприятий на единицу материальных и энергетических ресурсов при выбросах в атмосферный воздух и водные объекты.

Так, на основании данных, полученных на 38 объектах чер­ной и цветной металлургии, сделана оценка экономического ущерба от промышленных загрязнений по стадиям производства и потребления металлопродукции: геологоразведка - 2% (нарушение массива пород, загрязнение ландшафта и т.п.); добыча руд - 20% (изъятие угодий, загрязнение территорий, водного и воздушного бассейнов и т.д.); обогащение руд - 20% (те же нарушения); переработка сырья - 50% (то же); обработка металлов и получение продукции - 5%; использование металло­продукции - 1%.

 
 

Прогнозирование экономических ущербов основывается на зависимостях показателей удельных локальных ущербов от факторов влияния и состояния в базовом году и тенденций их изменения. Прогностический расчет выполняется по формуле

где уpi - локальный ущерб на прогнозируемый период (h); y6i (xpi) - i-й удельный ущерб при уровне факторов влияния прогнозируемого периода (xpi), определенный по зависимостям базового года (б); jhi - индекс изменения факторов состояния i-го локаль­ного ущерба в прогнозируемом году (h) по отношению к базовому (б); кhi - значение факторов восприятия, соответствующих i-му локальному ущербу в прогнозируемом году.

Формулу можно использовать для ретроспективных (лат. retrospicera -глядеть назад) и межрегиональных расчетов.

Однако объем знаний, которым мы располагаем сегодня, не позволяет учесть зависимости факторов в будущем, что предоп­ределяет необходимость использования в прогнозах зависимос­тей базового периода. Поэтому возможный горизонт прогнози­рования составляет около 20 лет. Однако во всех случаях все издержки, связанные с решением проблемы загрязнения и дегра­дации окружающей среды, необходимо включать в рыночную стоимость товаров и услуг.

Экономическая эффективность природоохранных ме­роприятий определяется на основании анализа деятельности в базовом году одного предприятия или целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сы­рье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т.д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выхо­дит за отраслевые рамки.

Экономическая эффективность технических природоохран­ных мероприятий (очистные сооружения, безотходные техноло­гии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению эффектив­ности производства.

 
 

Показателем экономической эффективности средозащитных затрат является отношение среднего годового объема полного экономического эффекта к сумме всех эксплуатационных рас­ходов и капитальных вложений, приведенных к одинаковой раз­мерности:

где Э3 - экономическая эффективность средозащитных затрат; Эij - экономический эффект от предотвращения локального ущерба ко вида (i=1, 2, 3... n) на j-м объекте (j = 1, 2, 3... m); Сн - годовые эксплуатационные расходы на основные фонды, обеспечившие полный экономический эффект; Кн - капитальные вложения в строительство средозащитных сооружений; Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовло­жений средозащитного назначения; Н - подстрочный индекс (Сн, Кн, Ен), означает соответствие нормативам.

 
 

Методикой предусматривается и оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия (ЭК):

Полный экономический эффект обычно оценивается при­ростом национального дохода, который является конеч­ной целью при реализации средств на защиту окружаю­щей среды.

Он может быть выражен как разность между полными затра­тами на функционирование хозяйственного комплекса с учетом природоохранных мероприятий (З') и существующими затратами (З"). Полные затраты (для сравниваемых вариантов) можно выра­зить суммой затрат на природоохранные мероприятия (ЗМ) и производственных затрат в подразделениях, на которые распро­страняется эффект от внедрения мероприятия (ЗП):

З' = З'М + З'П,

З" = З"М + З"П. (11.17)

 

Разность последних слагаемых каждого варианта представля­ет собой снижение экономического ущерба (Dу), наносимого хозяйственной деятельности и населению:

Dy = З'П - З"П. (11.18)

 

Таким образом, прирост национального дохода (DД) составит

DД = З'м- З''м + Dy, (11.19)

 

или

DД = Dy - DЗМ, (11.20)

 

где DЗМ - дополнительные траты на природоохранные мероприятия, приведшие к Dy.

В конечном счете полный экономический эффект от затрат на охрану природы (Эij) можно выразить через снижение эконо­мического ущерба:

Эij = Dуij. (11.21)

 

Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум совокупных годовых эксплуатацион­ных расходов и капитальных вложений:

Сн + ЕнКн ® min. (11.22)

 

Значение Ен для капитальных вложений при отсутствии отрас­левых инструкций принимается равным 0,15.

При проведении мероприятий с долгосрочным эффектом (восстановлении лесных насаждений, рекультивации земель, вос­производстве рыбных запасов и др.) и изменением во времени эксплуатационных расходов и капитальных вложений полные затраты (приведенные к началу расчетного периода) определя­ются по формуле

 
 

где Кн - первоначальные капиталовложения в мероприятие; КDt - дополнительные капита­ловложения для обеспечения работы средозащитных сооружений в i-й год эксплуатации (t = 1, 2, 3... f); Снf - эксплуатационные расходы на основные фонды в i-й год; Енп -нормативный коэффициент приведения разновременных затрат (0,08 - для обычных затрат; 0,10 - для затрат на новую технику; 0,03 - затраты на восстановление лесных насаждений и др.), принимаемый в соответствии с отраслевыми инструкциями.

При разработке природоохранных мероприятий на вновь созда­ваемых объектах за базу сравнения рекомендуется принимать показатели лучших из имеющихся решений; при модернизации и реконструкции - показатели данного состояния объекта; при внедре­нии новой техники - характеристики лучшего отечественного или зарубежного технологического оборудования.

Инженерная защита окружающей среды

Природоохранные мероприятия можно классифицировать по двум основным направлениям: 1) меро­приятия, проводимые с целью предотвращения негативных воздейст­вий на окружающую среду; 2) мероприятия, направленные на ликвидацию последствий вредных воздействий.

Инженерные природоохранные мероприятия делят на две группы.

Мероприятия, снижающие выброс загрязняющих веществ и уровень вредных воздействий:

- совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных технологий;

- изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов (удаление серы из топлива, переход с угля на нефть или газ, с бензинового топлива - на водородное и др.);

- установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов;

- комплексное использование сырья и снижение потребления ресурсов, производство которых связано с загрязнением среды;

- научно-исследовательские и научно-технические разработки, результаты которых делают возможным и стимулируют внедрение перечисленных выше мер;

- разработка стандартов на качество окружающей природной среды, оценка экологической аккумулирующей емкости экосистем, проектирование новых технологий, создание системы эколого-экономических показателей и нормативов хозяйственной деятельности и др.

Мероприятия, позволяющие снижать степень распрост­ранения сбрасываемых загрязняющих веществ и других вредных воздействий:

- строительство высоких и сверхвысоких труб для выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выпусков сточных вод различных конструкций для оптимизации условий их разбавления и др.;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.