КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Загрязнение воды 3 страница
Объекты охраны окружающей природной среды согласно статье 4 Закона делятся на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы. Природные объекты - это земля, недра, воды, леса, животный мир, воздух. Земля в юридическом значении - это плодородный слой почвы. Земельный фонд РФ составляет свыше 1707 млн га (рис. 10.1). Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ (ЗК), принятый также в 1991 г. Рис. 10.1. Земельный фонд России Воды в законодательстве определяются как ограниченный природный ресурс: реки, озера, моря, океаны, подземные источники, ледники. Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ (ВК), принятым в 1995 г. Структуры водного фонда и водопользования России показаны на рис. 10.2. Рис. 10.2. Структуры водного фонда и водопользования России Леса - это совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на землях лесного фонда. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экономические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические; поставляют древесину, травы, техническое сырье; служат кормовыми угодьями и др. Охране лесов посвящены Основы лесного законодательства РФ (1993). Животный мир - все животные организмы: от низших до высших. Федеральный закон РФ «О животном мире» (1995) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности. Атмосферный воздух - это, по существу, среда, которая окружает человека. Все положения Закона ООПС в полной мере относятся к воздуху, что исключает надобность в специальном законе о воздухе. Рис. 10.3. Классификация природных ресурсов В одном природном объекте может быть сосредоточено несколько видов природных ресурсов. Например, лес - совокупность многих ресурсов: древесины, смол, другого технического сырья, животных и растительных пищевых продуктов, кислорода и др. Поэтому рациональное использование природных ресурсов помогает и охране природных объектов в целом. Природные комплексы - территории, на которых функционирует несколько природных объектов, находящихся под охраной закона. К ним относятся и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, лесопарки, редкие ландшафты. Человек - составная часть природы, что делает его непосредственным и главным объектом охраны. Человек рассматривается Законом ООПС и как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями. Управление в области охраны окружающей природной среды. По Конституции РФ природопользование и охрана окружающей природной среды находятся в совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации. Структура органов экологического управления РФ показана на рис. 10.4. Права граждан на здоровую окружающую среду. Права граждан определены статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Закона ООПС и делятся на две группы: 1) права человека начистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду и 2) право граждан на охрану своего здоровья от вредного воздействия окружающей среды, измененной антропогенной деятельностью. Эти права относятся к естественным правам, возникающим при рождении человека. Политические аспекты экологических прав отражены во Всемирной декларации прав человека (1948). Конференция ООН 1992 г. (Рио-де-Жанейро) подтверждает экологические права человека. Развивая эти идеи, Конституция РФ провозглашает право каждого не только на благоприятную окружающую природную среду, но и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Правовая сторона этих положений закреплена в трех основных документах: Основы гражданского законодательства (ст. 130), закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 5, 1991) и Закон ООПС (1991), в котором определены не только права и полномочия граждан (ст. 11, 12, 13, 89, 90), но и государственные гарантии экологических прав граждан и общественных объединений (ст. 14). Охрана природной среды при хозяйственной деятельности. Провозглашение приоритета экологии над экономикой означает, что охрана окружающей природной среды становится основным принципом деятельности любой хозяйственной единицы. Этот принцип утверждает обязательность «экологизации» всей экономической жизни и «экономизации» природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. материальную заинтересованность производителя в охране окружающей природной среды. Экологические требования относятся ко всем стадиям и звеньям хозяйственного процесса: доэксплуатационным, эксплуатациейным и послеэксплуатационным (рис. 10.5). Они регламентированы VI и VII разделами Закона ООПС (ст. 40-57). На первой стадии процесса Закон требует обязательного экологического обоснования строительства объекта и проведения государственной экологической экспертизы (ст. 35-38). Экологическое обоснование проекта дает заказчик: он обязан изложить масштабы воздействия предполагаемого объекта на окружающую природную среду и определить меры по восстановлению и возобновлению природных ресурсов. Государственная экологическая экспертиза оценивает обоснования заказчика и определяет дальнейшие решения. Положительное заключение открывает финансирование, отрицательное - запрещает какие-либо действия до устранения недостатков. Нарушение этого правила влечет за собой административную, а в злостных случаях - уголовную ответственность за злоупотребление служебным положением и превышение власти (УК РФ, а. 285, 286). Государственную экологическую экспертизу проводят Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения. В заключении экспертизы должны быть ответы на следующие вопросы: 1) можно ли размещать объект в конкретных условиях с учетом всех обстоятельств, 2) каковы характер, степень воздействия и последствия реализации планируемой деятельности, 3) возможны ли меры по восстановлению и оздоровлению окружающей природной среды, воспроизводству ценных природных ресурсов. В тех случаях, когда сооружение объекта затрагивает интересы местного населения, решение о его размещении принимается по результатам обсуждения, референдума или общественной экспертизы (ст. 39). Председатели государственной и общественной экспертных комиссий несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений (ст. 38, 39). Выводы экспертных комиссий могут быть обжалованы в арбитражном суде. Экологическое воспитание и образование. В Законе ООПС (ст. 73) говорится, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система экологического воспитания и образования, охватывающая дошкольное и школьное воспитание; профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях; систему повышения квалификации специалистов и средства массовой информации. Основы экологических знаний обеспечиваются обязательным их преподаванием во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях (ст. 74, ч. 1). В специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается также преподавание курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию (ст. 74, ч. 2). Кроме того, Закон ООПС требует, чтобы руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и иные должностные лица, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природу и здоровье человека, имели необходимую экологическую подготовку. Лица, не имеющие такой подготовки, не должны допускаться к работе (ст. 75). Ответственность за экологические правонарушения несут лица, не соблюдающие экологические законы и наносящие ущерб окружающей природной среде и человеку. Экологические нарушения отражают объективное противоречие в системе «общество - природа»: удовлетворяя экономические потребности, человек, как правило, наносит вред природной среде, а тем самым и своему здоровью. Хозяйственная деятельность неизбежно воздействует на природную среду. Эти воздействия могут быть нормативными и сверхнормативными. По характеру причиненного ущерба экологические правонарушения делятся на пять групп: 1) загрязнение природной среды; 2) нерациональное использование природных ресурсов; 3) истощение ресурсов; 4) повреждение или уничтожение природных объектов; 5) разрушение природных экосистем, т.е. нарушение экологического равновесия, приводящее к их деградации. В зависимости от причиненного ущерба к виновным в экологических правонарушениях применяются различные санкции: 1) уголовные; 2) административные; 3) экономические; 4) дисциплинарные. Если должностные лица и граждане совершают общественно опасные деяния и посягают на установленный в России экологический правопорядок, причиняют вред окружающей природной среде и здоровью человека, то эти деяния классифицируются как экологические преступления, а виновные несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ (рис. 10.6). Из общего числа осужденных в 1995 г. только 200 человек приговорены к наказанию в виде лишения свободы, из них: до 1 года - 127 чел. (63,5%), до 2 лет - 53 (26,5%), до 3 лет - 15 (7,5%) и до 5 лет - 5 (2,5%). Условно осуждены 1177 чел., а 1007 чел. освобождены по амнистии и другим основаниям. Чаще всего экологические правонарушения наказываются в административном порядке (ст. 84 Закона ООПС). Однако применение административной ответственности пока еще носит выборочный характер и эффективность этих санкций недостаточна. В 1995 г. только 5 человек были лишены права занимать определенную должность, а 131 - наказаны конфискацией имущества. По данным отдела судебной статистики Минюста РФ, число осужденных за экологические преступления с 1991 по 1995 г. составило 15073 человек (табл. 10.1). Основная масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ регулируется путем применения мер экономической ответственности, т.е. обязательными платежами за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и хранение твердых отходов. К дисциплинарной (ст. 82 Закона ООПС) Рис. 10.6. Экологические статьи Уголовного кодекса РФ (от 24 мая 1996 г.) Однако число возбуждаемых уголовных, административных и иных дел явно не соответствует числу реально совершаемых преступлений и правонарушений в сфере экологии. Таблица 10.1 Число осужденных за нарушение природоохранного законодательство с 1991 по 1995 г.
Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Закон ООПС предусматривает возмещение ущерба в связи с нанесением вреда природной среде (ст. 88), а также здоровью человека в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды (ст. 89). Ущерб возмещается и в том случае, если вред нанесен имуществу граждан (ст. 90). Гражданин, здоровью которого причинен вред, на основании медико-социальной экспертизы предъявляет иск в народный суд. При этом истец освобождается от пошлин и издержек, связанных с экспертизой и подготовкой дела к слушанию. Суд предъявляет иск государству, имеющему специальные внебюджетные фонды для компенсации причиняемого вреда (ст. 126, 130, 131 Основ гражданского законодательства РФ и ст. 89, 90 Закона ООПС). Однако несмотря на существующие нормы по возмещению ущерба здоровью граждан, практика их применения развита очень слабо, прежде всего из-за сложной системы доказательств. Кроме того, граждане, как правило, не знают о порядке возмещения ущерба и не верят в его действенность. Механизмы возмещения вреда здоровью человека показаны на рис. 10.7. Разрешение споров в области охраны окружающей среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами регулируется ст. 78, 79, 80 Закона ООПС. Таким образом, закон РФ «Об охране окружающей природной среды» является основным правовым документом в этой области и ориентирован на установление принципиальных положений, определяющих развитие природоохранной системы в целом. Но за время, прошедшее с момента его принятия, законодательство в области природоохранной деятельности существенно расширилось, и прежде всего за счет принятия федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О государственной экологической экспертизе», Водного кодекса РФ и других документов, детализирующих регламент правоотношений в соответствующих областях. Принципиально новым в законе «О государственной экологической экспертизе» явилось то, что такую экспертизу должны проходить не только технические проекты, но и проекты правовых актов, включая указы Президента, реализация которых может привести к отрицательным воздействиям на окружающую среду. В 1995 г. Правительство представило в Государственную думу проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон об охране окружающей природной среды», разработанный Минприроды РФ. В проекте есть очень важное положение о создании скоординированной и консолидированной системы природно-ресурсных ведомств, осуществляющих согласованную деятельность в области обеспечения экологической безопасности России. К сожалению, в 2001 г. Дума приняла к Закону ООПС поправки, разрешающие ввоз на территорию России отработанного радиоактивного топлива для переработки. К числу первоочередных задач формирования законодательной базы следует отнести: устранение противоречий между различными правовыми документами; разработку юридических норм, регламентирующих порядок расходования средств, собранных в виде платежей за загрязнения и правонарушения. В Закон должны быть внесены изменения и дополнения, исключающие использование экологических фондов для мероприятий, не обеспечивающих решение реальных экологических проблем. Нормирование качества окружающей природной среды - центральная идея Закона ООПС, Этому вопросу закон отводит самостоятельный IV раздел (ст. 25-34). Нормативы лежат в основе измерения баланса экологических и экономических интересов человека. Закон определяет меру разумного сочетания интересов - это предельно допустимые уровни антропогенных воздействий, превышение которых создает опасность для природной среды и здоровья человека. Нормативы качества природной среды являются основой для определения правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяют степень эффективности выполнения экологических и правовых предписаний, экономику природоохранной деятельности. От показателей качества окружающей природной среды зависят реализация экологических прав человека, проведение экологических экспертиз, степень эколого-правовой ответственности, оценка экологического риска, и многое другое. Конечная цель нормирования - обеспечение научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов - своего рода компромисс между экономикой и экологией. Нормативы качества окружающей среды должны отражать требования к ней различных потребителей и обеспечивать сохранение экологического равновесия в природных экосистемах в пределах их саморегуляции. Норматив становится юридически обязательным с момента утверждения его компетентными органами: Госкомсанэпиднадзором РФ и Министерством природных ресурсов РФ. Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях: 1) гигиеническое нормирование качества окружающей среды, 2) экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистему и 3) регламентация объемов загрязнений, поступающих в окружающую природную среду. Гигиеническое нормирование Нормирование качества окружающей природной среды - это деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду. Наиболее распространенным видом отрицательного воздействия является загрязнение, причиняющее вред жизни и здоровью человека, растительному и животному миру и экосистемам. Воздействие человека проявляется также в истощении ресурсов, уничтожении природных экосистем, нарушении стандартов на качество продукции вследствие превышения нагрузок на окружающую природную среду и др. Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира. Это наиболее разработанная система норм. Гигиеническое нормирование охватывает также производственную и жилищно-бытовую сферы жизни человека. Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ). Для питьевой воды предельно допустимые концентрации (ПДК) некоторых вредных веществ были утверждены еще в 1939 г. В настоящее время число установленных ПДК для водных объектов различного назначения приблизилось к 2000. Для атмосферного воздуха в 1951 г. были введены ПДК по 10 веществам; теперь их уже около 500. Для почвы ПДК вредных веществ впервые установлены в 1980 г.; сейчас нормативов более 100. Существуют также ПДК вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, для воздуха в зоне лесных массивов, для вод, используемых при орошении, и др. Предельно допустимые концентрации (ПДК) - это такие концентрации вредных веществ, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства. Методологической основой для разработки санитарно-гигиенических стандартов послужили методы, используемые в медицинской и ветеринарной токсикологии. Токсикант - ядовитое, вредное для здоровья вещество. Для оценки токсичности веществ проводятся опыты на животных с последующей экстраполяцией экспериментальных данных на человека. Количество вредного вещества, поступившего в организм, отнесенного к массе тела (мг/кг), называется дозой. Количество веществ, отнесенных к единице объема или массы воздуха (мг/м3), воды (мг/л), или почвы (мг/г), называется концентрацией. Смертельные дозы и концентрации называются соответственно летальными дозой (ЛД) и концентрацией (ЛК) (лат. letalis - смертельный). Доза, вызывающая гибель 50% подопытных организмов, обозначается как ЛД50 или ЛК50. В зависимости от степени токсичности ядовитых веществ выделяют 4 класса опасности (наиболее опасен 1-й класс). Воздействуя на организм, вредные вещества вызывают острые и хронические заболевания: острые возникают после однократного воздействия и могут приводить к смертельному исходу, хронические развиваются в результате систематического воздействия доз, не приводящих к острому отравлению. Хронические заболевания часто вызывают соединения свинца, марганца, пары ртути и др. Некоторые вещества, например, синильная кислота или цианистый калий, вызывают только острые отравления. Для большинства веществ устанавливают две пороговые концентрации: минимальную при остром отравлении (ПДКмин. остр) и минимальную при хроническом отравлении (ПДКмин. хрон). Однако необходимо учитывать, что одни и те же концентрации вредных веществ по-разному воздействуют на организмы в зависимости от того, где они находятся: в воздухе, воде или почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе. Воздух - среда, непосредственно окружающая человека и потому прямо воздействующая на его здоровье. Еще в 20-е гг. XX века начали вводить ПДК вредных веществ в рабочих помещениях. Обычно содержание примесей в воздухе рабочего помещения больше, чем на площадке предприятия и тем более за ее пределами. Поэтому для каждого вредного вещества в воздухе устанавливают по крайней мере два нормативных значения: ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з) и ПДК в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта (ПДКа.в.), а также максимальные разовые (ПДКм.р) и среднесуточные (ПДКс). ПДКр.з - это концентрация, которая при работе не более 41 часа в неделю в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний у работающих и их детей. Следовательно, при нормировании вредных веществ в воздухе производственных помещений учитывается время пребывания людей в зоне загрязнения. На территории предприятия содержание примесей принимается равным 0,3 ПДКр.з, так как этот воздух используется для приточной вентиляции. ПДКа.в - это предельная концентрация, которая на протяжении всей жизни человека не должна оказывать на него вредного влияния, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом. Необходимость раздельного нормирования определяется тем, что на предприятии работают практически здоровые люди, а в населенных пунктах круглосуточно находятся также дети, пожилые и больные люди, беременные и кормящие женщины и др. Поэтому ПДКр.з > ПДКа.в. Например, для диоксида серы (SО2) ПДКр.з = 10 мг/м3, а ПДКа.в = 0,5 мг/м3. Для метилмеркаптана эти показатели соответственно равны 0,8 и 910-6 мг/м3. В табл. 10.2 приведены ПДКа.в некоторых загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов (максимальные разовые и среднесуточные) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). При проектировании или строительстве предприятий в районах, где воздух уже загрязнен, необходимо выбросы предприятий нормировать с учетом присутствующих примесей, т.е. фоновой концентрации (Сф). Если в атмосферном воздухе присутствуют выбросы нескольких веществ, то сумма отношений концентраций загрязняющих веществ к их ПДК (с учетом Сф) не должна превышать единицы: n SCi/(ПДКi – Cфi) £ 1, (10.1) где Ci - концентрация i-го вещества; ПДКi – предельно допустимая концентрация i-го вещества; Сф – фоновая концентрация i-го вещества; n – число суммируемых веществ. Таблица 10.2 Предельно допустимые концентрации некоторых веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов
Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах. Вода является средой, в которой возникла жизнь и обитает большая часть видов живых организмов (в атмосфере лишь слой около 100 м наполнен жизнью). Поэтому при нормировании качества природных вод необходимо заботиться не только о воде как ресурсе, потребляемом человеком, но и о сохранении водных экосистем как важнейших регуляторов условий жизни планеты. Однако действующие нормативы качества природных вод ориентированы главным образом на интересы здоровья человека и рыбного хозяйства и практически не обеспечивают экологическую безопасность водных экосистем. Эти требования к качеству природных вод регламентированы Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения (введены с 1 января 1991 г.). Качество морских вод регламентировано Санитарными правилами и нормами охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН № 4631-88, введены с 6 июля 1988 г.). Требования потребителей к качеству воды зависят от целей использования. Выделяют три вида водопользования: хозяйственно-питьевое - использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности; культурно-бытовое - использование водных объектов для купания, занятий спортом и отдыха. К этому виду водопользования относятся и участки водных объектов, находящиеся в черте населенных мест; водоемы рыбохозяйственного назначения, которые, в свою очередь, делятся на три категории:
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |