Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая дискриминация перворого вида




 

При ценовой дискриминации первого вида, или совершенной ценовой дискриминации, п родавец может каждую единицу товара продать каждому потребителю по цене его индивидуального спроса, т.е. по той максимальной цене, которую он готов за нее заплатить, присваивая весь потребительский излишек (на рис. 5.10 это площадь треугольника РсРmaхА). Поскольку покупатель платит за свою продукцию цену своего индивидуального спроса, график предельной выручки совпадает с графиком спроса D=MR (т.к. прирост выручки от реализации дополнительной единицы продукции равен цене). Объем продаж будет соответствовать объему выпуска, который был бы достигнут при оптимальном распределении ресурсов в условиях совершенно конкурентного рынка, т.е. при равенстве цены и предельных издержек (Р=МС).

 


Рис. 5.10 Ценовая дискриминация первого вида

 

Излишек, получаемый производителем, является максимально возможным. Данная ситуация эффективна по Парето: не существует способа повысить благосостояние и потребителя, и производителя, так как прибыль производителя не может быть увеличена, поскольку уже является максимально возможной, а излишек потребителя не может быть увеличен без сокращения прибыли производителя. Сумма излишка потребителей и излишка производителя максимизируется (как в условиях рынка совершенной конкуренции). Но в случае совершенной ценовой дискриминации именно производитель получает весьвозникающий на рынке излишек.

В качестве примера может быть приведен рыночный торговец, юрист или врач, способные дифференцировать своих покупателей или клиентов по уровню их доходов и назначать им разные цены в зависимости от их способности платить.

Пример. Стоматологи клиники «Дентика» используют в практике ценообразования по оказанию услуг ценовую дискриминацию первого вида. Функция издержек выражена уравнением: ТС= 0,5 Q2 +20000, а функция спроса: обратная функция спроса Рd =500-Q. Какую прибыль будет получать фирма?

Решение. При ценовой дискриминации первого вида, покупатель платит за свою продукцию цену своего индивидуального спроса, график предельной выручки совпадает с графиком спроса D=MR, а цена последней реализованной единицы услуги равна цене. Таким образом, фирма полностью присваивает излишек потребителя и улавливает омертвленные затраты.

МС=(ТС)!=(0,5 Q2 +20000)!= Q,

Из условия максимизации прибыли МС =МR, но MR=Р, тогда Q=500-Q,

Таким образом, Q=250. Р=250. Выручка ТR= 0,5*(500+250)*250=93750

Переменные издержки: ТVC=0,5*250*250=31250

Величина экономической прибыли: П=ТR–ТVC–ТFC=93750-31250-20000=42500;

Двухчастный тариф

Двухчастный тариф, или двухэтапную оплату можно рассматривать как еще один способ изъятия потребительского излишка.

Двухчастный тариф потому так и называется, что оплата за товар происходит в два этапа: оплачивается право приобретения товара и потребление каждой единицы.

Подобный вид оплаты используется в спортивных клубах, детских развлекательных парках, при пользовании телефоном и т.д. Например, при пользовании телефоном платится абонентская плата и оплачивается каждая минута(секунда) разговора.

Перед фирмой стоит задача установить такую плату за вход и такую цену за использование каждой единицы блага, чтобы максимизировать свою прибыль и присвоить весь(или большую часть) излишек потребителя.

В качестве примера рассмотрим, что рынок представлен потребителями с одинаковыми функциями спроса, т.е. как бы существует один агрегированный потребитель. Тогда фирме необходимо установить цену P* за единицу товара на уровне предельных издержек, а плату за вход в сумме T, равной излишку потребителя при данной цене (или несколько меньшей).

 
 

 

 


Рис. 5.11. Двухэтапная оплата, когда на рынке один потребитель

 

В реальной жизни потребители, конечно, имеют разные функции спроса. В этом случае для максимизации прибыли приходится искать компромисс между размером платы за доступ к товару и его ценой.

Например, если фирма может разделить своих покупателей на две группы, в соответствии с их кривыми спроса (D1 и D2), то можно назначить за доступ к товару плату Т при цене за единицу блага Р* (рис. 5.12). Тогда прибыль составит: 2Т+(Р*–МС)(Q1-Q2). Каждый из потребителей платит входную плату в размере Т, равную излишку потребителя с меньшим спросом (Р*АВ), которую заплатят оба потребителя.. (Если назначить плату за вход большую, чем размер излишка потребителя с меньшим спросом, то это оттолкнет потребителя с меньшим спросом от покупки данного блага). Эта прибыль оказывается больше, чем излишек потребителя с меньшим спросом (АСК) при цене Р=МС более чем в 2 раза, т.е 2(Р*АВ) +СР*FК+ СР*BL > АСК

Если фирма имеет много потребителей с различным спросом, то функция совокупной прибыли πт будет состоять из двух частей:

π -функции прибыли, получаемой за доступ к данному благу (n(Т))

πр – прибыль от взимания платы Р за пользование каждой единицей блага (Р-МС)Q.

Таким образом, совокупная прибыль:

π = πтр = n(Т)Т+ (Р-МС)Q,

 

где n(Т) - число потребителей, заплативших за доступ к данному благу, которая в сою очередь зависит от платы за доступ к этому благу, равной Т;

Q – объем использования блага теми, кто заплатил за доступ к нему (Q тем больше, чем больше n, т.е. число людей, заплативших за доступ к благу).

Сначала, с ростом Т растет и составляющая совокупной прибыли πт, затем рост Т становится все большим препятствием на пути доступа к данному благу и многие потребители, сочтя для себя такую плату чрезмерной, перестанут его употреблять. Поэтому рост Т вызывает снижение n, что вызывает уменьшение второй составляющей совокупной прибыли πр

 
 

 


Рис. 5.12 Двухэтапная оплата при 2-х покупателях

 

Определение оптимальных Р и Т начинается с назначения какой-нибудь цены Р1, затем считается Т1, потом цена изменяется до Р2, и считается Т2 и т. д.

В каждом случае подсчитывается прибыль и выбирается те сочетания цены и платы за вход, которые приносят максимальную прибыль. Как видно, задача не из легких, особенно, если учесть, что кривые спроса потребителей могут меняться под воздействием разных факторов.

На практике придумываются различные способы двухэтапного ценообразования, позволяющие разделить каким-то образом потребителей и назначить им соответствующие цены. Это и предложение различных тарифных планов в сотовых телефонах, и двухэтапная оплата с «уловкой», включающая некоторое «бесплатное» количество блага при внесении платы за доступ к товару (например, к бритве «Жилетт» прилагаются несколько лезвий) и т.д.


 

 


Рис.5.13. Ценовая дискриминация на рынке с большим числом покупателей

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.