Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели поведения олигополистов




Характеристика олигополии

 

“Чистая” монополия, рассмотрению которой была посвящена 5 глава, в реальной действительности встречается крайне редко. Даже потенциальная конкуренция или наличие товаров-субститутов превращают монополию в олигополию.

Олигополистическая модель рынка является, пожалуй, одной из самых интересных и сложных. Это связано, прежде всего, с тем, что существует большое разнообразие фирм, отличающихся как количеством, так и видам выпускаемой продукции, которые, тем не менее, следует относить к олигопольным структурам именно в силу особенностей их поведения. Итак, какую фирму можно назвать олигополией? Прежде всего, таких фирм в отрасли должно быть немного (от греческого “Олиго” – несколько). Если фирм в отрасли две, то говорят о дуополии. Если три, пять – о “жесткой” олигополии (например, “Большая тройка” - крупнейшие корпорации в автомобильной промышленности США: “Дженерал Моторс”, “Форд”, “Крайслер”). Но может быть и больше десятка, тогда говорят о “расплывчатой” олигополии (например, бензозаправочные станции, бетонные заводы и т.п.).

Товары, которые производятся олигополиями могут быть как однородными (сталь, медь, алюминий и т.д.), а могут быть и дифференцированными (аудио- и видео- и прочая бытовая техника, автомобили и т.д.)

Немногочисленность фирм также связана с существованием барьеров входа в отрасль, которые мы уже рассматривали при изучении монополии.

Поведение фирм очень взаимозависимо. Принимая решение о назначении цены фирма должна учитывать реакцию конкурентов на свои действия в области выбора цены и объема выпуска. Равновесные цена и выпуск, которые устанавливает олигополия зависят от предположений, которые она делает в отношении поведения своих соперников в ответ на собственное поведение.

Поэтому классифицировать модели олигополии приходится по ряду признаков и различным критериям:

— отсутствию или наличию сговора;

— виду стратегической переменной;

— повторяемости взаимодействия;

отсутствию или наличию дифференциации продукта и т.д.

 

Можно выделить следующие принципиальные линии поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, или олигополия без тайного сговора при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. “Игра по правилам”,или “лидерство в ценах” при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

3. Количественные модели дуополии

4. Ценовые модели дуополии

5 Тайный сговор (или картель) фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующие разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками

Рассмотрим теперь каждую разновидность стратегии поведения олигополии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.