Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нескоординированная олигополия, или олигополия без тайного сговора




Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса (kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Пусть у нас есть три фирмы, выпускающие однотипную продукцию: Фирма “А”и конкурентные ей фирмы “В” и “С”.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма “А” будет иметь две разные стратегии поведения и соответствующие им линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов:

- стратегия реагирования, ей соответствует график спроса D1D1 (см. рисунок 6.1), т.е. конкуренты будут следовать за изменениями цен данной фирмы,

- стратегия игнорирования, ее характеризует график спросаD2D2 если они не будут реагировать на ее изменения цен.

Линии D1D1 и D2D2 пересекаются в точке Р (где Р – цена, которую мы принимаем как данную).

Итак, первоначально фирма выбрала цену P и объем производства Q. Что произойдет с объемом спроса на ее продукцию, если фирма изменит цену?

Если фирма “А” снизит цену на свой товар, и конкуренты последуют за ней, т.е. будут реализовывать стратегию реагирования и тоже снизят цену. Фирма «А» не сможет значительно увеличить свой объем продаж, поскольку. фирмы “В” и «С» ответным снижением цены в основном сохранят своих покупателей, а увеличение объема продаж фирмой “А” произойдет незначительно и в большей степени за счет сокращения продаж в других отраслях, поскольку покупатели, привлеченные низкими ценами предпочтут приобрести товар данных фирм и повременят с покупками продукции других отраслей. В этом случая график спроса будет представлен линией D1D1 (поскольку снижение цены вызовет незначительный прирост объема продаж, то спрос D1D1 будет неэластичным).

Но если фирма “А” снизит цену, а конкуренты будут осуществлять стратегию игнорирования (то есть сохранят свои цены без изменения), то тогда число покупателей фирмы “А” увеличится за счет притока покупателей из фирм “В” и “С”. Объем продаж фирмы “А” таким образом увеличится гораздо сильнее, чем при совместном понижении цен, и фирма “А” будет иметь эластичную кривую спроса D2D2.

Но вряд ли фирмы “В” и “С” захотят потерять своих покупателей и при понижении цен фирмой “А”, скорее всего, выберут стратегию реагирования. Таким образом, при ценах ниже Р линией спроса фирмы “А” будет отрезок линии D1D1.

Е сли же фирма “А” повысит цену, то вряд ли конкуренты захотят последовать за ней, а предпочтут не изменять цены и получить потребителей фирмы “А”, поэтому объем продаж у фирмы “А” сократится сильнее (D2D2), чем при совместном повышении цен (D1D1). Таким образом, логично предположить, что при ценах выше Р график спроса фирмы “А” будет представлен частью графика спроса D2D2.

Таким образом монополия без тайного сговора будет иметь ломаную кривую спроса с изломом в точке Р (рис 6.2). Поэтому, следуя логике здравогосмысла, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены р. “Жесткость” цен в условиях олигополии определяется также и характером предельной выручки (МR2a-bMR1). В связи с тем, что она имеет вертикальный участок (a-b), то на всем его интервале будет выполняться равенство предельной выручки(MR) и предельных издержек (МС) и фирма “А” будет выбирать при цене Р объем продаж Q. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. (Ломаная линия спроса имеет различную эластичность своих участков и этим определяется разрывной ломаный характер линии предельной выручки, которая образована участками линий МR1 и MR2, соответствующих отрезкам линий D1D1 и D2D2,а также вертикальным отрезком a-b, связанным с точкой излома Р.

На рис.6.3 мы также можем наблюдать, в окрестностях точки А1 график спроса имеет разный наклон, т.е. кривая спроса имеет излом. При этом кривая спроса не является объективной. Она как бы «воображаема» олигополистом: это его субъективная оценка поведения конкурентов. Он думает, что соперники будут именно так строить свои стратегии: если он повысит цену, они за ним не последуют, а если снизит – также снизят цену. Это во многом объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке.


 

 


Теперь предположим, что спрос вырос (рис.6.4). Увеличение спроса представлено смещением ломаной кривой спроса из положения d1A1D1 в положение d2A2D2. Одновременно с этим произойдет и сдвиг графика предельной выручки МR1 в положение МR2. В результате разрыв в графике предельной выручки смещается из В1F1 в В2F2. Даже если предельные издержки вырастут, но по прежнему будут располагаться между точками разрыва на графике предельной выручки, то цена останется неизменной, а оптимальный объем выпуска возрастет с q1 до q2.

       
   
 

 


«Жесткость» цен в олигополии подтверждается на практике. Фирмы действительно опасаются изменять цены даже при изменении спроса, пока эти изменения не станут значительными, поскольку они должны учитывать реакцию и своего конкурентного окружения и своих постоянных покупателей (на этих предположениях основываются макроэкономические модели, например модели экономических циклов).

При сделанных нами предположениях цена олигополиста изменится, если значительно изменятся предельные издержки, и теперь они не будут пересекать график предельной выручки в месте разрыва (рис.6.4). Например, издержки выросли так, что график МС1 сместился вверх в положение МС2. В этом случае параметрами, характеризующими максимизирующей размер прибыли, станет цена Р2. и объем производства q2.

Излом кривой спроса переместится из точки А1 в точку А2., а ее нижняя часть будет теперь представлена линией А2D2. Поэтому фирма, стремящаяся к получению максимальной прибыли, для ее увеличения должна отказаться ради нее от части рыночной доли.

Таким образом, модель ломаной кривой спроса объясняет не только жесткость цен, но и ее пределы. Если возможно значительное изменение издержек, причем такое, что предельные издержки выходят за пределы вертикального участка графика предельной выручки, фирма-олигополист будет изменять цену и объем, не считаясь уже с реакцией соперников (рис.6.4).

 
 

 

 


Рис. 6.5. Модель «осознанного параллелизма

В реальной жизни существует практика ценообразования на основе прибавления к средним издержкам определенного процента прибыли. Такой способ применяется тогда, когда предприятия не знают, как изменится их кривая спроса в области излома в сравнении с первоначальной. Поскольку все фирмы повышают цены одновременно, каждая надеется сохранить свою долю рынка, перенеся бремя подорожания ресурсов на потребителей, и увеличить прибыль на единицу выпускаемой продукции. Эту ситуацию описывает модель «осознанного параллелизма» (рис. 6.5). Фирмы ведут себя одинаково, предполагая, что все фирмы отрасли захотят перенести бремя роста стоимости ресурсов на покупателей путем повышения цен на свою продукцию. Точка А1 переместится в положение А2, а кривая спроса будет представлена графиком d2A2D. Соответствующая цена и объем выпуска, которые выберет для максимизации прибыли фирма - олигополист составит Р2q2.

 

6.2.2 Модели доминирующей фирмы, или “Лидерство в ценах»

 

Данная форма поведения олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. “Игра по правилам” облегчает достижение олигополистического равновесия.

В отличие от картеля ценовое лидерство имеет то преимущество, что при нем сохраняется свобода производственной и сбытовой деятельности, не требует регулирования квотами и деления рынка.

Кроме того, именно ценовой лидер рискует, первым изменяя цену в ответ на изменение рыночной конъюнктуры, и как бы освобождает от этого риска свое конкурентное окружение. При этом лидер должен быть уверен в своих силах, и иметь потенциальный механизм воздействия на конкурентное окружение для того, чтобы оно следовало за ним и поддерживало его решения.

Ценовой лидер должен иметь признанный другими статус ценового лидера, иначе конкуренты не будут с ним считаться.

Лидерство в ценах бывает трех типов:

-лидерство фирмы, доминирующей по выпуску;

-лидерство фирмы с самыми низкими издержками;

-барометрическое лидерство (т.е. лидерство фирмы, лучше других способной; предсказать изменения рыночной конъюнктуры).

К факторам, позволяющим предприятию стать доминирующим (лидером) на рынке относятся:

-более быстрая по сравнению с другими фирмами возможность использования преимуществ высокой положительной отдачи от масштаба;

низкий уровень затрат, связанный с эффективным менеджментом,

-использование новейших технологий и владение патентами на уникальные технологии и изобретения;

-длительность нахождения на рынке (преимущество опыта и известности, репутации надежного партнера и т.д);

-наличие квалифицированного и обученного персонала;

-стохастический характер экономического роста;

-дифференциация продукта и т.д.

Итак, лидерство в ценах предполагает, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто “прощупывает” отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других.

Лидерство в ценах распространено во многих странах мира, (например, ”Дженерал Моторс” почти полвека является лидером в автомобильной промышленности США). Его можно наблюдать и в России, например, также в автомобилестроении: в 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним.

Рассмотрим простейшую модель «ценового лидерства», которая позволяет понять при каких условиях фирма-“лидер” устанавливает свою цену, (рис.6.6).

 

Рис. 6.6. Модель олигополии “лидерство в ценах”

Пусть на рынке существует рыночный спрос D (являющийся спросом отрасли) и предложение конкурентного окружения SF. Тогда рыночное равновесие установится при цене Р.

(Рассмотрение данной модели позволит подготовить читателя к восприятию более сложных моделей)

При этой цене фирме-лидеру нет смысла приходить на рынок. Скорее всего, он появится на рынке и будет продавать свою продукцию по ценам ниже Р. По цене Р1 конкурентные фирмы уже не будут предлагать свою продукцию. Таким образом, при цене Р1 и ниже “лидер” полностью захватит рынок. Значит, график спроса “лидера” DL должен находиться в интервале цен от Р-Р1 и ниже.

Условием максимизации прибыли неизменно является равенство предельной выручки и предельных издержек Поэтому лидер определяет цену РL и объем выпуска QL, исходя из равенства своих МRL =MCL.

Все остальные фирмы принимают цену лидера РL как данную (т.е. как бы действуют в условиях совершенной конкуренции, рис.6.7а,в). Найдем точку пересечения линии цены лидера, которая для конкурентного окружения является графиком МR, и графика конкурентного предложения SF и определяем, что количество продукции, которую будут производить конкурентные фирмы по цене РL представляет объем производства QF. Общее количество продукции(QT), которое будет реализовано по цене лидера РL составит: QT =QL + QF

 
 

 

 

 


Рис. 6.7 “Лидер” и конкурентное окружение

 

Модель доминирующего предприятия с конкурентным окружением и с закрытым входом.

Рассмотрим теперь модель доминирующего предприятия, или как мы

будем чаще его называть фирмы- лидера, несколько ее усложнив и считая, что вход в отрасль закрыт. (рис.6.8.).

Сделаем следующие предпосылки:

-Пусть существует одна фирма, имеющая существенно меньшие издержки и больший размер, чем у любой конкурирующей с ней фирмы;

-Фирма-лидер знает свою функцию спроса и функцию предложения конкурентного окружения, может предвидеть его размер при разном уровне цен, либо из оценок на базе прошлого опыта, либо благодаря знанию кривых их предельных издержек, горизонтальное суммирование которых позволяет получить эту функцию.

-Все конкуренты являются ценополучателями, т.е. воспринимают цену, которую назначил лидер, как данную, и принимают решение о своем прибылемаксимизирующем объеме выпуска, исходя из своих предельных затрат LMC (ведут себя как фирмы в условиях совершенной конкуренции, см рис.6.7а,в);

-Число фирм в отрасли неизменно, фирма-лидер знает, что он может повышать цену, не опасаясь входа в отрасль новых фирм или создания дополнительных мощностей у конкурентов.

 

 


Пусть n- число фирм в конкурентном окружении лидера. Предположим также, что предельные издержки LMCf. фирм –конкурентов одинаковы. LАС – долгосрочные средние издержки конкурентной фирмы. На рис.6.8.а кривая предложения конкурентного окружения S(Р) представляет собой горизонтальную сумму n кривых предельных издержек конкурентных фирм LMCf. Если qf – предложение одной конкурентной фирмы, то S(Р)=nqf(Р) – кривая рыночного предложения.

По цене, равной равновесной Р*(рис. 6.8.а), т.е. цене, при которой график предложения конкурентного окружения S(Р) пересекает график рыночного спроса D(Р), лидеру входить на рынок не стоит, поскольку по этой цене он не может продемонстрировать свои преимущества и его могут не признать лидером. Поэтому при этой цене его объем выпуска равен нулю.

Но при цене, равной минимальным долгосрочным средним издержкам (Р=LАСmin ) конкурентных фирм и ниже он захватит весь рынок, поскольку конкуренты перестанут быть «конкурентами» и уйдут с рынка, и лидер фактически станет монополистом.

Таким образом, кривая спроса лидера берет свое начало из точки на оси цен, представленной равновесной ценой конкурентного рынка Р*. При цене Р=LАСmin функция спроса лидера будет иметь излом, а ниже этой цены она совпадет с кривой отраслевого спроса D(Р) (рис.6.8.б). Следовательно, кривая фирмы-лидера DL является кривой остаточного спроса и может быть определена как горизонтальная разность кривой рыночного спроса и кривой предложения конкурентного окружения: DL= D(Р) – S(Р).

Прибыль лидера будет максимальной при условии, что его предельная выручка МRL будет равна его предельным издержкам MCL1. Цена и объем производства, которые определит лидер при этом составят РL1 и QL1.При условии, что РL1 выше долгосрочных средних издержек лидера LАСL, лидер будет получать положительную экономическую прибыль.

Цена РL1 воспринимается фирмами-конкурентами как данная, и по ней они произведут Qf единиц продукции. Причем объем выпуска каждой конкурентной фирмы составит qf.. При РL конкуренты тоже будут иметь положительную экономическую прибыль, поскольку эта цена выше LАСmin

Рассмотренная выше ситуация может возникнуть в том случае, если издержки фирмы-лидера отличаются от издержек конкурентного окружения не очень сильно.

Если затраты фирмы-лидера существенно ниже затрат конкурентов, то график предельных издержек лидера LMC2 пересекает график предельной выручки МRL в нижнем его сегменте. В этом случае лидер назначает цену ниже LАСmin, тем самым вытесняя конкурентов с рынка (поскольку по ценам ниже своих средних долгосрочных издержек они производить не могут), и становится монополистом. Цена, установленная лидером в этом случае соответствует уже рыночной кривой спроса и является монопольной ценой.

 

Модель доминирующего предприятия с конкурентным окружением и с открытым входом.

На рис.6.9. кривая предложения конкурентного окружения S(Р) является горизонтальной. В этой модели мы снимаем предпосылку о неизменном количестве фирм в отрасли и предполагаем, что при свободном входе количество предприятий в конкурентном окружении фирмы-лидера может бесконечно расти, т.е. n→∞. Поэтому график предложения постепенно превращается в горизонтальную линию. Поэтому пока цена выше или равна Р, фирмы-конкуренты будут осуществлять производство.

График спроса лидера по цене Р также будет представлен горизонтальной линией(причем Р=МR). При цене меньше Р график спроса лидера совпадет с графиком рыночного спроса D(Р). Таким образом, ломаная кривая РАD(Р) является графиком спроса фирмы-лидера.

В этой модели также возможны два исхода.

Если предельные издержки лидера высоки, и составляют LMCL1, то объем производства лидера, позволяющий ему получить максимум прибыли составит QL1(т.к. Р=МR= LMCL1). Конкурентное окружение будет производить по цене Р продукцию в объеме Qf =Q -QL. При этом фирмы из конкурентного окружения получат нулевую экономическую прибыль. Следовательно открытость входа в отрасль приводит к тому, что цены устанавливаются на уровне средних затрат, не позволяя фирме-лидеру снижать их ниже этого уровня.

Если предельные затраты фирмы-лидера значительно ниже, чем у конкурентов (LМСL2), то ни одна из конкурирующих фирм не сможет остаться в отрасли и наш лидер, назначив цену Р* и выпуская объем QL* становится монополистом (рис.6.9).


 

6.3. Ценообразование “Издержки +”

На практике в большинстве случаев монополистические и олигополистические фирмы осуществляют ценообразование по принципу: “затраты плюс надбавка к ним”. При этом фирма прибавляет процентную надбавку к предполагаемым средним переменным издержкам производства:

Р= АVC + m(АVC), (6.1)

где m - используемый процент надбавки;

AVC – средние переменные издержки

Ценообразование с использованием надбавки к затратам гарантирует фирме достаточные поступления, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства, предоставляемых владельцами фирмы. Проблема заключается в том, что средние переменные издержки в краткосрочном периоде зависят от объемов производства. Как правило фирмы высчитывают средние переменные издержки на основе ожидаемого за некоторый будущий период объема выпуска или при оптимальной загрузке производственных мощностей (примерно 80%).

Чтобы получить процент надбавки вспомним формулу предельного дохода:

МR = P (1+ 1/Еd), где (6.2)

Еd – эластичность спроса на товар фирмы.

Поскольку, чтобы максимизировать прибыль, предельная выручка (МR) должна быть равна предельным издержкам (МС), то, для максимизирующего прибыль выпуска предельные издержки должны быть равны:

МС=Р(1+1/Ed) (6.3)

Откуда выразим Р=МС|Ed/(1+Ed)| (6.4)

Поскольку MC можно принять равными AVC для всех величин выпуска, то получим, что

P=AVC|Ed/(1+Ed)| (6.5)

Конечная формула ценообразования по принципу “Издержки+” будет выглядеть следующим образом:

P=AVC+|-1/(1+Ed)|AVC (6.6)

Процент надбавки, максимизирующий прибыль:

m=|-1/(1+Ed)|. (6.7)

Чем эластичнее спрос на товар, тем меньше процент надбавки. Например, если эластичность спроса на товар равна -5, то тогда максимизирующая прибыль надбавка будет равна ¼ или 25%.

6.4 Возможные подходы к классификации моделей дуополии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.