Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая олигополия




В отличие от количественных моделей олигополии, в которых фирмы выбирают объем выпуска, а отраслевая цена определяется в соответствии с обратной функцией рыночного спроса.

Рассмотрим теперь модели олигополии, ориентированные на цену как стратегическую переменную. В них фирмы устанавливают цену и реализуют по ней определенный рыночным спросом объем выпуска.

Модель олигополии Бертрана

Французский математик Жозеф Бертран (1883 г.) в качестве альтернативы дуополии Курно предложил свою модель дуополии.

Он исходил из тех же предпосылок, которые сделал Курно (отсутствие сговора, однократность взаимодействия, однородность продукта, наличие неизменных и равных предельных издержек у фирм, закрытый вход).

Но в качестве стратегической переменной выступает цена, а не объем выпуска. Причем цену определяет каждый из дуополистов Бертрана, считая выбор соперника неизменным.

Пусть в отрасли действуют всего 2 фирмы, производится однородный продукт с одинаковыми и неизменными предельными издержками.

Предположим для простоты, что функция спроса - линейна:

Q = q1 + q2 = a / b – 1 / bP) (6.56)

В этом случае спрос на продукцию каждой из фирм зависит от цен на товар. Если цена, назначенная фирмой 1, превысит цену, назначенную фирмой 2, то никто не захочет покупать продукцию у фирмы 1.

 

 

 
 
b

 


Рис. 6.18. Кривая спроса дуополиста Бертрана

 

Если эта цена снизится до Р2, то поскольку выпускается одинаковая продукция, покупатели обоих фирм смогут удовлетворить за счет продукции каждой из фирм половину своего спроса.

Если же Р1 хотя бы незначительно снизится по сравнению с Р2, покупатели полностью переключатся на продукт фирмы 1 (при этом предполагается, что каждая фирма имеет такие производственные мощности, которые в состоянии обеспечить рыночный спрос в полном объеме).

Таким образом, кривая спроса на продукцию фирмы 1 состоит из трех отрезков (рис. 6.6):

d11, Р2) = 0, если Р1 > Р2 (отрезок аР2)

d11, Р2) = D(p1)/2, если Р1 = Р2 (т. А)

d11, Р2) = D(p1), если Р1 < Р2 (отрезок Bb). (6.57)

Также будет выглядеть и функция спроса для фирмы 2.

Каждой фирме выгодно назначить цену чуть-чуть ниже конкурента. Тогда фирма, снизившая цену первой, сможет захватить весь рынок, поскольку продукция однородная, а потребители ведут себя рационально и выбирают при прочих равных тот товар, который дешевле. Предполагая (в соответствии с допущениями модели), что объявленные соперником цены неизменны, эта фирма фактически становится монополистом, захватывает весь рынок.

Но фирма-конкурент, оставшись без покупателей, вынуждена будет тоже снизить цену, причем несколько сильнее, чем это сделала первая фирма. Тогда все покупатели перейдут ко второй фирме.

Теперь первая фирма, столкнувшись с проблемой реализации продукции, снизит цену еще больше и т.д.

Таким образом, модель Бертрана является моделью "ценовой войны" в дуополии. Равновесие будет достигнуто лишь при снижении рыночной цены до уровня, ниже которого ее опускать уже нецелесообразно, т.е. до уровня предельных издержек. Поскольку МС=соnst, то МС=АС (предельные издержки равны средним).

Итак, в модели Бертрана результатом ценовой войны (при соблюдении всех вышеназванных предпосылок) становится объем производства, который производился бы и в условиях рынка совершенной конкуренции.

Изопрофиты у дуополистов Бертрана строятся в осях назначаемых фирмами цен (P1, P2) и являются не вогнутыми (как в дуополии Курно), а выпуклыми к соответствующим осям(рис.6.19). Такая форма изопрофит объясняет необходимость снижения цены каждым из дуополистов в ответ на снижение цены соперника, для сохранения уровень прибыли неизменным.

Если фирма 2 снизит цену с P2 1 до с P2 2,то фирма 1 должна снизить цену с P1 1 до P12, для сохранения на неизменном уровне прибыли П12.

Если конкурент и дальше будет уменьшать цену, фирма 1 получит меньшую прибыль П11, представленную более низкой изопрофитой (рис. 6.19).

При такой форме изопрофит существует единственная цена для фирмы 1, которая, при существующей цене фирмы 2, дает максимум прибыли для фирмы 1 (различные такие сочетания значения цен обеих фирм представлены точками е1, е2, е3, е4, на рис. 6.19 а)

Кривые реакции фирм строятся путем соединения самых низких точек изопрофит (они же точки е). Кривые реакции представляют собой геометрическое место точек, соединяющих максимумы прибыли, которую получает каждая из фирм при назначении оптимальной цены (которая дает максимум прибыли) при заданном уровне цены конкурента.

Кривые реакции в модели Бертрана восходящие, т.к. прибыли дуополистов увеличиваются при повышении цен.

Точка пересечения кривых реакции является точкой равновесия по Бертрану- Нэшу (точка B-N на рис. 6.8). Она находится на луче под 45°, поскольку в равновесии фирмы установят одинаковую цену на уровне предельных издержек. Таким образом, равновесие по Бертрану является частным случаем равновесия по Нэшу

Если наклон кривой реакции фирмы 1 круче наклона кривой реакции фирмы 2, то равновесие по Бертрану устойчиво.

 

 

 
 

 


Пусть функция спроса на продукцию дуополиста Бертрана имеет вид:

d(Pi, Pj)=ai-bi Pi+ кPj, где i,j = 1, 2, i ≠ j и аi, bi, к > 0. (6.58)

Предельные издержки составляют сi, причем (с1 = с2).

Для того, чтобы вывести функцию реакции для дуополиста Бертрана, запишем его функцию прибыли:

Пi = (Pi - Ci)(ai - bi Pi + кPj) = Pi ai - Ci ai - bi Pi2 + Ci bi Pi + кPj Pi - Ci кPj) (6.59)

Необходимое условие максимизации прибыли:

∂ Пi / ∂Pi = ai – 2biPi + Ci bi + кPj= 0, (6.60)

отсюда функция реакции дуополиста Бертрана RFi.:

Pi = (ai + Ci bi) / 2 bi + (к / 2 bi) P2 = Ai +BiPj (6.61)

где Ai = (ai + Ci bi) / 2 bi,. Bi=(к / 2 bi) (6.62)

Функции реакции дуополистов Бертрана – линейны (т.к.. ∂ Pi / ∂Pj = 0), имеют положительный наклон (рис. 6.19 и 6.20) и пересекаются в точке равновесия Бертрана –Нэша, точке B-N с координатами (РВ1, РВ2),

при РВ1 = (Ai + Aj Bi) / (1 - Bi Bj). (6.63)

Модель дуополии Эджворта

Ф. Эджворт создал модель ценовой дуополии с ограничением на величину производственной мощности дуополистов.

После достижения определенного размера производства, мощности предприятия оказываются полностью загружены, и дальнейшее увеличение производства невозможно. В результате попытка роста производства приведет к тому, что резко возрастают предельные издержки (затраты на производство дополнительной единицы продукции бесконечно велики). Этот скачок можно представить переходом от горизонтального участка графика предельных издержек МС к вертикальному, при объеме выпуска q* (рис. 6.21).

Пусть возможности производства на каждом предприятии ограничены половиной рыночного спроса при цене, равной предельным затратам, qm1,2 = Q(P = МС)/2.

Если каждая фирма установит начальную цену на уровне предельных издержек (P12=МС), то их совместный выпуск окажется как раз таким, что будет в состоянии обеспечить совокупный рыночный спрос, Q(P = МС).

Если фирма-дуополист 1 хотя бы чуть-чуть повысит свою цену, а дуополист 2 оставит цену неизменной на уровне предельных издержек, Р2 = МС, то все покупатели перейдут к нему из-за более низкой цены.

Но тут фирма-дуополист 2 сталкнется с ограничением по размеру производственной мощности. Они у него таковы, что он не может удовлетворить больше половины рыночного спроса, поскольку именно такова его производственная мощность. В итоге не всем покупателям достанется продукция по пониженной цене, и им придется покупать продукцию у фирмы-дуополиста 1.

Получив для себя остаточный спрос в размере (Q(P = МС) - q*), фирма-дуополист 1 сможет максимизировать свою прибыль, действуя как монополист в отношении этого остаточного спроса. В точке А (рис.6.21)предельные издержки равны предельной выручке, поэтому с целью максимизации прибыли дуополист 1 установит цену Р1, при которой объем производства составит:

ql = Q(P = MC)/4. (6.64)

В ответ на это дуополист 2 повысит свою цену до уровня несколько меньшего, чем ценаР1, для того, чтобы переманить к себе его покупателей. Но в связи с ограниченностью своих производственных мощностей дуополист 2 сможет насытить спрос лишь в объеме:

Q1- ql = 2/3 Ql = Q1(P = МС)/2 (6.65)

Реализуя вдвое больше продукции по цене, по немногим меньшей, чем у фирмы-дуополиста 1, фирма-дуополист 2 будет иметь и вдвое большую прибыль.

Поэтому фирма-дуополист 1 в свою очередь снизит цену до уровня чуть ниже, чем цена дуополиста 2.

Так они будут стремиться опередить друг друга в снижении цен. Желание получить большую прибыль от снижения цены будут продолжаться, пока цена не достигнет уровня:

Р=МС+(Р1-МС)q1/q2 (6.66)

 
 

 


Рис.6.21 Модедь дуополия Эджуорта

Итак, если фирма 1 снизит свою цену до Р, т.е. сделает ее немногим меньше цены конкурента, она сможет реализовать максимально возможный нее объем выпуска q*.Если фирма 1 увеличит свою цену до Р1, она сможет продать лишь q1 единиц продукции. Поэтому фирма 1, чтобы получить прибыль, такую же, как и при цене Р1 назначит цену Р=МС+(Р1-МС)q1/q2.

Но как только цена станет равной Р, выгодным для любой фирмы-дуополиста снова станет повышение цены до Р1,и весь ценовой цикл повторится.

Итак, модель Эджуорта не позволяет достигнуть статичного равновесия. Это своего рода «ценовая ловушка», оказавшись в которой дуополисты втягиваются в нескончаемую ценовую войну, в которой снижение цен сменяется их повышением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.