Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грузозахватные органы, приспособления и тара




 

На грузоподъемных механизмах при нагрузке свыше 3т крюки изготовляются вращающимися на шарнирах закрытых опорах. Все крюки должны иметь клеймо с указанием грузоподъемной машины – и паспорт с указанием номера, грузоподъемности, материала и результатов испытания на прочность. Литые крюки на грузоподъемных кранах не применяются.

Испытывают крюки на прочность после изготовления в течение 10 мин. нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. После испытания на них не должно быть остаточной деформации, трещин, надрывов. Износ крюка в зеве не должен превышать 10% от первоначальной высоты сечения.

Крепление кованого или штампованного крюка, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе исключают самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой.

Нарушение требования о предохранительных устройствах на грузовых крюках может привести к серьезным последствиям.

 

Бригадир заливщиков вместе с выбивщиком литья с помощью серьги весом 1150 кг зачаливали отливку. Когда серьга, подвешенная к крюку электромостового крана, коснулась земли, чалочная цепь провисла, вставленный в петлю вместо специальной закладки анкерный болт вывалился, ничем не придерживаемая серьга упала и травмировала рабочего.

 

При перегрузке кованых и штампованных крюков случается, что они обрываются в местах перехода от цилиндрической части в резьбовую. Сначала с противоположных сторон появляются малозаметные трещины, которые при недостаточном контроле за состоянием крюка увеличиваются и переходят в круговые. При этом в результате даже совсем небольшой нагрузки крюк обрывается.

 

Такая авария произошла на одном предприятии. Электромостовой кран транспортировал заформованные и залитые опоки. Подвешенный к крану груз оборвался и упал на пол цеха. Расследованием было установлено, что в технологических картах не были указаны вес заформованных опок и форм с отливками и номера кранов, которыми можно транспортировать этот груз. В результате кран систематически и длительное время перегружался.

 

Особое внимание следует уделять надзору за состоянием грузоподъемных крюков, используемых для транспортировки раскаленного или жидкого металла, шлака, и соблюдать сроки и порядок их проверки.

Грейфер предназначен для перегрузки сыпучих и кусковатых материалов (руды, угля, известняка, песка) и других подобных грузов. Конструкция грейфера должна быть такой, чтобы он самопроизвольно не раскрывался. Грузоподъемность грейфера определяется перед применением его для перевалки груза (данного вида, сорта) взвешиванием материала после пробного зачерпывания. При этом вес грейфера с зачерпнутым грузом не должен превышать грузоподъемности крана.

Номинальную емкость грейфера согласно ГОСТ 8572—57 выбирают из следующего ряда, м3:

0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0; 5,0; 6,3; 8.0.

Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственного веса, вида материала, для перевалки которого грейфер предназначен, наибольшего допустимого веса зачерпнутого материала. Изготовляемые отдельно от крана грейферы, кроме указанной таблички, снабжаются паспортом, содержащим все данные о нем, предусмотренные типовым паспортом крана. Если такая табличка с характеристикой грейфера по какой-либо причине отсутствует, она должна быть восстановлена.

Электрические грузовые магниты изготовляются для напряжения у источника питания 110—600 В, имеют круглую или прямоугольную форму. В корпусе магнита размещаются соленоидные катушки, защищенные плитой, чтобы поднимаемый груз их не повредил (рис. 6.1).

 

 
 


Рисунок 6.1 – Грузовой электромагнит

 

Электромагниты применяют на кранах, питающихся постоянным током. Питание магнитов на кранах, действующих от переменного тока, осуществляется через преобразователи. Ток к грузовому электромагниту подводится гибким кабелем, который навивается на барабан, установленный на тележке крана. Подъемная способность электромагнита снижается при высоких температурах перемещаемых грузов. В процессе работы электромагнита не исключены случаи перерывов в снабжении электроэнергией, поэтому во избежание несчастных случаев зона действия магнита ограждается с установкой предупредительных знаков: «Проход запрещен — работает электромагнит».

Съемные грузозахватные приспособления и тара на предприятиях и в строительных организациях, как требуется Правилами, изготовляются централизованно по чертежам, нормалям, технологическим картам или индивидуальным чертежам и заявкам цехов и участков, их эксплуатирующих.

Съемные грузозахватные приспособления обязательно должны иметь клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, на которой указаны номер, грузоподъемность и дата испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90 град., а стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, — при угле между ветвями, принятом при расчете.

Техническое освидетельствование. Правила предусматривают, что съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи, и др.) после изготовления или ремонта до передачи их в работу подлежат техническому освидетельство­ванию лицами, ответственными за качество изготовления или ремонта. При техническом освидетельствовании все съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и др.) осматриваются и испытываются нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. У стропов и цепей, которые состоят из одной или нескольких ветвей, имею­щих на концах связующее кольцо, испытывается каждая ветвь в отдельности нагрузкой, на 25% превышающей грузоподъем­ность этой ветви с учетом угла развода ветвей 90 град. Сборное кольцо испытывается нагрузкой, на 25% превышающей грузо­подъемность грузозахватного приспособления.

Статическое испытание всех грузозахватных приспособле­ний должно проводиться в течение 10 мин с помощью груза илиже специального приспособления, пресса, позволяющих изме­нить нагрузку в необходимых пределах. Результаты испытания считаются удовлетворительными при отсутствии трещин, разры­вов и остаточных деформаций.

Тара при техническом освидетельствовании тщательно осма­тривается и, как и грузозахватные приспособления, заносится в цеховой журнал учета и периодических осмотров. Испытывать тару грузом не обязательно.

Эксплуатация и хранение. В процессе эксплуатации все съемные грузозахватные приспособления и тару необходимо периодически осматривать. В цехе на участках должны быть назначены лица, ответственные за периодические осмотры грузо­захватных приспособлений и тары, правильное их хранение, ис­правное состояние и своевременную отбраковку.

Периодические осмотры съемных грузозахватных приспособ­лений и тары должны проводиться:

- через каждые 6 месяцев при осмотре траверс и коромы­сел;

- через 1 месяц при осмотре клещей, других захватов и тары;

- через каждые 10 дней при осмотре стропов.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары следует обязательно заносить в журнал учета периодических осмотров. Альбом чертежей, а также документы, удостоверяющие качество деталей приспособлений, хранятся у лица, ответственного за периодический осмотр и исправное их состояние.

В случае выбраковки или сдачи в ремонт грузозахватных приспособлений и тары, а также после ремонта ответственный за осмотр должен сделать соответствующую запись в журнале учета и периодических осмотров. При аварийном выходе грузозахватного приспособления или тары из строя составляется акт с указанием причин аварии. Акт с мероприятиями по предупреждению аварий должен храниться у ответственного за перио­дические осмотры, правильное хранение и исправное состояние грузозахватных приспособлений и тары.

Администрация обязана выделить место для хранения грузозахватных приспособлений и тары. Приспособления необходимо располагать в таком порядке, который обеспечил бы удобство получения для работы и возврата. На месте хранения должен быть полный ассортимент приспособлений в соответствии с технологией производства, а также крючья, оттяжки и другие при способления, необходимые для обеспечения безопасной зацепки, транспортировки и отцепки грузов. При этом громоздкие приспособления следует хранить на специальных опорах, обеспечивающих удобство и безопасность зацепки их на крюк крана и отцепки. Администрация цеха обязана определить место хранения отбракованных приспособлений, нуждающихся в ремонте, а также принять меры, исключающие возможность их использования.

Грузовые канаты. Канаты, предназначенные для подъема любого груза, должны рассматриваться как особо ответственные детали.

Наиболее широкое распространение при эксплуатации совре­менных кранов получили стальные проволочные канаты, имею­щие высокие механические свойства. При сравнительно небольших диаметрах и весе они работают бесшумно, с высокими скоростями, хорошо воспринимают толчки и удары. Стальные ка­наты надежны в эксплуатации и долговечны, а разрушение их происходит постепенно, в виде разрывов отдельных проволочек, что легко наблюдается и позволяет своевременно судить о воз­можности дальнейшего их использования. В Правилах указы­вается, что стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, несущих, тяговых стропов, должны отвечать действующим го­сударственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода-изготовителя канатов об их испы­тании в соответствии с ГОСТ 3241—66 «Канаты стальные. Тех­нические требования». В свидетельстве (сертификате) должны указываться наименование завода-изготовителя и его подробный адрес, заводской номер каната, его конструкция (тип), вид проволоки, диаметр каната, диаметр проволоки, дата приемки, лабораторные данные об испытании каната и его механические свойства.

Канаты без свидетельства должны подвергаться лаборатор­ным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241—66 и допускаться в работу только при положительных результатах.

Промышленность выпускает канаты прямой и крестовой свивки. При прямой свивке отдельные проволоки в прядях и са­ми пряди свиты в одном направлении. При крестовой свивке направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате (рис. 6.2).

Применяются на кранах и канаты двойной свивки. Пряди из отдельных проволок такого каната свиваются вокруг сердечника из пеньки, асбеста или мягкой стали. Эта конструкция делает его более гибким, эластичным.

При эксплуатации мостовых кранов практически применяются шестипрядные канаты, чаще всего 6X19 или 6X37 (первая цифра — число прядей, вторая — число проволок в каждой пряди).

Рисунок 6.2 – Стальные проволочные канаты

 

Важное значение, с точки зрения техники безопасности, имеет правильная эксплуатация стальных канатов. При работе проволоки испытывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиба — при огибании канатом блоков и барабанов, сжатия — от давления соседних проволок, растяжения — под действием веса поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия при соприкосновении с блоком, барабаном и т.д. Изнашиваются канаты главным образом из-за перегибов на блоках и барабане механизма подъема. При разматывании канатов из бухты или барабана рекомендуется избегать образо­вания спиралей или петель, ведущих к деформации проволоки.

Стойкость канатов в значительной мере определяется их смазкой. Смазывать канаты кранов, работающих в зоне высоких температур, следует не реже одного раза в пять дней, остальных — не реже одного раза в десять дней. Стальные канаты должны надежно крепиться к подъемному механизму, чтобы они не спадали и не перетирались от соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

Для удлинения срока службы каната большое значение имеет защита его от повреждений. С этой целью к мосту крана в месте возможного соприкосновения каната с главными троллеями устанавливается предохранительный щит. Он изготовляется из металлического уголка или швеллера, к которому со стороны расположения каната крепится деревянная обшивка. Канаты кранов, работающих с жидким металлом в зоне высоких температур, ограждаются щитами, отражающими тепло; нижние блоки должны иметь кожухи.

При работе мостовых кранов в двух ярусах канаты могут быть повреждены, когда кран, действующий в верхнем ярусе, наезжает неподнятыми канатами на мост нижерасположенного крана. Такая небрежность приводит к тому, что канат в местах соприкосновения с мостом перетирается, а блочная подвеска (часто с грузом) обрывается и падает на пол цеха.

 

На одном предприятии электромостовой кран грузоподъемностью 30/7,5 т с помощью малого подъема выполнял работу с грейфером при косом натяжении грузового троса. В результате канат был потерт о нижний пояс фермы моста, и при последующем подъеме грейфер с землей оборвался. В другом случае из-за небрежной работы была допущена качка блочной подвески большого подъема крана грузоподъемностью 20/5 т. При этом болты крепления щековин захватили и привели в негодность канат малого подъема.

 

Опасный износ каната выявляется следующим образом:

– канат просматривается, чтобы определить наиболее изношенные места;

– на том месте, где обнаружено больше всего оборванных проволок, наносится мелом метка;

– от метки в сторону наибольшего износа отсчитывается столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставится вторая метка; расстояние между метками называется шагом свивки, на нем и подсчитывается количество обрывов (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1 – Нормы браковки стальных канатов

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении D:d* Конструкция каната
6X19—114+1ос** 6X37=222+1ос* 6X61 =366+1ос* 18Х19=342 + 1ос*
Число обрывов проволок на длине одного шага каната, при котором канат должен быть забракован
крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки
До 6                
Свыше 6
До 7                
Свыше 7                

 

* D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.

** ос — органический сердечник.

 

Сравнение количества оборванных на шаге свивки проволок с данными табл. 6.1 позволяет определить возможность дальнейшего использования каната.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для выполнения особо ответственных работ, а также для транспорти­ровки расплавленного и раскаленного металла, кислот, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, должны браковаться, как рекомендуют Правила, при обрыве проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 6.1.

У многопрядных канатов (например, у каната 18X19 с одним органическим сердечником имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12— в наружном) пряди отсчитывают в наружном слое.

Если у каната имеется поверхностный износ или коррозия, то число обрывов проволок на шаге свивки, как признак бра­ковки, должно быть уменьшено (табл. 6.2).

 

Таблица 6.2 – Требования к канатам с поверхностным износом

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Число обрывов проволок на шаге свивки в процентах от норм указанных в табл. 6.1
   
   
   
   
30 и более  

 

При износе или коррозии, достигших 40% и более первона­чального диаметра проволок, канат подлежит браковке.

 

Цепи сварные и пластинчатые предназначены для передачи тяговых усилий и состоят из шарнирно соединенных звеньев. Цепи бывают сварные и пластинчатые. Пластинчатые цепи, приме­няемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191—63 «Цепи грузовые пластинчатые». Сварные и штам­пованные цепи, которые применяются как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319—55 «Цепи сварные грузовые и тяговые» и ГОСТ 228—65 «Цепи якорные сварные. Детали и узлы. Размеры и технические требования».

Для изготовления стропов могут также применяться цепи по ГОСТ 6348—65 «Цепи якорные литые. Детали и узлы. Размеры и технические требования». Якорные цепи применяются без распорок и с распорками. Сварные цепи подразделяются на короткозвенные и длиннозвенные, некалиброванные и калиброванные. Пластинчатые шарнирные цепи (рис. 6.3) изготовляются из стали 40 или 45, имеют высокую прочность. Недостаток их в том, что они изгибаются только в одной плоскости.

 

 

 

Рисунок 6.3 – Пластинчатая

шарнирная цепь

 

Сварные цепи при хорошей гибкости во всех направлениях и работе на деталях с острыми кромками и малыми диаметрами огибания имеют все же существенные недостатки: большой собственный вес, чувствительность к толчкам и перегрузкам, внезапность разрыва, большой сконцентрированный износ звеньев в местах сопряжения.

Правила требуют, чтобы цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, имели свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.

Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 — при ручном.

Коэффициент запаса прочности грузовых сварных и штампованных цепей и цепей-стропов по отношению к разрушающей нагрузке не должен быть меньше величины, указанной в табл. 6.3.

 

Таблица 6.3 – Коэффициент запаса прочности цепей

Назначение цепи Коэффициент запаса прочности
Ручной привод Машинный привод
Грузовая, работающая на гладком барабане    
Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная)    
Для стропов    

 

Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра.

Цепи испытываются нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность в1,25 раза. После испытания ставится клеймо или закрепляется бирка с указанием номера и грузоподъемности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.