Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксплуатация мостовых кранов. Меры безопасности




Обучение, аттестация, назначение на работу. Обслуживают краны крановщики (машинисты), их помощники, слесари, электромонтеры, стропальщики, зацепщики грузов, сигнальщики, инженерно-технические и многие другие работники. Все они могут назначаться на работу при условии:

- достижения 18-летнего возраста;

- получения медицинского заключения о возможности допуска к работе;

- получения удостоверения об аттестации в квалификационной комиссии;

- назначения на работу приказом по цеху, заводу (организации).

Лица, готовящиеся к обслуживанию кранов, обучаются в профтехучилищах или непосредственно на предприятии, на специальных курсах, создаваемых обычно при учебных комбинатах (отделах техучебы) предприятия по утвержденной программе. Обучение индивидуальным и бригадным методом запрещено. Практическая подготовка проводится на учебных кранах. Стажировка новых рабочих должна доверяться опытным крановщикам, имеющим достаточный стаж работы. В соответствии с требованиями Правил в аттестационной комиссии при аттестации крановщиков и их помощников участвуют инспектор Госгортехнадзора, которого руководство предприятия обязано предварительно (не позднее чем за 10 дней) уведомить о времени работы комиссии. Аттестация всех других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться комиссией предприятия без участия инспектора.

Всем тем, кто при проверке показал достаточные знания, выдаются соответствующие удостоверения с фотографией (для крановщиков и их помощников) с подписью председателя комиссии, за исключением крановщиков и их помощников, удостоверения которых подписывают председатель комиссии и представитель органа технадзора. Эти удостоверения имеют запись о типе крана, к управлению которого крановщики допущены. Получившие удостоверение назначаются на роботу приказом (распоряжением) администрации.

Если крановщика (помощника) переводят на кран другого типа, его необходимо обучить в установленном порядке. Он должен тщательно ознакомиться с особенностями устройства и обслуживания нового для него типа крана и пройти соответствующую стажировку.

Несерьезное отношение к обучению стажера, дублера или, тем более, передоверие ему управления без личного надзора, особенно при выполнении ответственных работ, может привести к тяжелым последствиям.

 

На одном из предприятий во время загрузки литья на под отжигательной печи рабочий, установив очередную деталь и отцепив чалочные цепи, дал команду крановщику двигаться за следующей отливкой. В это время управление краном было передано стажеру без всякого надзора за его действиями. Не подняв на должную высоту чалочные цепи, ученик направил кран в противоположную от лежавшей на плацу цеха следующей отливки. Крюки чалочных цепей стащили с пода печи тяжеловесную отливку, и она травмировала подкранового рабочего.

 

Периодическая и внеочередная проверка знаний. Кроме аттестации, когда при достаточных знаниях рабочий получает удостоверение на право работать самостоятельно, Правилами предусматривается порядок периодической и внеочередной проверки знаний всех работников, занятых в крановом хозяйстве. Эта проверка должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в год;

б) при переходе указанных работников с одного предприятия на другое и с одного типа крана на другой;

в) после перерыва в работе по специальности более года;

г) при нарушении Правил, приведшем к аварии или несчастному случаю;

д) по требованию работника по надзору или инспектора Госгортехнадзора.

У рабочих, выполняющих работы по строповке или зацепке грузов, знания должны проверяться не реже чем один раз в год.

Повторную (периодическую) проверку разрешается проводить комиссиям предприятий без участия представителя Госгортехнадзора.

Результаты аттестации и проверки знании записываются в протокол и заносятся в специальный журнал. Обычно эти документы оформляются отделами технического обучения предприятий.

Объем и условия безопасной работы лиц, занятых на обслуживании грузоподъемных кранов (управление, ремонт, надзор), должны четко определяться соответствующими инструкциями, разрабатываемыми предприятиями на основе Правил и инструкций Госгортехнадзора. Принципиально важно, чтобы эти инструкции учитывали специфические условия, технологию участка, цеха, носили конкретный характер. Местные инструкции издаются по возможности типографским способом, вручаются под расписку всем руководителям и рабочим, обслуживающим краны. На каждом предприятии, эксплуатирующем краны, должны быть разработаны, утверждены и размещены на рабочих местах способы правильной и безопасной обвязки и зацепки грузов.

Требования к крановщикам, стропальщикам. Крановщик и стропальщик (зацепщик) грузов составляют бригаду, которая поднимает, перемещает, грузит, разгружает грузы и др. Крановщик выполняет команду только стропальщика. Указания руководителей производства передаются через стропальщика, который установленными знаками сигнализации подает соответствующую команду крановщику. Команду об аварийной остановке крана крановщик принимает от любого лица.

Крановщик несет ответственность за безопасное содержание и эксплуатацию крана. Он должен в совершенстве знать его устройство, назначение и взаимодействие механизмов, приборов и устройств безопасности, правила технической эксплуатации и техники безопасности. Не менее важными являются практическая подготовка, овладение навыками управления кранов и его обслуживания. Отступление от этих требований — одна из основных причин аварий и травматизма.

 

На одном из предприятий при выгрузке угля из полувагона грейферным краном был тяжело травмирован рабочий, занятый чисткой полувагона от остатков угля. Расследованием было установлено, что к выгрузке угля был допущен помощник машиниста грейферного крана, не имеющий знаний, опыта и прав на самостоятельное управление краном и выполнявший работу в то время, когда человек находился в опасной зоне полувагона.

 

Одно из обязательных требований, предъявляемых к крановщику, - это знание им перечня и назначения смазочных материалов, умение выполнять смазочные работы в соответствии с действующей на предприятии инструкцией.

На предприятии установлен порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Безопасная работа определяется знанием и четким выполнением условных сигналов.

Крановщик и стропальщик обязаны уметь определять пригодность к работе канатов и чалочных приспособлений, грузозахватных устройств и используемой тары, знать нормы ее заполнения грузами, уметь освободить от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и оказать первую помощь.

Работники, обслуживающие краны, не допускаются к работе в нетрезвом или болезненном состоянии. Если во время работы крановщик почувствовал недомогание, он должен остановить кран в установленном месте и сообщить об этом руководителю смены. Крановщик не может, не имея на то разрешения руководителя смены, оставлять кран без подмены, подменять других крановщиков, меняться сменами, пускать в кабину посторонних. Он обязан следить за состоянием грузового каната, зацепных приспособлений, за правильностью зацепки и складирования грузов, сохранением нормальных проходов и габаритов. Если стропальщик нарушил правила безопасности или применил неисправные зацепные приспособления, крановщик, не приводя в движение кран, докладывает о нарушениях лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию кранов.

Крановщику запрещается вступать в пререкания со стропальщиком. Все спорные вопросы разрешаются руководителем производства. Крановщик обязан следить за наличием в кабине резинового коврика и перчаток, проверенных лабораторией и имеющих штамп проверки. Перчатки проверяются одни раз и полгода, а резиновые коврики - один раз в 2 года.

Перед началом смены стропальщик обязан предъявить свое удостоверение крановщику крана независимо от его требования и проверить, есть ли удостоверение у крановщика. При появлении на кране нового крановщика стропальщик должен проверить у него удостоверение и работать особо осторожно до полного освоения новым работником крана и условий работы.

Работа крана запрещается при неисправностях, определенных Госгортехнадзором.

Безопасность выполнения работ. Практика показывает, что к основным причинам аварий и несчастных случаев относятся:

а) неправильная, ненадежная строповка грузов; использование негодных или несоответствующих грузу стропов;

б) пребывание работников в опасной зоне при подъеме, перемещении, опускании, кантовке и других операциях с грузами; поддерживание и направление их руками;

в) низкий уровень обучения, недостаточные знания обязанностей и Правил (инструкций) безопасной работы крановщиками, стропальщиками и работниками, выполняющими осмотры и ремонтные работы;

г) допуск в некоторых случаях неаттестованных лиц к управлению кранами и стропальными работами, перевод с одного типа крана на другой без обучения и стажировки;

д) невыполнение положений о нарядах-допусках, планах организации работ, требований бирочной системы; низкое качество ремонтов; нарушение порядка технического освидетельствования, приема и передачи смены;

е) подъем и перемещение кранами грузов, превышающих установленную для них грузоподъемность;

ж) другие нарушения требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов» и местных инструкций;

з) отсутствие должного руководства и надзора со стороны инженерно-технических работников, ответственных за исправное состояние кранов и безопасное производство ими работ, других ответственных руководителей, в результате чего допускаются нарушения, аварии и несчастные случаи.

Профилактическую работу по предупреждению аварий и несчастных случаев следует планировать и вести целенаправленно по пути устранения причин происшествий.

Особое значение в условиях современного производства со сложными технологическими процессами, многообразной номенклатурой тяжеловесных, часто сложной конфигурации изделий, имеет надежная, безопасная строповка грузов.

 

В одном из сборосварочных цехов электросварщик по заданию мастера выполнял сварочные работы на корпусе клапана. В ходе технологического процесса электромостовым краном необходимо было несколько раз изменять положение собираемой конструкции. При очередной операции электросварщик ненадежно, точнее, опасно, поддел (рис. 6.6) конструкцию крюком за фланец и, оставаясь в опасной зоне, подал команду о подъеме ее, чтобы извлечь из-под конструкции подложенную прокладку. Во время подъема конструкция сорвалась с крюка, травмировав кисть рабочего.

 

 

Рисунок 6.6 – Опасная зацепка конструкции из-за отсутствия

указаний в технологии

 

Расследование показало, что неправильная, опасная зачалка груза, его обрыв и несчастный случай – это следствие нарушений некоторыми руководителями:

а) отдел главного сварщика нарушил установленный на предприятии порядок, разрешающий выдавать в производство технологию только после указания в ней мер безопасного выполнения каждой отдельной технологической операции, с учетом мест зачалки и чертежей на необходимые чалочные средства, а также схем безопасной строповки;

б) начальник цеха нарушил порядок, запрещающий запуск в производство заказов, в данном случае корпуса клапана, без указаний в технологии схем и мест его захвата и безопасной кантовки.

Ненадежная, опасная строповка грузов - одна из основных причин несчастных случаев. Но она часто сочетается с другими сопутствующими причинами.

 

На участке обрубки литья термообрубного цеха произошла авария при перемещении груза электромостовым краном. Стропальщик, допущенным к работе в нетрезвом состоянии, вместе с другими рабочими выполнили.строповку к крану одновременно двух тяжеловесных, сложной конфигурации деталей общим весом 25 т чалочным канатом, рассчитанным на 20 т. Груз зацепили не за специальные проушины, а за торцевые опорные приливы, имеющие острые углы. Крановщик перемещал груз, хорошо зная о неправильной и опасной строповке его и превышении грузоподъемности чалочного приспособления. Во время транспортировки в результате перегруза и смещения детали на одну сторону чалочного каната он оборвался, и груз упал на пол цеха. При этом был травмирован обрубщик и разрушено оборудование.

 

Главная причина несчастных случаев — это пребывание людей в опасной зоне при подъеме, опускании, кантовке грузов и других операциях с ними грузоподъемным оборудованием. Известно, что стропальщик, зацепив надежно груз, обязан уйти на безопасное расстояние и, находясь в месте, достаточно видимом крановщиком, с помощью принятой знаковой сигнализации должен подать ему необходимую команду. Однако эти основные, элементарные правила, принципы безопасности нарушаются, что ведет к несчастным случаям.

В самом деле, если бы человека в опасной зоне не было в момент обрыва груза или не было других последствий нарушения, несчастный случай не произошел бы. На практике стропальщик, отдавая команду, иногда остается в опасной зоне, а крановщик, видя, что человеку угрожает опасность, все же выполняет заведомо опасную команду и приводит кран в движение. Все это определяется уровнем дисциплины, требовательности, профилактической и воспитательной работы со стороны лиц, несущих ответственность за безопасную работу кранов.

 

При кантовке большой рамы, изготовленной в цехе конструкций, стропальщик зацепил ее одним крюком двухконцевой цепи. Не отойдя на безопасное расстояние, он подал команду крановщику о подъеме. Резко поднятая рама качнулась и тяжело травмировала стропальщика.

В литейном цехе с массовым конвейерным производством отливок технологическая операция по передаче залитых металлом форм с охладительного рольганга, проходящего через пылеулавливающую камеру на выбивные решетки, выполнялась электромостовым краном. Кровля и боковая стена концевой секции камеры ранее были разрушены, а между оставшейся металлической стойкой конструкции и рольгангом создавалось узкое опасное пространство, в которое вошел зацепщик. Оставаясь в заведомо опасной зоне, зацепшик подал команду крановщику о подъеме груза. Команда была выполнена. При качке груза, образовавшейся после подъема, форма, сместившись в сторону рабочего, прижала его к стойке. Причина несчастного случая не только в нарушении правил техники безопасности стропальщиком и крановщиком, но и эксплуатация разрушенной пылеулавливающей камеры, в результате чего человек мог войти в опасную зону. Несчастный случай произошел несмотря на то, что и крановщик, и стропальщик были аттестованы.

Правила разрешают поднимать груз с пола цеха или любой другой площадки, на которой он лежит, только при вертикальном положении по отношению к нему грузовых канатов. И это понятно. При косом натяжении каната оторванный от земли груз, качнувшись, приведет канат в вертикальное положение и на пути движения может травмировать людей, повредить оборудование.

Во время эксплуатации кранов следует строго соблюдать Правила при использовании в качестве грузозахватного органа электрического магнита или грейфера. Пребывание людей в зоне их действия запрещается. Это требование вызвано особой опасностью, если случайно магнит при транспортировке грузов обесточится (прекращение подачи энергии, разрыв или другое повреждение троллейного провода, сход с него токоприемника и др.), так как груз удерживается только силой притяжения магнита.

Магнитная шайба после выполнения работ или в перерыве между ними должна опускаться на специально для этой цели устроенную огражденную площадку (рис. 6.7).

 

 

Рисунок 6.7 – Специальная площадка для содержания электромагнита

 

В обрубном отделении одного из сталелитейных цехов крановщик электромостового крана, выполнив работы по погрузке литья с помощью магнитной шайбы, вместо установки ее на специальную площадку опустил шайбу на разметную плиту, на которой находились двое рабочих. Один из рабочих был травмирован.

 

Не менее важно при зацепке листового, профильного металла, труб, других грузов, особенно тяжеловесных или сложной конфигурации, использовать предназначенные только для этой цели чалочные средства и по схеме, утвержденной на данном предприятии.

Пренебрежение этими требованиями, использование случайных стропов служит причиной аварий, обрыва и падения грузов с высоты.

 

При установке на специальный стенд для электронаплавочных работ крупной тяжеловесной детали не были использованы обеспечивающие безопасное выполнение работ захваты, изготовленные для этой цели и находившиеся на рабочем месте. Руководитель производства нарушил установленный порядок, разрешил использовать для обвязки груза случайные канаты. Канат оборвался, и многотонная деталь упала на пол цеха.

 

Большая часть несчастных случаев - следствие нарушения требований правил, запрещающих опускать или поднимать грузы с кузовов автомобилей, полувагонов, если в них есть люди.

 

На одном из предприятий при погрузке на железнодорожную платформу грузоподъемным краном контейнера с поковкой произошел несчастный случай со стропальщиком, выполнявшим эти работы.

Оставаясь в опасной зоне на автосцепке, он дал команду о подъеме груза. Крановщица, не потребовав ухода стропальщика из вагона в безопасное место, привела кран в движение.

В результате при кантовке контейнеров стропальщик упал с платформы и поковка травмировала его.

 

Одно из обязательных условий безопасной эксплуатации кранов - подъем и перемещение грузов в пределах установленной грузоподъемности. Нарушение этого требования Правил приводит к самым тяжелым последствиям. Электромостовой кран может разрушиться вследствие перегруза. Разрушение обычно происходит в момент максимальной нагрузки - прохождения через центр фермы моста тележки с грузом, значительно превышающим грузоподъемность крана. При расследовании такой аварии установили, что сопутствующей причиной был также низкий контроль за состоянием крана и то, что он продолжал работу, имея значительные трещины на конструкции фермы.

На первый взгляд, зацепка грузов, отличающаяся от более сложной их строповки, менее опасна. Однако и эта операция, как и всякая другая, связанная с эксплуатацией крапов, требует от зацепщика предельного внимания, четкости и взаимопонимания с крановщиком.

Любая ошибка, допущенная стропальщиком, зацепщиком, должна пресекаться, вплоть до остановки крана крановщиком, который находится на высоте и хорошо видит место работы и действия подкранового рабочего. В этом - залог безаварийной и безопасной работы.

Если груз цепляют два рабочих, одного из них следует назначать старшим, подающим команду крановщику только после договоренности со вторым рабочим об окончании зацепки. При этом оба рабочие после отцепки груза, установленного на стеллаж, рольганг и т. п., обязательно (нарушение этого требования приводило к тяжелейшим последствиям) должны вывести подымающиеся серьги, кольца и другие грузозахватные органы на высоту за пределы груза во избежание случайной зацепки за него и опрокидывания.

Правилами категорически запрещается провозить грузы над работающими людьми и, соответственно, всем работающим запрещается находиться в тех местах, над которыми кран перевозит груз.

Крановщик обязан сигналом предупреждать людей о движении крана с грузом. Если по какой-либо причине путь не освобождается, он должен остановить кран. Невыполнение этого требования может привести к несчастным случаям.

 

В одном из механосборочных цехов при сборке шлаковоза кран за две монтажные петли поднял деталь — защитный щит механизма. В результате некачественной приварки одна из петель оборвалась. Под действием динамической нагрузки оборвалась и вторая, и щит упал. При этом была травмирована станочница.

В другом случае кран перевозил отливку. Для транспортировки отливки были использованы не соответствующие по длине чалочные приспособления, в результате чего груз перемещался на минимальной высоте. Проходы и рабочие места цеха были загромождены литьем и горелой землей, поэтому стропальщик не сопровождал груз и не мог видеть путь его передвижения. На пути транспортировки груза отливкой был травмирован обрубщик.

 

Контроль со стороны инженерно-технических работников за соблюдением работниками правил техники безопасности при транспортировке грузов кранами на этом предприятии осуществляется неудовлетворительно.

Высокая ответственность возлагается на лиц, выполняющих работы по транспортировке жидкого металла. Перед подъемом ковша для приема плавки крановщик обязан проследить за надежностью обхвата крюками траверсы шеек цапф, а также за тем, чтобы не был поврежден стопорный механизм. Для проверки надежности тормозов ковш с жидким металлом или другим передельным грузом должен быть поднят на высоту не более 100 мм. Транспортировка осуществляется медленно, без раскачки - во избежание выплеска шлака или металла. Учитывая повышенную опасность работ с жидким металлом, крановщику разливочного крана запрещается выполнять одновременно движения в двух направлениях (подъем и передвижение ковша краном или тележкой, совмещение движений тележкой и мостом). Одновременная работа двумя механизмами разрешается только при кантовке ковша для заливки чугуна в печи или сливе шлака после разливки металла. Эта работа должна вестись с особой осторожностью.

При обслуживании крана двумя рабочими - крановщиком и его помощником - ни один из них не имеет права отлучаться с крана или возвращаться, не предупредив об этом другого.

 

В одном из металлургических цехов крановщик передал управление своему помощнику и ушел на перерыв. Возвратившись в цех и не предупредив помощника, он перешел за ограждение и стал подниматься по торцевой балке на мост. В это время помощник, не заметив его, привел кран в движение. Крановщик был зажат между торцевой балкой и подкрановой колонной.

 

Четко, со строгим соблюдением требований Правил должна быть организована работа двумя кранами, которая допускается в исключительных случаях и под непосредственным руководством лица, ответственного за ее безопасность. Работа стреловыми кранами может быть разрешена только в соответствии с проектом (планом) ее организации, разрабатываемым для каждого отдельного случая специальной организацией или предприятием. В таком проекте (плане) приведены схемы строповки, перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержатся требования к подготовке и состоянию пути и другие указания по безопасному выполнению работ. При этом грузовые канаты должны сохранять вертикальное положение, а нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать их грузоподъемности.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные меры безопасности к грузозахватным органам, приспособлениями и таре.

2. Техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений.

3. Эксплуатация и хранение.

4. Нормы браковки стальных канатов.

5. Основные меры по безопасности тормозов и противоугонных устройств.

6. Блокировочные устройства.

7. Требования к площадкам, лестнице, оградительной технике.

8. Меры безопасности по эксплуатации мостовых кранов.

9. Требования к крановщикам, стропальщикам.

10. Создание безопасных условий работы для крановщиков, стропальных

работах.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Охрана труда в машиностроении / ред. Е.Я.Юдина, С.В.Белова. / М.: Машиностроение,1983. – с.283

2. Охрана труда при обработке металлов резанием ред. И.А.Фоменко, В.А. Коваленко, Н.П. Стародуб. – К.: Техника, 1989. – 139 с.

РАЗДЕЛ 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 5985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.