Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы розыгрыша




В практике проведения соревнований по спортивным играм при­няты такие системы розыгрыша: круговая, с выбыванием и смешанная.

При выборе системы розыгрыша учитывают задачи, которые ставят перед соревнованием, возможные сроки проведения, уровень подго­товленности участников, территориальные условия, наличие спортив­ных баз и материальные затраты.

Круговая система. В соревнованиях по круговой системе все участники встречаются друг с другом, как правило, два раза — на своем поле и поле соперника. Эта система позволяет наиболее точно оп­ределить действительное соотношение сил на данных состязаниях. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.

Недостатком круговой системы является сравнительно малый охват участников и длительное время проведения розыгрыша, что связано с увеличением материальных расходов (большое количество площа­док, расходы на организацию аппарата, проводящего соревнования, и т. д.).

Календарь (порядок встреч) игр по круговой системе составляют следующим образом. Главный судья проводит жеребьевку, после чего каждый участник получает определенный номер. Затем составляют пары участников на каждый день соревнований.

Чтобы составить расписание игр, нужно определить количество календарных дней и общее количество встреч.

где X — количество встреч, А — общее количество участников.

Количество встреч определяется по формуле:


           
   
 
 
 
   
 
   


Например, если в сореванова-нии участвует 9 команд, то количе­ство встреч в одном круге будет равно 36.

В тех случаях, когда в соревновании участвует довольно большое количество участников, а время проведения ограничено, календарь встреч по круговой системе несколько изменяют. Всех участников пред­варительно делят на подгруппы и проводят встречи по круговой си­стеме — определяется место каждого участника. Затем занявшие пер­вые места играют между собою, вторые — между собою и т. д. Результаты игр оценивают определенным количеством очков за выигрыш, ничью и проигрыш. Если в соревнованиях от коллектива участвует одна команда, применяют следующие варианты оценок (в очках): победа — 2; ничья — 1; поражение — 0. Когда от одного коллектива выставляется несколько команд, то прибегают к дифференцированной оценке результатов каждой команды. Так, в первенстве Ленинграда по баскетболу каждый коллектив вы­ставляет 2 мужские и 2 женские команды, а также 3 команды мальчи­ков и 3 девочек. Результаты игр оценивают следующим образом: пер­вые мужские и женские команды за выигрыш получают 10 очков, вто­рые — 6 очков, старшие юноши — 6 очков, средние ■— 4 и младшие — 2 очка. Учитывают и оформляют результаты соревнований по круговой системе в виде специальной таблицы (рис. 5). Система с выбыванием состоит в том, что команда или участник, проигравшие встречу, выбывает из дальнейшего участия в со-

Количество календарных дней при нечетном составе участников равно количеству участников, при четном — на единицу меньше.

При составлении календаря при­меняется два способа: с чередова­нием полей и без чередования.

Календарь с чередованием полей составляют таким образом. Берут нечетное число участников и чертят соответ­ствующее число вертикальных линий, вокруг которых по порядку пи­шут номера. В результате справа и слева от каждой вертикали будут расположены участники, что соответствует одному дню соревнований. На рис. 3 показан пример составления календаря для 5 команд.

Если количество команд четное (для нашего примера 6), то команде, не играющей в данный день (0), подставляют очередную цифру. Такой способ дает возможность распределить пары с чередованием поля (при­нято, что первая цифра соответствует команде, на поле которой прово­дится соревнование).

Таблицы розыгрыша с чередованием полей составляют также иным путем: пишут встречающиеся пары в соревнованиях первого, второго и т. д. дня в строчку.

Для примера составим календарь для 6 команд.

Первый день встреч определяется следующим образом: 1—6; 2—5; 3—4, т. е. половина цифр (1...2...3) занимает в ряду пар первое место, а остальные цифры (6, 5, 4) ставятся справа от каждой цифры в умень­шающемся порядке. Встречи во второй и последующие дни составляют по таким правилам. Наибольший номер (в данном случае 6) включают в первую пару и ставят в четный день соревнований первым, а в не­четный — вторым. В паре с наибольшим номером ставится последний номер предыдущего ряда. Для составления следующей пары берется свободная цифра последнего ряда, соединяется с рядом стоящей циф­рой следующей пары и ставится от нее справа. Третья пара составля­ется так же. В результате календарь для 6 команд будет выглядеть следующим образом:

первый день: 1—6, 2—5, 3—4; второй день: 6—4, 5—3, 1—2; третий день: 2—6, 3—1, 4—5; четвертый день: 6—5, 1—4, 2—3; пятый лень: з—6, 4—2, 5—1.

Календарь без чередования полей используют, когда соревнование проводится на одной площадке. Определяют количество календарных дней и соответственно этому составляют пары.


Для примера составим кален­дарь для 6 команд (рис. 4).

Принцип составления: во вто­рой и последующие дни первый но­мер остается на месте, а все осталь­ные передвигаются на одно место против движения часовой стрелки.

Если количество команд будет нечетным (например, 5), то вместо следующего четного надо ставить ноль.


ревнованиях. В результате к концу состязания остаются две команды, которые после встречи между собой в финале занимают первое и второе места.

Эта система дает возможность при большом количестве участ­ников провести соревнования в короткие сроки. Однако тогда определяются только первое и второе места. Кроме того, в фи­нал могут выйти не самые силь­ные команды.

Календарь соревнований по этой системе составляют следу-


       
 
 
 
 
   

ющим образом. После жеребьевки всех участников пишут по порядку номеров в одну колонну. Если число их кратно двум (4, 8, 16, 32, 64 и т. д.), то в первый день в состяза­ниях принимают участие все ко­манды; их соединяют по парам по принципу сверху вниз.

На рис. 6 приведен пример со­ставления такого календаря.

Несколько сложнее составить календарь, когда число команд не кратно двум. В таком случае нуж­но определить, сколько из них бу­дет играть в первый день, чтобы ко второму дню осталось количе­ство команд кратное двум. Для этого прибегают к формуле:

Х=(Л—2")-2,

где А — количество участников, п — такая степень, при возведении в которую основания «2» получает­ся число, наиболее приближенное, но меньшее, чем количество участ­ников.

Например, при 12 командах в первый день будет играть

Х = (12—23)-2=(12—8)-2=4-2=8, остальные 4 команды вступают в игру на второй день (рис. 7). При четном количестве отдыхающих команд в первый день не играет оди­наковое количество участников снизу и сверху, при нечетном — снизу на одного больше (рис. 8).

В некоторых случаях при проведении соревнований по системе с выбыванием соперники встречаются дважды: один раз на своем поле, другой — на поле противника.

 

На рис. 9 показана итоговая таблица соревнований по системе с выбыванием.


Смешанная система предполагает проведение части игр по системе с выбыванием и по круговой системе. Чаще всего начинают играть по системе с выбыванием, а заканчивают круговой системой, розыгрыша. Но бывают и обратные варианты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.