КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление процессом тренировки
Зо сложно. Для обеспечения минимальной плотности необходимо иметь на каждые 3—4 человека (в теннисе на 1—2 человека) один мяч и дополнительное оборудование (тренировочную стенку, щиты, тумбочки для обводки, подвесные мячи и т. п.). Занимающихся должно быть: в футболе и хоккее с мячом — 22— 25 человек, баскетболе — 12—15, волейболе — 12—18, хоккее с шайбой — 15—20, теннисе — 8—12 человек. Больший или меньший состав группы затрудняет проведение тренировочных занятий. При увеличении состава неизбежны большие простои, а при уменьшении невозможно работать над командной тактикой игры. В процессе проведения урока используют следующие формы организации занимающихся: групповую, командную и индивидуальную. Групповая форма чаще встречается в занятиях с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении техники и основ тактики игры. Суть ее в том, что преподаватель проводит занятие одновременно со всей группой, давая упражнения для всех занимающихся. При большом составе группу целесообразно разделить на несколько подгрупп, которые выполняют различные упражнения и меняются местами по команде преподавателя. Командная форма рекомендуется в тех случаях, когда уже укомплектованы команды. Упражнения выполняют все ее члены. Такая форма имеет большое распространение в занятиях по спортивным играм, так как она позволяет изучать и совершенствовать тактическое взаимодействие игроков в зависимости от их функций в команде. Индивидуальную форму используют, когда отдельные занимающиеся отстают в физической, технической или тактической подготовке. В этих случаях преподаватель, определив слабые места в подготовке своих учеников, дает им индивидуальное задание, которое они выполняют во время урока или вне его. Эта форма находит большее применение в занятиях с опытными игроками, способными самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки. Самостоятельное выполнение упражнений часто практикуется как отдельная форма тренировочных занятий. Такие тренировки посвящаются главным образом совершенствованию физических качеств и двигательных навыков. Соревнования Соревнования являются важной составной частью учебно-тренировочного процесса. В них выявляется подготовленность спортсмена, совершенствуются его физические качества, двигательные навыки и закаляется воля. Не участвуя в соревнованиях, нельзя по-настоящему научиться играть в футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и другие игры. Соревнования проводятся по определенному плану: установка на игру и разминка, игра, замечания и разбор после окончания игры. Установку на игру проводит тренер совместно с командой, составляя план предстоящей встречи. В этом плане учитывают следующие вопросы: 1. Сильные и слабые стороны в физической, технической, тактической и волевой подготовке соперника. 2. Состав команды и возможные замены игроков. 3. Тактика ведения игры в защите и нападении. Успех проведения соревнования во многом зависит от руководства со стороны тренера, который использует для этого минутные перерывы (баскетбол, волейбол) и перерывы между половинами игры. В играх, где разрешаются замены игроков (баскетбол, хоккей, ручной мяч, волейбол), очень важно определить их своевременность и целесообразность. Их осуществляют в плановом порядке, когда игрок не справляется со своими функциями, получил повреждение, не может продолжать игру из-за утомления, а также когда необходимо изменить характер игры. После окончания игры тренер коротко делает замечания общего характера, а анализ проводит позднее, используя записи основных действий каждого игрока в ходе соревнования. Формы и способы записи игровых действий различны: статистическая, графическая и стенографическая, запись на магнитной ленте и видеозапись. Статистическая форма записи состоит в том, что наблюдающий условными знаками фиксирует некоторые положительные действия и ошибки каждого играющего на специально разграфленном листке бумаги. Такая запись позволяет получить лишь ограниченные данные, относящиеся в основном к технической подготовленности игроков. Графическая форма записи заключается в том, что наблюдающий на плане поля условными обозначениями отмечает место, способ выполнения определенного действия, кто осуществил его (удар по воротам, ведение, передачу, потерю мяча и т. п.) и результат. Эта форма записи дает возможность зафиксировать и тактические взаимодействия игроков. Стенографическая форма записи позволяет одному наблюдателю получить разнообразные сведения в динамике об игроках обеих команд в порядке их выполнения. В нашем примере игру начали с центра игроки 9 и 12, мячом овладел игрок «Динамо» 9. Овладение мячом закончилось неудачным броском в корзину (игрок 5); игрок команды «Спартак» 11 овладел мячом у своего щита, но 10 потерял мяч (его перехватил динамовец 4), и игрок 8 совершил удачный бросок в корзину после передачи игроку 5 и т. д. Такую запись оформляют в виде итоговой таблицы положительных и отрицательных действий, на основании чего можно определить эффективность игры команды в целом и каждого игрока. Если через определенные промежутки времени (например, через 2—5 мин.) подчеркивать записанные данные и определять эффективность игровых действий команды и отдельных игроков на протяжении всей игры, можно определить состояние физической подготовленности игроков. Успех в соревнованиях во многом зависит от психологической готовности участников. Эмоциональное состояние спортсмена перед со- стязанием может быть положительным и отрицательным. Одни игроки переживают эмоциональный подъем, чувствуют уверенность в своих силах, у других возникает перевозбуждение, апатия, неуверенность и боязнь поражения. Для преодоления отрицательных эмоций необходимо: 1. В процессе тренировочных занятий систематически укреплять уверенность игроков в своих силах, совершенствуя техническую подготовленность, накапливать опыт участия в ответственных встречах, воспитывать сплоченность между игроками команды, желание добиться победы. 2 7-шз 33 2. Мобилизовать усилия игроков на достижение победы, используя личные и особенно общественные мотивы. 3. Тщательно подбирать игроков по индивидуальным психологическим качествам. Структура команды обязательно предполагает распределение обязанностей, а следовательно, психическую совместимость. Существует тесная взаимосвязь между интенсивностью общения и особенностями групповой деятельности. Согласованность в действиях, налаженные игровые связи между отдельными игроками положительно сказываются на эффективности игровых действий. При нарушении взаимоотношений команда перестает быть «боевой единицей», количество допускаемых ошибок увеличивается, теряется психологическая настройка команды. 4. Проводить специальную разминку с учетом индивидуальных особенностей игроков. В нее включают общеразвивающие и специальные упражнения в передачах, ведении и бросках. Общеразвивающие упражнения выполняют одновременно всей командой или индивидуально. Специальные упражнения с мячом делают по заранее разработанному плану. Обычно разминка заканчивается игрой на одной половине поля и штрафными бросками (баскетбол, гандбол). Спортивная тренировка — сложный процесс. Его эффективность во многом зависит от умелого, научно обоснованного управления, осуществляемого тренером. В данном разделе мы рассматриваем лишь вопрос, относящийся к управлению процессом тренировки, точнее, его часть — совершенствование специальных навыков, развитие двигательных и волевых качеств. Упрощенно процесс управления спортивной тренировкой можно представить таким образом. Тренер, зная исходные данные о состоянии спортсмена, используя специальные средства и методы, организует воздействие на его организм, стремясь подвести его в наилучшей спортивной форме к предстоящим соревнованиям. Изменения тренированности служат информацией, на основании которой в процессе тренировки вносятся определенные поправки. Таким образом, для управления процессом тренировки необходимо определить состояние здоровья и подготовленности занимающихся, вести систематический учет результатов и врачебно-педагоги-ческого контроля за состоянием здоровья и подготовленности, знать календарные сроки и условия проведения соревнований, организовать и спланировать подготовку на определенные сроки. Определяет состояние здоровья и подготовленности занимающихся тренер с врачом и специалистами по физиологии, психологии и т. п. Перед началом занятий необходимо провести тщательный медицинский осмотр. Осуществлять его целесообразно также перед соревнованиями и после них. В дальнейшем состояние здоровья проверяют систематически; данные осмотра врач сообщает тренеру, который на основании этих данных регулирует содержание занятий и их нагрузку. Физическая подготовленность определяется с помощью специальных контрольных упражнений на силу, быстроту, выносливость, прыгучесть, ловкость, а также различными физиологическими методами. Техническая подготовленность игрока выявляется в процессе выполнения основных игровых приемов в упражнениях и в игре и оценивается в баллах по результативности, точности попадания в ворота (футбол, гандбол, хоккей), в корзину (баскетбол), в различные зоны площадки (теннис, волейбол, бадминтон), быстроте обводки препятствий и т. п. Тактическая подготовленность, умение взаимодействовать с партнерами в нападении и защите определяются в игровых упражнениях, двусторонних играх или на специальных тренажерах. Таким образом, контроль за состоянием физической и технико-тактической подготовленности осуществляется с помощью систематических мероприятий: 1. Наблюдения за занимающимися в процессе учебно-тренировочных занятий. 2. Проверка качества выполнения отдельных игровых приемов. 3. Сдача специальных нормативов. 4. Выполнение функциональных проб. 5. Наблюдения за игровой деятельностью участников в игре. Суть наблюдений в процессе учебно-тренировочных занятий состоит в том, что преподаватель, повседневно наблюдая за действиями занимающихся, в своем дневнике ведет систематический учет состояния физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности каждого воспитанника. Для уточнения некоторых данных он проверяет степень усвоения изучаемого материала, периодически предлагая занимающимся выполнить отдельные приемы или тактические действия, и оценивает их. Поскольку такие наблюдения и проверки носят субъективный характер, в практике учебно-тренировочных занятий по спортивным играм используют различные нормативы для определения подготовленности. Объективную оценку подготовленности игрока можно получить, суммируя данные систематических наблюдений, записи игровых действий в соревнованиях, результаты специальных испытаний. Психологическое состояние определяют специальными тестами на внимание, память и т. п., а также наблюдая за действиями игроков на учебных занятиях и соревнованиях. Чтобы иметь возможность вносить коррективы в планирование и ход учебно-тренировочного процесса, необходимо вести систематический учет результатов врачебно-педагогического контроля за состоянием тренирующихся. Различают три вида учета: предварительный, текущий и итоговый. Предварительный учет ведут перед началом регулярных занятий. Преподавателю необходимо знать возраст, профессию, состояние здоровья и уровень общей подготовленности занимающихся. 2* Текущий учет осуществляется систематически в течение всего периода занятий. Фиксируется посещение занятий, количество проведенных занятий и выполнение программы, успеваемость занимающихся, сдача норм комплекса ГТО и разрядных требований, участие в соревнованиях и состояние здоровья. Итоговый учет. В конце сезона подытоживают проделанную работу — успеваемость в технике и тактике игры, результаты сдачи норм комплекса ГТО и участия в соревнованиях, изменения в состоянии здоровья и физического развития и т. д. Основными документами учета учебно-тренировочной работы являются журнал учета, дневник тренера, дневник спортсмена, учетная карта спортсмена и данные медицинских осмотров. В процессе учебно-тренировочных занятий контроль за подготовленностью осуществляется и по разделу теории. Календарные сроки и условия проведения соревнований необходимо знать на длительный период (4 года) и на каждый год. Основная задача управления процессом спортивной тренировки в связи с этим состоит в определении узловых, наиболее важных состязаний года или четырехгодичного цикла, чтобы к главному соревнованию добиться наивысших результатов. Организация и планирование подготовки. Управление процессом тренировки невозможно без четкого планирования всех разделов работы. Первичными физкультурными организациями, которые проводят физическое воспитание трудящихся нашей страны, являются коллективы физической культуры, организуемые на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах и т. п. Руководство работой коллектива физической культуры осуществляет совет коллектива. Он организует секции по отдельным видам (баскетболу, волейболу, футболу, хоккею, гандболу и пр.). В каждой секции создают группы или команды в зависимости от возраста, пола и подготовленности. Чаще всего группа объединяет две команды. Группы мальчиков и девочек составляют по возрастному признаку. Занятия проводит тренер, отвечающий за постановку учебно-воспитательной работы в секции. Каждая группа выбирает старосту, а команда — капитана. На общем собрании секции избирается бюро из 3—7 человек. Члены его принимают участие в организации команд, составлении общего плана работы секции, вовлечении новых членов, контроле за проводимыми занятиями, в составлении сметы расходов, подготовке команд к участию в соревнованиях и т. д. Бюро секции проводит работу в тесном контакте с тренером. Занятия в секциях коллективов физической культуры проводятся на протяжении всего года, 3—4 раза в неделю; их общий объем — 300— 400 часов. В содержание занятий обязательно входит разносторонняя физическая подготовка, овладение теоретическими знаниями, техникой и тактикой игры. Одной из важных задач работы секции является подготовка актива из числа занимающихся. Хорошо подобранный и организационно- методически подготовленный актив поможет проводить массовую спортивную работу в секции и коллективе. Общий план отражает работу секции. Его составляют на год. Он включает следующие разделы: организационный, учебно-спортивный, спортивно-массовый, политико-воспитательный, повышения квалификации, хозяйственный и врачебного контроля. На основе общего плана работы секции составляют календарный план на сезон, полугодие или квартал. В нем конкретизируют вопросы общего плана по срокам, намечают ответственных лиц за каждое мероприятие. Планирование учебно-тренировочной работы — процесс длительный, многолетний. На первом этапе в занятиях с юными спортсменами основное внимание направлено на разностороннюю подготовку. В планировании не учитываются годичные периоды, так как занятия носят характер общей подготовки. Постепенно учебно-тренировочный процесс приобретает черты спортивной тренировки. К 12—13 годам, когда игроки начинают участвовать в соревнованиях, их тренировки планируют по периодам, хотя и здесь основное внимание уделяют разносторонней физической подготовке. Закономерности планирования спортивной тренировки вступают в силу в занятиях со спортсменами более старших возрастов — 17— 18 лет. Планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется на длительный период (перспективное), на один год (текущее) и на короткие отрезки времени (период, этап, неделя, отдельный урок — оперативное). Перспективное планирование — это программа подготовки команды и отдельных игроков на несколько лет. Для сборных команд перспективное планирование определяется сроками проведения Спартакиады народов СССР и Олимпийских игр. В нем предусматривается достижение определенных результатов: занятие места в первенстве города, республики, страны, Европы, мира; овладение новыми системами игры; подготовка резервов и комплектование команды; предполагаемые изменения скоростных, силовых показателей, общей и специальной выносливости; выполнение технических нормативов и т. п. Подготовка каждого игрока конкретизируется в индивидуальном плане с учетом его функций в команде и возможностей. В индивидуальном плане игрока излагается: 1. Краткая характеристика: основная функция в команде, разряд, рост, возраст, данные о физической, технической, тактической и психологической подготовленности. 2. Основная задача подготовки. 3. Предполагаемые изменения по всем разделам подготовки на каждый год. Текущее планирование учебно-тренировочного процесса (на год) команд (игроков), участвующих в соревнованиях, осуществляется по периодам, содержание и чередование которых определяются закономерностями становления спортивной формы.
Спортивная форма характеризуется наиболее оптимальной (для данного спортсмена) работоспособностью организма, экономизациеи его функций, высокой стабильностью двигательных навыков, укорочением восстановительных процессов, высоким совершенством психологических процессов. Процесс развития спортивной формы делят на три фазы: приобретения формы, сохранения ее и временной утраты. Для фазы приобретения формы характерно повышение общего уровня функциональных возможностей организма, для фазы сохранения ее — поддержание оптимальной готовности к определенным достижениям в течение соревновательного периода; для фазы утраты формы характерно снижение уровня тренированности. Возможность сохранить спортивную форму в спортивных играх осложняется тем, что соревновательный период в большинстве видов игр весьма продолжителен. Здесь очень важно умелое управление процессом тренировки в течение всего сезона. Закономерности становления спортивной формы являются ведущими в определении периодизации процесса спортивной тренировки. Однако на практике приходится учитывать и другие факторы: календарь соревнований, климатические условия (сезонность). Текущее планирование имеет специфическую структуру, которая должна базироваться на фазах развития спортивной формы. На основе этого планирование принято делить на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный, объединенные в один тренировочный цикл. Если в течение года проводится не одно крупное соревнование, а несколько, то предусматривается два и больше циклов. В спортивных играх чаще всего предусматривают два цикла: осенне-зимний и весенне-летний. Тогда в течение года планируется два подготовительных, два соревновательных и один переходный период. Подготовительный период начинается за 2—2,5 месяца до соревнований. Он подразделяется на три этапа подготовки — общей, специальной и предсоревновательной. Основная задача этапа общей подготовки — создание прочной основы для достижения высокой работоспособности организма. На данном этапе на физическую подготовку отводится до 50% тренировочного времени; на изучение и восстановление техники — 30—35%; тактическая подготовка занимает 25—30% общего времени. Одновременно проводится комплектование команды, психологическая и теоретическая подготовка. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения без снарядов, на гимнастических снарядах, упражнения с предметами, акробатические упражнения, ходьбу на лыжах, бег, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями, упражнения в отдельных игровых приемах и несложных тактических действиях. На этапе специальной подготовки основное внимание уделяют воспитанию специальных двигательных качеств и навыков. На физическую подготовку отводится 25—30% общего времени занятий, увеличивается время на техническую (30—35%) и тактическую (35—40%) подготовку. Тактическая подготовка занимает доминирующее положение, еще большее значение приобретает определение состава команд. В качестве средств используют общеразвивающие упражнения, упражнения для развития специальных двигательных качеств, упражнения в технике и тактике игры. Основная задача этапа предсоревновательной подготовки — становление спортивной формы, достижение сыгранности между игроками. Тактическая подготовка занимает главенствующее место. На нее отводится 50—55% всего времени занятий. Совершенствуются тактические системы игры в защите и нападении, проводятся учебные игры и товарищеские встречи, тренировки строятся по микроциклам, по структуре близким к соревновательным. Уменьшается объем и увеличивается интенсивность нагрузки. В структуре микроцикла важно чередовать величину нагрузки и преимущественную направленность занятий: например, первый и второй дни — объем нагрузки средний, интенсивность большая; основная направленность — развитие быстроты или силы; третий день — малая нагрузка, основная направленность — работа над техникой и тактикой; четвертый день — большая нагрузка, основная направленность — развитие быстроты и выносливости; пятый день — малая или средняя нагрузка, основная направленность — работа над техникой и тактикой; шестой день — максимальная нагрузка, основная направленность — развитие общей и специальной выносливости. В физической подготовке преобладает развитие специальных качеств, на нее отводится 20—25% общего времени занятий. В технической подготовке акцентируется внимание на точности, умении выполнять приемы на большой скорости и в сложных условиях. На этот раздел подготовки отводится 30—35% времени. Подготовительный период является важнейшим этапом тренировки. Он должен быть достаточно продолжительным, чтобы была создана база для достижения высокой специальной тренированности. Соревновательный период — это время календарных соревнований. Задачи его: сохранение спортивной формы, дальнейшее улучшение физической подготовленности, совершенствование в технике выполнения игровых приемов, в тактических действиях и воспитание морально-волевых качеств. Средства подготовки: упражнения для развития специальных физических качеств, упражнения в технике и тактике, различные игры, прогулки, плавание, гребля, товарищеские и календарные встречи (соревнования). В первой половине соревновательного периода объем нагрузки сохраняется. В дальнейшем он постепенно сокращается, а интенсивность сначала растет, а затем (примерно во второй трети периода) уменьшается. Соревновательный период в спортивных играх весьма длительный (6—7 месяцев), поэтому важно определить количество тренировочных занятий в неделю, их содержание, объем и интенсивность нагрузки.
Между отдельными календарными встречами обычно проводится 3—4 занятия в неделю. Большое внимание в соревновательном периоде уделяется тактике игры. Одновременно на достаточно высоком уровне ведется и физическая подготовка. Не следует сокращать до минимума общую физическую подготовку. Нагрузка в соревновательном периоде значительно увеличивается за счет большого количества соревнований, поэтому в недельных микроциклах очень важно предусмотреть уменьшение нагрузки перед официальной встречей и разгрузочные микроциклы после соревнований (особенно после участия в очередном туре). Построение недельных циклов зависит от календаря соревнований, но чаще всего занятия планируют так: 3—1 и 2—1. Нагрузка чередуется примерно в таком порядке: малая, средняя, большая, средняя, большая. Величина нагрузки меняется за счет увеличения продолжительности занятий, использования большего числа интенсивных упражнений, уменьшения пауз отдыха. Конкретная величина нагрузки зависит от подготовленности коллектива. Она может быть выражена в баллах, по пульсу (малая — 130—150 уд. в минуту, средняя — 150— 170 и большая — 170—200), по количеству выполненных приемов (например, если в волейболе количество выполненных нападающих ударов, первых передач с подачи партнера и пр. в занятии превышает средние показатели в соревнованиях в 3 раза, это соответствует малой нагрузке, в 5 раз — средней, в 8—10 раз — большой). Структура соревновательного периода может быть различной, в зависимости от календаря соревнований. В настоящее время выделяют три структурных варианта: 1. Однородная структура — игры проводятся равномерно, через определенное количество дней (например, раз в неделю). При такой структуре недельные циклы тренировочных занятий сходны между собой. 2. Неоднородная структура — игры проводятся по принципу туров, когда соревнования проходят после определенного периода подготовки в течение нескольких дней и участники играют ежедневно. 3. Смешанная структура — одна часть игр проводится по первому варианту, а другая — по второму. В процессе тренировочных занятий соревновательного периода не следует вносить коренных изменений в технику выполнения отдельных приемов и тактику игры. Больше внимания нужно уделять психологическому настрою занимающихся, постоянно следить за состоянием отдельных игроков и команды в целом. Переходной период начинается после окончания соревнований. Основные его задачи: постепенное снижение нагрузки и переход к активному отдыху. Часто спортсмены переключаются на другой вид игры (например, футболисты занимаются хоккеем или баскетболом). Планирование учебно-тренировочной работы на год отражается в учебном плане, программе, графике учебного плана, индивидуальном плане подготовки; оперативное планирование — в рабочем плане, конспекте занятий и расписании занятий. Учебный план определяет содержание учебно-тренировочной работы по основным разделам; указывается количество часов на каждый из них. Учебный план-график — это документ, в котором раскрывается последовательность прохождения материала по циклам, периодам, месяцам и неделям. Программа определяет объем теоретических знаний, практических навыков, уровень физического развития и подготовленности занимающихся, а также зачетные требования. Рабочий план (оперативное планирование) составляют на короткий отрезок времени (неделю, месяц, период или четверть). В нем излагают конкретный учебный материал в методической последовательности. Наиболее распространенными являются поурочная и графическая формы рабочего плана. Конспект урока составляют на основе рабочего плана. В нем излагают задачи урока, приводят упражнения с дозировкой и организационно-методическими указаниями. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИИ
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |