Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая подготовка




Ю



В качестве средств развития выносливости используют кроссы по пересеченной местности, бег с изменением темпа и преодолением пре­пятствий, бег на отрезках на скорость с повторением упражнений в технике и тактике, с различными по характеру и интенсивности дей­ствиями (например, атака ворот или с сопротивлением одного защит­ника, удары на точность, игра в квадрате 2x2, 3x2, 3x3), игру в ба­скетбол, футбол, хоккей и др.

Используя непосредственно спортивную игру как средство разви­тия выносливости, увеличивают продолжительность ее (по времени или по счету), количество игр за неделю, проводят двусторонние игры в повышенном темпе, но в небольшие промежутки времени (10— 15 мин.), повторяя их несколько раз и изменяя фазы отдыха.

Сейчас для развития этого качества широко применяют также так называемую круговую тренировку.

Одной из форм круговой тренировки является поточный метод, используемый при совершенствовании технико-тактического мастерст­ва: упражнения в уроке выполняют одновременно все занимающиеся, двигаясь поточно и выполняя на различных участках площадки раз­ные упражнения.

Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие в игре ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся условиях. Без развитой в достаточной сте­пени ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей ни в одной игре.

Ловкость — комплексное качество. Оно зависит от двигательного опыта игрока. Развитие ловкости лучше всего начинать с раннего детства, используя широкий круг двигательных навыков. Осваивая любой двигательный навык, занимающийся должен добиваться точ­ности движений, что будет способствовать развитию ловкости.

Для развития ловкости используют гимнастические и акробатиче­ские упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно меняющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.

Гибкость. Умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять дви­жения с большой амплитудой весьма необходимо для совершенствова­ния техники движений. Так, при недостаточной подвижности в луче-запястном суставе невозможно добиться высокой техники в бросках в корзину (баскетбол) и нападающих ударов (волейбол). Одновременно правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энерге­тические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного ап­парата.

Для развития гибкости используют специальные упражнения для растягивания. Выполняют их, постепенно увеличивая амплитуду движений. При выполнении упражнений по технике изучаемого вида игры необходимо акцентировать внимание на увеличении подвижности в суставах и своевременном расслаблении мышц.

Методы развития физических качеств. В процессе систематически повторяемых упражнений физические качества развиваются, организм занимающихся подготавливается к выполнению специфических физи­ческих нагрузок.


Для развития физических качеств в спортивных играх в основном применяют следующие методы: равномерный, интервальный, повтор­ный, переменный, до отказа, соревновательный, игровой, сопря­женный.

Одной из разновидностей сопряженного метода принято также считать совершенствование технических приемов на фоне высокой ин­тенсивности двигательной деятельности, позволяющей добиться устой­чивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления.

Интервальный метод используют для развития ско-ростно-силовой выносливости. Занимающиеся выполняют упражнения или бег по отрезкам (например, 10x20 м) на время с определен­ными уменьшающимися интервалами отдыха, проводят интенсивные двусторонние игры по 10—15 мин. с постепенным уменьшением пауз активного отдыха или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособ­ности, или выполняют упражнения, повторяя их сериями.

Повторный метод предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление.

Переменный метод наиболее соответствует самому харак­теру действий в играх. Применяя его, тренер чередует упражнения, требующие большого напряжения, и упражнения с небольшой нагруз­кой, варьирует длительность их выполнения.

Равномерный метод заключается в длительном непре­рывном выполнении упражнений. Применяют его для развития общей выносливости. Как правило, это бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (в основном кросс).

Метод до отказа предполагает выполнение упражнений до полного утомления, когда спортсмен отказывается продолжать его из-за невозможности повторить. Он используется главным образом для развития специальной силовой выносливости.

Игровой метод наиболее широко распространен в трениров­ках по спортивным играм. Суть его состоит в использовании разнооб­разных игр, чаще всего подвижных, для развития двигательных ка­честв, и прежде всего ловкости и быстроты.

Соревновательный метод также широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревно­вания в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках, спортив­ных играх.

В последнее время все большее распространение находят сопряжен­ный и круговой методы.

Сопряженный метод состоит в том, что специальные двигательные навыки совершенствуют с помощью специальных отяго­щений на руках (манжеты на запястье), ногах (утяжеленные ботинки, отягощения на голени) и туловище (утяжеленные жилеты, пояса). Он позволяет одновременно развивать силу, быстроту и выносливость. При этом очень важна величина отягощений (чрезмерная величина их ведет к искажениям структуры совершенствуемого движения).

Одной из разновидностей сопряженного метода принято также счи>


 




тать совершенствование технических приемов на фоне высокой интен­сивности двигательной деятельности, позволяющее добиться устой­чивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления.

Круговой метод (или, правильнее, круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его состоит в следую­щем: на площадке или в зале по кругу размечаются станции — места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом и в таком порядке, чтобы они разносто­ронне влияли на развитие физических качеств.

Предлагаемые упражнения проводят с максимальной для каждого занимающегося интенсивностью в ограниченное время и с чередованием пауз отдыха, которые изменяют в зависимости от состояния и подго­товленности занимающихся.


Сначала продолжительность и интенсивность работы на каждой станции, а следовательно, и при прохождении всего комплекса состав­ляет не более 50—60% возможностей занимающихся. В дальнейшем общая нагрузка увеличивается за счет увеличения интенсивности работы на станциях, уменьшения пауз отдыха и повторения всего ком­плекса до трех и более раз. Пример круговой тренировки для развития физических качеств приводится на рис. 2.

Круговая форма тренировки может применяться и для совер­шенствования специальных навыков техники игры в сочетании с фи­зическими качествами. Для этого в комплексы необходимо включить изученные упражнения и игровые приемы в таком порядке, чтобы упражнения с большой нагрузкой чередовались с менее нагрузочными. При этом не следует включать более 6—8 станций.

Приведем пример. Станция № 1 — передачи мяча в мишень на стене на большее количество раз за 30—60 сек.; станция № 2 — лежа на мате, набивной мяч (3 кг) зажат между стопами: поднимать ноги, доставая мячом пол за головой; станция № 3 — напрыгивание с мячом в руках на тумбочку (60—80 см), после спрыгивания бросок мяча в стену двумя руками сверху в прыжке; станция № 4 — ведение мяча вокруг разметки в области штрафного броска с броском по корзине после поворота; станция № 5 — подъем штанги 50—60 кг; станция № 6— жонглирование двумя мячами; станция № 7 — бег по отрезкам от угла до центра площадки; станция № 8 — добивание мяча, три удара в щит и один в корзину. Время выполнения упражнения на каждой станции сначала 30 сек., а затем 60 сек. (отдых 30 сек.). Количество повторений прохождения всех станций постепенно увеличивают.

Особое значение в таких играх, как волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, имеет прыгучесть. Она зависит от силы мышц нижних конечностей, быстроты сокращения, координированности и гибкости. Необходимость совершать большое количество прыжков в одной игре требует соответствующей выносливости.

Основными средствами развития прыгучести являются серийные прыжки на обеих ногах и на одной, прыжки со скакалкой, прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки с отягощением, присе­дания и выпрыгивание с весом, партнером, бег с отягощением, напры­гивание и спрыгивание со специальных подставок и т. п.

Все физические качества взаимосвязаны и проявляются комп­лексно. Поэтому нужно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного качества в ущерб другому отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Техническая и тактическая подготовка

Спортивные игры отличаются сложностью и разнообразием дейст­вий играющих. Чтобы принять участие в игре, нужно предварительно изучить эти действия.

Каждая игра предполагает использование действий, получивших название игровых приемов. Внешнюю форму каждого приема опреде­ляет его техника или совокупность элементов движения, позволяющая


 


 


 


рршать двигательную задачу. Содержание составляют психические процессы, определяющие рациональность выбора и эффективность выполнения игрового действия.

Техника игровых приемов вариативна и обусловливается индиви­дуальными качествами спортсмена и условиями их применения. Но вместе с тем каждый способ передачи, броска, удара имеет обобщенный характер, определяющийся общими биомеханическими закономерно­стями рациональности движения.

Различают игровые приемы, общие для всех участников, и специаль­ные, применяемые игроками, выполняющими определенные функции в команде (например, вратаря). В каждом приеме различают три фазы— подготовительную, основную, заключительную, а также внешнюю (кинематическую) и внутреннюю (динамическую) структуру движения.

Для успешного участия в игре совершенно недостаточно овладеть техникой выполнения игровых приемов. Очень важно теоретическое и практическое освоение тактики игры. Каждый должен научиться не только обдумывать, но и применять.

Под тактикой понимают выбор и целесообразное использование средств, форм и способов ведения игры для достижения наилучшего результата.

Тактика проведения отдельных игр разрабатывается на основе общего стратегического плана, поэтому является частью общей страте­гии ведения спортивной борьбы. Под стратегией в спорте понимают систему управления и регулирования развитием спорта, подготовки спортсменов и ведения спортивной борьбы. Стратегия непосредственно связана с тактикой, но имеет более широкие сферы действия. С по­мощью тактики создаются оптимальные условия для достижения стра­тегических целей.

Тактические задачи в ходе игры решают с помощью игровых прие­
мов, которые являются средством тактики. Оказавшись в какой-то
игровой ситуации, участники прежде всего ищут решение, а затем
осуществляют его в форме какого-либо игрового приема. Такое дейст­
вие ответного характера получило название индивидуального такти-
I ческого действия.

В игре каждый участник непрерывно выбирает наиболее подходя­щее место на площадке и способ, с помощью которого он может решить возникшую игровую ситуацию. Индивидуальные тактические дейст­вия — это основная форма решения тактических задач ведения игры. Но поскольку большинство спортивных игр являются командными, индивидуальные действия дополняются другими формами тактической деятельности — групповыми и командными действиями.

Групповые действия — это взаимодействия игроков, согласованные по цели, месту и времени и направленные на решение частных задач. В игре они осуществляются в виде тактических комбинаций, которые можно разучивать заранее или создавать стихийно по ходу игры.

Командные действия — это организованные действия всех игро­ков команды в отдельные фазы игры.

Для достижения наилучшего результата в игре соревнующиеся должны определить основные способы своих действий. Такими спосо-


бами являются так называемые тактические системы игры и их сочета­ния. Тактическая система — это рациональное расположение играю­щих и распределение функций между ними, определяющее использо­вание наиболее целесообразных тактических форм ведения игры.

Техническая подготовка предполагает овладение техникой выпол­нения игровых приемов. Чем выше техническая подготовленность игрока, тем больше у него возможностей для успешной, творческой игры.

Изучение и совершенствование техники осуществляются в процессе использования специальных упражнений (отдельные приемы игры) и упражнений, в которых одновременно осуществляются и определен­ные тактические замыслы. Условия выполнения приемов нужно по­стоянно менять. Закрепляются изученные приемы в учебных играх и соревнованиях.

Приступая к обучению технике отдельных приемов, необходимо назвать учащимся изучаемый прием, показать и объяснить его выпол­нение, рассказав об исходном положении, направлении усилий, ампли­туде движений в основной фазе и заключительном усилии. Обучение начинается с основных, наиболее часто применяемых в игре приемов.

Тактическая подготовка предполагает освоение индивидуальных, групповых и командных действий. Приобретение теоретических зна­ний чаще всего предшествует практическому освоению тактического действия.

Занимающихся необходимо научить правильно выбирать место для выполнения определенного приема (с учетом складывающейся обста­новки), определять наиболее целесообразный способ действий. Для этого каждый игрок должен знать, в каких случаях и как применять различные удары, передачи, броски, финты и т. п.

Индивидуальная тактическая подготовка является продолжением технической подготовки. Так, если ведение мяча без сопротивления относится к разделу технической подготовки, то обводка защитника связана уже и с освоением тактических навыков индивидуального характера.

Для обучения индивидуальным тактическим действиям используют упражнения в бросках, ударах, ведении мяча, финтах с обыгрыванием соперника. Совершенствуют эти действия в более сложных упражне­ниях и двусторонних играх.

Изучение групповых действий начинают со взаимодействий двух игроков сначала в условиях численного перевеса, а затем — числен­ного равенства. После этого осваивают взаимодействия трех и более игроков. В упражнения с самого начала подключают защитников (их действия определяет тренер). Закрепление и совершенствование изу­ченных групповых действий осуществляются в игровых упражнениях (2x2, 3x3, 4X4 и т. д.), в учебных играх и соревнованиях.

В большинстве спортивных игр игровые действия отличаются кол­лективным характером. Правильше ваанмодгйпции всех игроков и совместное решение тактическирс зацва, индаряютигвтго'е испфльзование знаний и умений каждого — абяааж&я*ийс_цаяивдБ теикниных дей­ствий.


После того как будут освоены необходимые индивидуальные и групповые действия, приступают к обучению командным действиям. Для этого сначала используют двусторонние игры в упрощенных условиях. На первом этапе важно научить играющих находиться на определенных местах и действовать в ограниченной площади. Посте­пенно условия их действия усложняют, проводят двусторонние игры с определенными тактическими задачами и соблюдением правил игры.

В тактической подготовке одинаково важно уделять внимание изу­чению нападающих и защитных действий. Следует помнить, что наи­большие затруднения начинающие испытывают в действиях с мячом в нападении.

Психологическое состояние спортсмена во многом определяет воз­можности достижения высоких результатов. Имеется много примеров, когда более сильная в физическом, техническом и тактическом отно­шении команда проигрывала менее подготовленной, но проявившей большую волю к победе, стойкость и огромную энергию.

Психические функции и качества личности исключительно важны при овладении техникой, тактикой и воспитании физических качеств. Высокоразвитые волевые качества, мышление, память, внимание, наблюдательность и двигательная чувствительность необходимы для „ овладения всеми сторонами спортивной подготовки.

Психологическую подготовку сейчас принято делить на общую и подготовку к предстоящему соревнованию. Общая психологическая подготовка спортсмена ведется на протяжении всех периодов трени­ровки. Ее основными задачами являются воспитание моральных и во­левых качеств, развитие и совершенствование специализированных восприятий (внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями).

Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена должно осу­ществляться в единстве. К моральным относят такие качества, как идейность, коллективизм, патриотизм, дисциплинированность и пр.; к волевым — целеустремленность, настойчивость, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самооб­ладание.

Воспитание всегда являлось важной стороной учебно-тренировоч­ного процесса. Особенно возросло его значение в настоящий период, период строительства коммунизма. В Программе КПСС указывается: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков бур­жуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения» *.

* Программа КПСС. М., Госполитиздат, 1961, стр. 117. 18


«Сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма» *.

Воспитание моральных качеств на основе коммунистической нрав­ственности необходимо как в трудовой, так и в спортивной деятель­ности. Очень часто успех команды в соревнованиях зависит от мо­рально-волевого состояния участников.

Спортивные игры являются важным средством решения воспита­тельных задач.

Центральной фигурой учебно-тренировочного процесса является преподаватель. Его личность и повседневная деятельность имеют боль­шое значение в воспитательной работе.

Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Ма­каренко писал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас» **.

Воспитательный эффект деятельности преподавателя будет положи­тельным, если он любит свою работу, хорошо знает предмет, обладает педагогическим тактом и объективностью, если он требователен и справедлив к своим воспитанникам, пользуется авторитетом среди них.

Воспитание занимающихся осуществляется в процессе организо­ванных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах.

Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные воспитательные задачи, например: воспитание смелости (при изучении силовых приемов в хоккее), дисциплинированности (при выполнении сложных групповых упражнений), настойчивости (в специальных упражнениях при работе над недостатками в физической подготовлен­ности или технике отдельных приемов), трудолюбия (поручая зани­мающимся подготовку инвентаря, разметку площадки, уборку помеще­ний, ремонт и строительство спортивных площадок). Продуманное в со­ответствии с задачами содержание занятий оказывает положительное воспитательное воздействие на занимающихся.

Повседневное наблюдение преподавателя за сохранностью инвен­таря и спортивной формы помогает воспитанию у его учеников береж­ного отношения к общественной собственности.

Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества учащихся. Для этого используют такие упражнения, в ко­торых они имеют возможность решать тактическую задачу различными путями.

Очень важны своевременное начало и окончание занятий, система­тическое их проведение, хорошая организация, постоянный учет посе­щаемости и успеваемости.

* Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., Изд. Политиче­ской литературы, 1971.

** А. С. Макаренко. Избранные педагогические произведения» М., 1946, стр. 120.


 

Моральные и волевые качества в еще большей степени совершенст­вуются в условиях состязаний. Соревнования по спортивным играм отличаются большой эмоциональностью, поэтому очень серьезное внимание следует обращать на их организацию и проведение.

Обоснованная установка на игру, разумное руководство игрой, спокойные и уверенные замечания тренера в перерывах положительно сказываются на поведении спортсменов. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить (если это разре­шается правилами игры). Желание выиграть любыми путями и сред­ствами, «погоня за очками» не должны иметь место в среде советских

тренеров.

Соревнования воспитывают коллективизм, дружбу и товари­щество. «Все за одного — один за всех» — это правило, на котором строятся действия советских спортсменов.

Весьма эффективно воспитательное воздействие соревнований в дет­ских коллективах. В практике секционной работы школ немало слу­чаев, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогали улучшить дисциплину учащихся, их успеваемость.

Воздействие спортивных соревнований на нравственное воспитание спортсменов возможно лишь при условии, если организация и прове­дение их подчиняются задачам коммунистического воспитания.

Полноценное решение задач воспитания невозможно без индивиду­ального подхода к занимающимся. Наблюдая за поведением своих воспитанников в занятиях, быту и особенно на соревнованиях, тренер может составить довольно точное представление об их характерах. Личные беседы позволяют ближе узнать каждого члена команды.

Воспитание занимающихся — сложный и трудоемкий процесс. Преподавателю необходимо, опираясь на комсомольскую и обществен­ные организации, создать здоровый, крепкий коллектив, способный помогать ему во всех вопросах в процессе учебно-тренировочных занятий. Большую помощь здесь оказывает организация лекций, дискуссий, коллективных походов в кино и театр, на соревнования, проведение вечеров и т. п.

В работе с коллективом необходимо опираться на актив, и в первую очередь на комсомольцев.

Дисциплинарные нарушения должны рассматриваться на заседа­ниях секции или общем собрании коллектива, освещаться в стенной газете. Недостатки в поведении отдельных игроков легче исправить при активном содействии всего коллектива. В качестве наказаний мо­гут использоваться замечания, выговор, временное запрещение посе­щения занятий и участия в соревнованиях, исключение из коллектива.

Успехи отдельных игроков и команд поощряют благодарностями, грамотами, ценными призами и пр.

Не следует перехваливать отдельных игроков, ибо это может при­вести к зазнайству, кичливости и недисциплинированности.

Воспитание коммунистической морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Волевая подготовка играет огромную роль в дости­жении высоких спортивных результатов.

Развитие волевых качеств происходит в процессе преодоления


определенных трудностей. В спортивных играх спортсмену приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных по характеру трудностей.

1. Наступающее утомление. Для преодоления этой трудности в процессе официальных соревнований необходимо повысить работо­способность занимающихся. С этой целью в отдельных тренировочных занятиях дается нагрузка, превышающая нагрузку в состязаниях (увеличивается продолжительность занятий, проводятся игры с более сильным соперником, с численным преимуществом команды-сопер­ницы, с заранее установленным счетом и ограниченным временем, даются дополнительные упражнения после окончания занятий и т. д.).

2. Новизна и неожиданность действий. В ходе соревнований игроки могут столкнуться с неожиданными действиями соперника (изменен­ный состав команды, новые тактические приемы, необычная для данной команды активность и т. п.), непредвиденными действиями и поведе­нием игроков своей команды (слабая игра ведущего игрока, травма, удаление игрока с поля и пр.), осложнением действий из-за непривыч­ных условий соревнований (площадка, инвентарь, активное вмешатель­ство зрителей, метеорологические условия и др.).

Поэтому в тренировочных занятиях создаются усложненные усло­вия: команда играет без ведущего игрока, недостаточно устойчивому игроку специально даются неточные передачи и т. п.

3. Боязнь ответственности за свои действия. Проявляется это
в том, что игрок даже в выгодных условиях не атакует (ворота, кор­
зину) или атакует очень неуверенно, допуская ошибки. Неуверенность
возникает либо из-за плохой подготовленности, либо после нескольких
неудачных заключительных действий (бросков в корзину, ударов по
воротам, выполнения нападающих ударов в волейболе и т. п.). Здесь
преподаватель должен постоянно внушать игроку, что в подобных

итуациях необходимо играть активно; в тренировочных играх в за­ключительных моментах атаки вводить игру на игрока, который боится

рать ответственность на себя, и не делать ему критических замечаний в случае ошибок.

4. Боязнь травмы. Она обычно возникает после травмы, полученной
на занятиях или соревнованиях. Такой игрок впоследствии становится

олее осторожным, нерешительным. Для преодоления этой трудности необходимы определенные "ограничения в тренировочных занятиях и внушения тренера. В тренировках необходимо ставить перед спорт­сменом определенную задачу на какой-либо срок и требовать обяза­тельного ее выполнения: например, освоить удар левой ногой (в фут­боле) или нападающий удар с короткой передачи (в волейболе).

Воспитание воли во многом зависит от усилий самого спортсмена, его морального и психического состояния, технико-тактической и

изической подготовленности. Общие рекомендации для воспитания волевых качеств:

1. Ставить ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, твечающих возможностям спортсмена.

2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и хорошо.

3. Соблюдать режим дня и питания.


4. Заставлять работать над слабыми сторонами физической и тех­нико-тактической подготовленности.

Развитие и совершенствование специализированных восприятий, внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями осуществляется в процессе тренировочных занятий и соревнований. Важной стороной технического мастерства в спортив­ных играх является овладение специализированным восприятием мяча («чувство мяча»), действиями с мячом (ногой, рукой, ракеткой), направлением и дальностью его полета в зависимости от цели. Ведущее значение в восприятии мяча имеют мышечно-двигательные и зритель­ные ощущения. В процессе длительной, систематической тренировки у игроков вырабатывается тонкая дифференциация ощущений, что позволяет определить особенности полета мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу и т. п.

Известно, что квалифицированные теннисисты, футболисты, баскет­болисты определяют вес мяча с точностью до нескольких граммов. При хорошо развитом «чувстве мяча» движения во время удара отли­чаются легкостью и свободой, уверенностью и непринужденностью *. В качестве специальных средств для развития этих качеств рекомен­дуются удары по мишеням, специальные упражнения в быстрых уда­рах, удары по мишени с завязанными глазами, после прыжков с вра­щением, ракеткой и мячами различного веса и т. п.

Развитие специализированных восприятий особенно важно в так­тической подготовке. Правильный выбор решений в сложной игровой обстановке зависит от быстрой и правильной ориентировки, что, в свою очередь, зависит от степени развития зрительного анализатора (объема поля зрения, глубинного зрения-, состояния глазодвигатель­ных мышц) **.

Проявление психических возможностей в трудных условиях игры требует высокой сосредоточенности внимания, которое не может длиться неограниченное время. Поэтому важно развивать его устой­чивость, умение мобилизоваться в решающие моменты.

Успех игровых действий в значительной степени зависит от наблю­дательности, умений быстро оценить игровую ситуацию и контроли­ровать свои действия. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (расте­рянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и т. п.).

Установлено, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоций на исход соревновательной борьбы проявляется в потере уверенности, снижении остроты тактического мышления, чрезмерной возбудимости или апатии.

Для преодоления отрицательных эмоций очень важно воспитание чувства долга и ответственности, закрепление положительных дейст­вий в тренировочном процессе. При проведении разбора занятий и со-

* А. Л. Вайнштейн. Исследование «чувства мяча» у игроков в настольный теннис. Психологическая подготовка спортсмена. Под ред. П. А. Рудика и А. Ц. Пуни. М., ФиС, 1965. ** Г. М. Г а г а е в а. Психология футбола. М., ФиС, 1969.


ревнований рекомендуется указывать на недостатки, проводить трени­ровочные занятия и игры в условиях, близких к игровым, непременно планировать выступления в ответственных соревнованиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.