КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая подготовка
Ю В качестве средств развития выносливости используют кроссы по пересеченной местности, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег на отрезках на скорость с повторением упражнений в технике и тактике, с различными по характеру и интенсивности действиями (например, атака ворот или с сопротивлением одного защитника, удары на точность, игра в квадрате 2x2, 3x2, 3x3), игру в баскетбол, футбол, хоккей и др. Используя непосредственно спортивную игру как средство развития выносливости, увеличивают продолжительность ее (по времени или по счету), количество игр за неделю, проводят двусторонние игры в повышенном темпе, но в небольшие промежутки времени (10— 15 мин.), повторяя их несколько раз и изменяя фазы отдыха. Сейчас для развития этого качества широко применяют также так называемую круговую тренировку. Одной из форм круговой тренировки является поточный метод, используемый при совершенствовании технико-тактического мастерства: упражнения в уроке выполняют одновременно все занимающиеся, двигаясь поточно и выполняя на различных участках площадки разные упражнения. Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие в игре ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся условиях. Без развитой в достаточной степени ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей ни в одной игре. Ловкость — комплексное качество. Оно зависит от двигательного опыта игрока. Развитие ловкости лучше всего начинать с раннего детства, используя широкий круг двигательных навыков. Осваивая любой двигательный навык, занимающийся должен добиваться точности движений, что будет способствовать развитию ловкости. Для развития ловкости используют гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно меняющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры. Гибкость. Умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения с большой амплитудой весьма необходимо для совершенствования техники движений. Так, при недостаточной подвижности в луче-запястном суставе невозможно добиться высокой техники в бросках в корзину (баскетбол) и нападающих ударов (волейбол). Одновременно правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Для развития гибкости используют специальные упражнения для растягивания. Выполняют их, постепенно увеличивая амплитуду движений. При выполнении упражнений по технике изучаемого вида игры необходимо акцентировать внимание на увеличении подвижности в суставах и своевременном расслаблении мышц. Методы развития физических качеств. В процессе систематически повторяемых упражнений физические качества развиваются, организм занимающихся подготавливается к выполнению специфических физических нагрузок. Для развития физических качеств в спортивных играх в основном применяют следующие методы: равномерный, интервальный, повторный, переменный, до отказа, соревновательный, игровой, сопряженный. Одной из разновидностей сопряженного метода принято также считать совершенствование технических приемов на фоне высокой интенсивности двигательной деятельности, позволяющей добиться устойчивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления. Интервальный метод используют для развития ско-ростно-силовой выносливости. Занимающиеся выполняют упражнения или бег по отрезкам (например, 10x20 м) на время с определенными уменьшающимися интервалами отдыха, проводят интенсивные двусторонние игры по 10—15 мин. с постепенным уменьшением пауз активного отдыха или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособности, или выполняют упражнения, повторяя их сериями. Повторный метод предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление. Переменный метод наиболее соответствует самому характеру действий в играх. Применяя его, тренер чередует упражнения, требующие большого напряжения, и упражнения с небольшой нагрузкой, варьирует длительность их выполнения. Равномерный метод заключается в длительном непрерывном выполнении упражнений. Применяют его для развития общей выносливости. Как правило, это бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (в основном кросс). Метод до отказа предполагает выполнение упражнений до полного утомления, когда спортсмен отказывается продолжать его из-за невозможности повторить. Он используется главным образом для развития специальной силовой выносливости. Игровой метод наиболее широко распространен в тренировках по спортивным играм. Суть его состоит в использовании разнообразных игр, чаще всего подвижных, для развития двигательных качеств, и прежде всего ловкости и быстроты. Соревновательный метод также широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревнования в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках, спортивных играх. В последнее время все большее распространение находят сопряженный и круговой методы. Сопряженный метод состоит в том, что специальные двигательные навыки совершенствуют с помощью специальных отягощений на руках (манжеты на запястье), ногах (утяжеленные ботинки, отягощения на голени) и туловище (утяжеленные жилеты, пояса). Он позволяет одновременно развивать силу, быстроту и выносливость. При этом очень важна величина отягощений (чрезмерная величина их ведет к искажениям структуры совершенствуемого движения). Одной из разновидностей сопряженного метода принято также счи>
тать совершенствование технических приемов на фоне высокой интенсивности двигательной деятельности, позволяющее добиться устойчивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления. Круговой метод (или, правильнее, круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его состоит в следующем: на площадке или в зале по кругу размечаются станции — места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом и в таком порядке, чтобы они разносторонне влияли на развитие физических качеств. Предлагаемые упражнения проводят с максимальной для каждого занимающегося интенсивностью в ограниченное время и с чередованием пауз отдыха, которые изменяют в зависимости от состояния и подготовленности занимающихся. Сначала продолжительность и интенсивность работы на каждой станции, а следовательно, и при прохождении всего комплекса составляет не более 50—60% возможностей занимающихся. В дальнейшем общая нагрузка увеличивается за счет увеличения интенсивности работы на станциях, уменьшения пауз отдыха и повторения всего комплекса до трех и более раз. Пример круговой тренировки для развития физических качеств приводится на рис. 2. Круговая форма тренировки может применяться и для совершенствования специальных навыков техники игры в сочетании с физическими качествами. Для этого в комплексы необходимо включить изученные упражнения и игровые приемы в таком порядке, чтобы упражнения с большой нагрузкой чередовались с менее нагрузочными. При этом не следует включать более 6—8 станций. Приведем пример. Станция № 1 — передачи мяча в мишень на стене на большее количество раз за 30—60 сек.; станция № 2 — лежа на мате, набивной мяч (3 кг) зажат между стопами: поднимать ноги, доставая мячом пол за головой; станция № 3 — напрыгивание с мячом в руках на тумбочку (60—80 см), после спрыгивания бросок мяча в стену двумя руками сверху в прыжке; станция № 4 — ведение мяча вокруг разметки в области штрафного броска с броском по корзине после поворота; станция № 5 — подъем штанги 50—60 кг; станция № 6— жонглирование двумя мячами; станция № 7 — бег по отрезкам от угла до центра площадки; станция № 8 — добивание мяча, три удара в щит и один в корзину. Время выполнения упражнения на каждой станции сначала 30 сек., а затем 60 сек. (отдых 30 сек.). Количество повторений прохождения всех станций постепенно увеличивают. Особое значение в таких играх, как волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, имеет прыгучесть. Она зависит от силы мышц нижних конечностей, быстроты сокращения, координированности и гибкости. Необходимость совершать большое количество прыжков в одной игре требует соответствующей выносливости. Основными средствами развития прыгучести являются серийные прыжки на обеих ногах и на одной, прыжки со скакалкой, прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки с отягощением, приседания и выпрыгивание с весом, партнером, бег с отягощением, напрыгивание и спрыгивание со специальных подставок и т. п. Все физические качества взаимосвязаны и проявляются комплексно. Поэтому нужно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного качества в ущерб другому отрицательно сказывается на подготовке занимающихся. Техническая и тактическая подготовка Спортивные игры отличаются сложностью и разнообразием действий играющих. Чтобы принять участие в игре, нужно предварительно изучить эти действия. Каждая игра предполагает использование действий, получивших название игровых приемов. Внешнюю форму каждого приема определяет его техника или совокупность элементов движения, позволяющая
рршать двигательную задачу. Содержание составляют психические процессы, определяющие рациональность выбора и эффективность выполнения игрового действия. Техника игровых приемов вариативна и обусловливается индивидуальными качествами спортсмена и условиями их применения. Но вместе с тем каждый способ передачи, броска, удара имеет обобщенный характер, определяющийся общими биомеханическими закономерностями рациональности движения. Различают игровые приемы, общие для всех участников, и специальные, применяемые игроками, выполняющими определенные функции в команде (например, вратаря). В каждом приеме различают три фазы— подготовительную, основную, заключительную, а также внешнюю (кинематическую) и внутреннюю (динамическую) структуру движения. Для успешного участия в игре совершенно недостаточно овладеть техникой выполнения игровых приемов. Очень важно теоретическое и практическое освоение тактики игры. Каждый должен научиться не только обдумывать, но и применять. Под тактикой понимают выбор и целесообразное использование средств, форм и способов ведения игры для достижения наилучшего результата. Тактика проведения отдельных игр разрабатывается на основе общего стратегического плана, поэтому является частью общей стратегии ведения спортивной борьбы. Под стратегией в спорте понимают систему управления и регулирования развитием спорта, подготовки спортсменов и ведения спортивной борьбы. Стратегия непосредственно связана с тактикой, но имеет более широкие сферы действия. С помощью тактики создаются оптимальные условия для достижения стратегических целей. Тактические задачи в ходе игры решают с помощью игровых прие В игре каждый участник непрерывно выбирает наиболее подходящее место на площадке и способ, с помощью которого он может решить возникшую игровую ситуацию. Индивидуальные тактические действия — это основная форма решения тактических задач ведения игры. Но поскольку большинство спортивных игр являются командными, индивидуальные действия дополняются другими формами тактической деятельности — групповыми и командными действиями. Групповые действия — это взаимодействия игроков, согласованные по цели, месту и времени и направленные на решение частных задач. В игре они осуществляются в виде тактических комбинаций, которые можно разучивать заранее или создавать стихийно по ходу игры. Командные действия — это организованные действия всех игроков команды в отдельные фазы игры. Для достижения наилучшего результата в игре соревнующиеся должны определить основные способы своих действий. Такими спосо- бами являются так называемые тактические системы игры и их сочетания. Тактическая система — это рациональное расположение играющих и распределение функций между ними, определяющее использование наиболее целесообразных тактических форм ведения игры. Техническая подготовка предполагает овладение техникой выполнения игровых приемов. Чем выше техническая подготовленность игрока, тем больше у него возможностей для успешной, творческой игры. Изучение и совершенствование техники осуществляются в процессе использования специальных упражнений (отдельные приемы игры) и упражнений, в которых одновременно осуществляются и определенные тактические замыслы. Условия выполнения приемов нужно постоянно менять. Закрепляются изученные приемы в учебных играх и соревнованиях. Приступая к обучению технике отдельных приемов, необходимо назвать учащимся изучаемый прием, показать и объяснить его выполнение, рассказав об исходном положении, направлении усилий, амплитуде движений в основной фазе и заключительном усилии. Обучение начинается с основных, наиболее часто применяемых в игре приемов. Тактическая подготовка предполагает освоение индивидуальных, групповых и командных действий. Приобретение теоретических знаний чаще всего предшествует практическому освоению тактического действия. Занимающихся необходимо научить правильно выбирать место для выполнения определенного приема (с учетом складывающейся обстановки), определять наиболее целесообразный способ действий. Для этого каждый игрок должен знать, в каких случаях и как применять различные удары, передачи, броски, финты и т. п. Индивидуальная тактическая подготовка является продолжением технической подготовки. Так, если ведение мяча без сопротивления относится к разделу технической подготовки, то обводка защитника связана уже и с освоением тактических навыков индивидуального характера. Для обучения индивидуальным тактическим действиям используют упражнения в бросках, ударах, ведении мяча, финтах с обыгрыванием соперника. Совершенствуют эти действия в более сложных упражнениях и двусторонних играх. Изучение групповых действий начинают со взаимодействий двух игроков сначала в условиях численного перевеса, а затем — численного равенства. После этого осваивают взаимодействия трех и более игроков. В упражнения с самого начала подключают защитников (их действия определяет тренер). Закрепление и совершенствование изученных групповых действий осуществляются в игровых упражнениях (2x2, 3x3, 4X4 и т. д.), в учебных играх и соревнованиях. В большинстве спортивных игр игровые действия отличаются коллективным характером. Правильше ваанмодгйпции всех игроков и совместное решение тактическирс зацва, индаряютигвтго'е испфльзование знаний и умений каждого — абяааж&я*ийс_цаяивдБ теикниных действий. После того как будут освоены необходимые индивидуальные и групповые действия, приступают к обучению командным действиям. Для этого сначала используют двусторонние игры в упрощенных условиях. На первом этапе важно научить играющих находиться на определенных местах и действовать в ограниченной площади. Постепенно условия их действия усложняют, проводят двусторонние игры с определенными тактическими задачами и соблюдением правил игры. В тактической подготовке одинаково важно уделять внимание изучению нападающих и защитных действий. Следует помнить, что наибольшие затруднения начинающие испытывают в действиях с мячом в нападении. Психологическое состояние спортсмена во многом определяет возможности достижения высоких результатов. Имеется много примеров, когда более сильная в физическом, техническом и тактическом отношении команда проигрывала менее подготовленной, но проявившей большую волю к победе, стойкость и огромную энергию. Психические функции и качества личности исключительно важны при овладении техникой, тактикой и воспитании физических качеств. Высокоразвитые волевые качества, мышление, память, внимание, наблюдательность и двигательная чувствительность необходимы для „ овладения всеми сторонами спортивной подготовки. Психологическую подготовку сейчас принято делить на общую и подготовку к предстоящему соревнованию. Общая психологическая подготовка спортсмена ведется на протяжении всех периодов тренировки. Ее основными задачами являются воспитание моральных и волевых качеств, развитие и совершенствование специализированных восприятий (внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями). Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена должно осуществляться в единстве. К моральным относят такие качества, как идейность, коллективизм, патриотизм, дисциплинированность и пр.; к волевым — целеустремленность, настойчивость, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Воспитание всегда являлось важной стороной учебно-тренировочного процесса. Особенно возросло его значение в настоящий период, период строительства коммунизма. В Программе КПСС указывается: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения» *. * Программа КПСС. М., Госполитиздат, 1961, стр. 117. 18 «Сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма» *. Воспитание моральных качеств на основе коммунистической нравственности необходимо как в трудовой, так и в спортивной деятельности. Очень часто успех команды в соревнованиях зависит от морально-волевого состояния участников. Спортивные игры являются важным средством решения воспитательных задач. Центральной фигурой учебно-тренировочного процесса является преподаватель. Его личность и повседневная деятельность имеют большое значение в воспитательной работе. Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Макаренко писал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас» **. Воспитательный эффект деятельности преподавателя будет положительным, если он любит свою работу, хорошо знает предмет, обладает педагогическим тактом и объективностью, если он требователен и справедлив к своим воспитанникам, пользуется авторитетом среди них. Воспитание занимающихся осуществляется в процессе организованных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах. Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные воспитательные задачи, например: воспитание смелости (при изучении силовых приемов в хоккее), дисциплинированности (при выполнении сложных групповых упражнений), настойчивости (в специальных упражнениях при работе над недостатками в физической подготовленности или технике отдельных приемов), трудолюбия (поручая занимающимся подготовку инвентаря, разметку площадки, уборку помещений, ремонт и строительство спортивных площадок). Продуманное в соответствии с задачами содержание занятий оказывает положительное воспитательное воздействие на занимающихся. Повседневное наблюдение преподавателя за сохранностью инвентаря и спортивной формы помогает воспитанию у его учеников бережного отношения к общественной собственности. Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества учащихся. Для этого используют такие упражнения, в которых они имеют возможность решать тактическую задачу различными путями. Очень важны своевременное начало и окончание занятий, систематическое их проведение, хорошая организация, постоянный учет посещаемости и успеваемости. * Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., Изд. Политической литературы, 1971. ** А. С. Макаренко. Избранные педагогические произведения» М., 1946, стр. 120. Моральные и волевые качества в еще большей степени совершенствуются в условиях состязаний. Соревнования по спортивным играм отличаются большой эмоциональностью, поэтому очень серьезное внимание следует обращать на их организацию и проведение. Обоснованная установка на игру, разумное руководство игрой, спокойные и уверенные замечания тренера в перерывах положительно сказываются на поведении спортсменов. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить (если это разрешается правилами игры). Желание выиграть любыми путями и средствами, «погоня за очками» не должны иметь место в среде советских тренеров. Соревнования воспитывают коллективизм, дружбу и товарищество. «Все за одного — один за всех» — это правило, на котором строятся действия советских спортсменов. Весьма эффективно воспитательное воздействие соревнований в детских коллективах. В практике секционной работы школ немало случаев, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогали улучшить дисциплину учащихся, их успеваемость. Воздействие спортивных соревнований на нравственное воспитание спортсменов возможно лишь при условии, если организация и проведение их подчиняются задачам коммунистического воспитания. Полноценное решение задач воспитания невозможно без индивидуального подхода к занимающимся. Наблюдая за поведением своих воспитанников в занятиях, быту и особенно на соревнованиях, тренер может составить довольно точное представление об их характерах. Личные беседы позволяют ближе узнать каждого члена команды. Воспитание занимающихся — сложный и трудоемкий процесс. Преподавателю необходимо, опираясь на комсомольскую и общественные организации, создать здоровый, крепкий коллектив, способный помогать ему во всех вопросах в процессе учебно-тренировочных занятий. Большую помощь здесь оказывает организация лекций, дискуссий, коллективных походов в кино и театр, на соревнования, проведение вечеров и т. п. В работе с коллективом необходимо опираться на актив, и в первую очередь на комсомольцев. Дисциплинарные нарушения должны рассматриваться на заседаниях секции или общем собрании коллектива, освещаться в стенной газете. Недостатки в поведении отдельных игроков легче исправить при активном содействии всего коллектива. В качестве наказаний могут использоваться замечания, выговор, временное запрещение посещения занятий и участия в соревнованиях, исключение из коллектива. Успехи отдельных игроков и команд поощряют благодарностями, грамотами, ценными призами и пр. Не следует перехваливать отдельных игроков, ибо это может привести к зазнайству, кичливости и недисциплинированности. Воспитание коммунистической морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Волевая подготовка играет огромную роль в достижении высоких спортивных результатов. Развитие волевых качеств происходит в процессе преодоления определенных трудностей. В спортивных играх спортсмену приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных по характеру трудностей. 1. Наступающее утомление. Для преодоления этой трудности в процессе официальных соревнований необходимо повысить работоспособность занимающихся. С этой целью в отдельных тренировочных занятиях дается нагрузка, превышающая нагрузку в состязаниях (увеличивается продолжительность занятий, проводятся игры с более сильным соперником, с численным преимуществом команды-соперницы, с заранее установленным счетом и ограниченным временем, даются дополнительные упражнения после окончания занятий и т. д.). 2. Новизна и неожиданность действий. В ходе соревнований игроки могут столкнуться с неожиданными действиями соперника (измененный состав команды, новые тактические приемы, необычная для данной команды активность и т. п.), непредвиденными действиями и поведением игроков своей команды (слабая игра ведущего игрока, травма, удаление игрока с поля и пр.), осложнением действий из-за непривычных условий соревнований (площадка, инвентарь, активное вмешательство зрителей, метеорологические условия и др.). Поэтому в тренировочных занятиях создаются усложненные условия: команда играет без ведущего игрока, недостаточно устойчивому игроку специально даются неточные передачи и т. п. 3. Боязнь ответственности за свои действия. Проявляется это итуациях необходимо играть активно; в тренировочных играх в заключительных моментах атаки вводить игру на игрока, который боится рать ответственность на себя, и не делать ему критических замечаний в случае ошибок. 4. Боязнь травмы. Она обычно возникает после травмы, полученной олее осторожным, нерешительным. Для преодоления этой трудности необходимы определенные "ограничения в тренировочных занятиях и внушения тренера. В тренировках необходимо ставить перед спортсменом определенную задачу на какой-либо срок и требовать обязательного ее выполнения: например, освоить удар левой ногой (в футболе) или нападающий удар с короткой передачи (в волейболе). Воспитание воли во многом зависит от усилий самого спортсмена, его морального и психического состояния, технико-тактической и изической подготовленности. Общие рекомендации для воспитания волевых качеств: 1. Ставить ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, твечающих возможностям спортсмена. 2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и хорошо. 3. Соблюдать режим дня и питания. 4. Заставлять работать над слабыми сторонами физической и технико-тактической подготовленности. Развитие и совершенствование специализированных восприятий, внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями осуществляется в процессе тренировочных занятий и соревнований. Важной стороной технического мастерства в спортивных играх является овладение специализированным восприятием мяча («чувство мяча»), действиями с мячом (ногой, рукой, ракеткой), направлением и дальностью его полета в зависимости от цели. Ведущее значение в восприятии мяча имеют мышечно-двигательные и зрительные ощущения. В процессе длительной, систематической тренировки у игроков вырабатывается тонкая дифференциация ощущений, что позволяет определить особенности полета мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу и т. п. Известно, что квалифицированные теннисисты, футболисты, баскетболисты определяют вес мяча с точностью до нескольких граммов. При хорошо развитом «чувстве мяча» движения во время удара отличаются легкостью и свободой, уверенностью и непринужденностью *. В качестве специальных средств для развития этих качеств рекомендуются удары по мишеням, специальные упражнения в быстрых ударах, удары по мишени с завязанными глазами, после прыжков с вращением, ракеткой и мячами различного веса и т. п. Развитие специализированных восприятий особенно важно в тактической подготовке. Правильный выбор решений в сложной игровой обстановке зависит от быстрой и правильной ориентировки, что, в свою очередь, зависит от степени развития зрительного анализатора (объема поля зрения, глубинного зрения-, состояния глазодвигательных мышц) **. Проявление психических возможностей в трудных условиях игры требует высокой сосредоточенности внимания, которое не может длиться неограниченное время. Поэтому важно развивать его устойчивость, умение мобилизоваться в решающие моменты. Успех игровых действий в значительной степени зависит от наблюдательности, умений быстро оценить игровую ситуацию и контролировать свои действия. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (растерянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и т. п.). Установлено, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоций на исход соревновательной борьбы проявляется в потере уверенности, снижении остроты тактического мышления, чрезмерной возбудимости или апатии. Для преодоления отрицательных эмоций очень важно воспитание чувства долга и ответственности, закрепление положительных действий в тренировочном процессе. При проведении разбора занятий и со- * А. Л. Вайнштейн. Исследование «чувства мяча» у игроков в настольный теннис. Психологическая подготовка спортсмена. Под ред. П. А. Рудика и А. Ц. Пуни. М., ФиС, 1965. ** Г. М. Г а г а е в а. Психология футбола. М., ФиС, 1969. ревнований рекомендуется указывать на недостатки, проводить тренировочные занятия и игры в условиях, близких к игровым, непременно планировать выступления в ответственных соревнованиях.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |