Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая характеристика возрастных особенностей




7—9 лет. В этом возрасте происходит постепенное укрепление ор­ганизма, что положительно сказывается на двигательных возможно­стях детей. Хотя мышцы еще не окрепли и формирование скелета не закончено, организм в своем развитии достигает фазы «готовности к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно сложных движений и обеспечивает необ­ходимое совершенствование деятельности внутренних органов орга­низма.

Дети 7—9 лет отличаются стремлением двигаться, играть. Вначале их движения неэкономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с большими и длительными напряжениями. Это объ-


ясняется тем, что сердечно-сосудистая система детей функционирует с некоторой перегрузкой, вызванной большой интенсивностью обмен­ных процессов. Минутный объем крови у детей оказывается значи­тельным за счет более высокой частоты сердечных сокращений. Ши­рокое сосудистое русло, большая скорость кровотока и меньшая ве­личина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и ускоряют восстановление. Поэтому дети такого возраста легко справ­ляются с кратковременными нагрузками переменного характера.

Следует обратить внимание на повышенную возбудимость и быст­рую истощаемость силы нервных процессов. Дети еще не могут дли­тельно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приемов, поэтому в занятиях с ними наиболее пригоден комплексно-игровой метод — обучение в игре.

11—12 лет. Для этого возраста характерно еще большее совершен­ствование деятельности организма. Интенсивное развитие внутрен­него торможения приводит к установлению равновесия нервных про­цессов, происходящих в центральной нервной системе. Образование дифференцировок ускоряется, а угасание выработанных рефлексов замедляется. В этот период происходит энергичное функциональное созревание двигательного анализатора. Одновременно отмечаются зна­чительные изменения опорно-двигательного аппарата: укрепляется костная ткань, растут и качественно меняются мышцы. В результате совершенствуется двигательная координация.

Возросшие двигательные возможности детей этого возраста под­крепляются совершенствованием деятельности сердечно-сосудистой си­стемы. По уровню максимального потребления кислорода (56 мл/кг/мин) дети приближаются к взрослым (60 мл/кг/мин). Размеры сердца у них заметно увеличиваются, а у 11-летних девочек даже достигают своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки сердечно-со-:удистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет у за­нимающихся спортом отмечаются сравнительно большие размеры серд-|ца. Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внеш­не дети этого возраста выглядят неутомимыми, но это не значит, что в занятиях с ними можно использовать большие нагрузки. Лучше всего здесь подходят прерывисто-переменные нагрузки средней ин­тенсивности, направленные'на развитие общей выносливости. Очень важно использовать корригирующие упражнения, так как под влиянием специализированной тренировки у юных спортсменов могут появиться нарушения осанки. Для предупреждения односто­роннего развития в занятиях с детьми следует применять упражнения для укрепления мышц слабейшей конечности и специально обучать выполнению игровых приемов менее развитой рукой (ногой). В этом возрасте дети еще не могут достаточно долго сосредоточивать внимание, поэтому нужно чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную форму, проводить обучение преимущест­венно целостным методом, шире используя показ и подводящие упраж­нения. 13—15 лет. Этот период развития детей характеризуется некоторой


функциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Дело в том, что в 13—15 лет происходят сложные внутрен­ние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомля­емости, неуравновешенности, появлении новых черт характера.

Завершается функциональное созревание мышц и начинается бур­ное развитие мышечной силы. В центральной нервной системе ослаб­ляются процессы иррадиации и усиливается способность к дифферен-цировке. Значительно совершенствуются функции двигательного ана­лизатора: обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Двигательные навыки начинают автоматизироваться, что очень важно для изучения техники и тактики игры, поскольку со­знание играющих освобождается от постоянного контроля за выпол­нением приемов и переключается на решение тактических задач.

К концу этого периода функции сердечно-сосудистой системы ста­новятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная емкость крови, максимальное потребление кислорода достигают величин, ха­рактерных для взрослых. Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями. Поэтому возмож­ности для специального развития выносливости ограничены. Интен­сивные нагрузки в этот период следует применять осторожно и с до­статочными паузами для восстановления. При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера.

Поведение подростков все в большей мере определяется деятель­ностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональным стимулам в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению.

С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является ре­шающим. Именно в этот период достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости, закладываются основы техники и тактики, формируется спортивный характер. Решение этих задач должно быть главным содержанием учебно-тренировочной работы.

16—18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких функциональных перестроек и организм все больше приближается к состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутрен­них органов, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

Заметно улучшается и достигает своего совершенства координация движений. Возрастает и способность сердечно-сосудистой системы обеспечивать потребности организма при интенсивных нагрузках, причем у юношей она выше, чем у девушек.

Что касается психики, то в 16—18 лет отмечается устойчивость интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной кон­центрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие к тем, которые применяют в работе со взрослыми спортсме­нами.


Глава II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.