Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практический материал




3* 67


Воспитание коммунистической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать их так, чтобы они воспитывали необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость в играх недопустимы.

Методика обучения подвижным играм основывается на общих за­кономерностях процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.

Выдвижение на первый план задач воспитания вытекает из основ­ных положений советской педагогики, ставящей своей главной целью коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Перед игра­ющими необходимо каждый раз ставить определенные образовательные задачи, соответствующие характеру трудностей предстоящей игры. В дальнейшем эти трудности должны систематически усложняться, чтобы не потерять своего воспитательного значения.

Важное условие успешной игровой деятельности — ясность понима­ния содержания и правил игры. И здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и действий. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Эта первая попытка позволяет ему проверить, как поняли игру дети. Если необходимо, то ее сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается для введения мелких правил и исправле­ния ошибок играющих.

Объяснять сразу все содержание сложной игры неправильно. Луч­ше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап — ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап — дальнейшее изучение правил;

3-й этап — внесение изменений в содержание и правила игры.

Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на последующие занятия.

Объяснение полезно проводить на месте с расстановкой играющих и распределением ролей.

Обучение детей подвижным играм — это организованная система, обеспечивающая полное и качественное овладение комплексом необ­ходимых игр. Основное требование к такой системе — постепенность в усложнении изучаемых образцов.

Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и завершить сложными командными играми. Трудность игровых действий нарастает с услож­нением отношений между играющими.

Более тонкие различия определяются трудностью игровых действий, их двигательным содержанием. Поэтому преподаватель должен учи­тывать особенности подготовленности всей группы и отдельных уче­ников, подбирая игры и роли в них в соответствии с возможностями занимающихся.

Переходить от простых к более сложным играм целесообразно не дожидаясь, пока у занимающихся пропадет интерес к уже изученным. При этом важно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра


должна как бы вырастать из уже освоенной, хорошо известной. Зто облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений.

Прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изу­чении спортивных игр.

Таким образом, процесс проведения игр делится на две взаимосвя­занные фазы: создание предпосылок (сюда входит овладение игровыми действиями) и непосредственно проведение игры.

Практическая деятельность руководителя в любом случае склады­вается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и ин­вентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведе­ние итогов).

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, форму предстоящего занятия и место проведения. Далеко не всякая игра подходит для любого ко­личества играющих, для каждой существует оптимальное число участ­ников.

Форма занятий также играет большую роль. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены и т. д.

Место проведения значительно влияет на выбор игры. В малом зале нельзя проводить игры, которые требуют неограниченной площадки. Точно так же нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря.

Поэтому руководитель должен иметь в своем арсенале большой запас игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным усло­виям.

Подготовка места и инвентаря. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Сюда входит уборка помещения, расстановка снарядов, разметка площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и прочее.

Подготовка должна проводиться заблаговременно и тщательно. К ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. От нее во многом зависит ход игры. Сюда входит расстановка при объяснении, определение водящих, капитанов и помощников, распределение по командам.

Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять такое место, с которого бы все могли его видеть и слышать. Если игра про­ходит в кругах, то он встает в 1—2 м от середины круга, при построе­нии в шеренги он занимает место перед строем и т. д. Определение водящих и капитанов осуществляется различными способами: по на­значению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. Выбор того или иного способа опреде­ляется конкретной обстановкой.

Весьма важно правильно распределить силы играющих по коман­дам. Для этого можно воспользоваться расчетом, фигурной марширов­кой, выбором капитанов, назначением руководителя. Помощники могут оказать большую помощь преподавателю. Особенно важно иметь по­мощников в играх, требующих сложного судейства. В этой роли дети


 




могут быть судьями, счетчиками очков или времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками часто назна­чают освобожденных детей (с ослабленным здоровьем) и наиболее ав­торитетных среди ребят учеников. В этом случае надо иметь в виду специальную подготовку организаторов игр — ее необходимо осущест­влять с первых лет обучения в школе.

Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться.

Не следует затягивать объяснения. Дети с нетерпением ожидают на­чала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нуж­но живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом, рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать стремление к активному действию.

Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем ре­шающий момент работы преподавателя. Только правильное управ­ление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагоги­ческого результата.

В руководство игрой входит несколько элементов: наблюдение за действиями участников и коллективов, исправление ошибок, указа­ние правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего непра­вильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, стимули­рование необходимого уровня соревнования на протяжении всех игр.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.

Чтобы иметь возможность следить за игрой, руководитель должен видеть всех занимающихся. В сложных играх, с большим количеством участников следует обязательно привлекать судей-помощников. В та­ких случаях преподаватель оставляет за собой возможность наблюдать за ходом игры.

Направляя игровую деятельность, руководитель помогает правиль­но выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творчества играющих. Ошибки следует обяза­тельно и своевременно исправлять, не давая им закрепиться. В боль­шинстве случаев для этого достаточно вмешательство руководителя в процесс игры. Исправления могут быть сделаны указаниями непо­средственно по ходу игры и во время специальных остановок. В момент остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильное действие. Иногда руководителю полезно самому включить­ся в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в таких ситуациях. Когда же этих приемов оказывается недостаточно, исполь­зуют специальные упражнения, разборы игр с объяснениями действий на доске, макете и т. п.

Под влиянием высокой эмоциональности во время соревнования в поведении играющих довольно часто появляется возбужденность, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики. Преподаватель должен предупредить их появление, система-


тически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относить­ся к товарищам по команде и сопернику, играть честно, соблюдая пра­вила игры.

В решении этих задач особенно большое значение имеет судейство. Своим вмешательством в игру, оценкой действий и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в необходимых рам­ках. Авторитет судьи очень высок, если его решения быстры, уверенны и понятны для ребят.

Определение результата игры должно быть простым, но достаточно широким. Во многих играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков, сантиметров, секунд. Обязательно следует учитывать правиль­ность действий играющих. Это стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и умений. Ошибки в выполнении приемов обыч­но приравнивают к секундам, метрам — как штрафные очки, которые суммируют с общим результатом.

Подсчет результатов должен быть наглядным. Для этого нужно систематически сообщать изменения в счете и время игры. Сигнализа­ция в судействе вообще имеет важное значение. Можно пользоваться голосом, хлопком, флажком, но чаще всего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих.

Энергичное вмешательство — свистком — нужно лишь в играх с большим соревновательным накалом. Вообще излишне громкие свист­ки нежелательны.

Руководитель должен не только наказывать, но и пользоваться мерами поощрения. К ним можно отнести назначение дополнительных очков за качество выполнения, предоставление лучшим командам не­которых преимуществ, выдвижение лучших на роль капитана, судьи-помощника и пр.

Одна из важных задач руководителя — дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности игры дети не могут контроли­ровать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевоз' буждение и утомление. При появлении выраженных симптомов уста­лости (пассивность, нарушение точности и контролируемости действий, побледнение и т. п.) необходимо снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными методами: сокращением длительности игры, вве­дением перерывов, изменением числа играющих, сокращением величи­ны игровой площадки, изменением правил и сменой ролей играющих.

Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание ее может при­вести к потере интереса и утомлению играющих. Раннее и особенно вне­запное окончание вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой. Тогда она доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить игру.

Обязательно организованно заканчивать игру. Остановив играю­щих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры. Оценивая результаты, он должен разобрать ошибки играющих, отметить положительные и отрицатель­ные моменты в их игре и объяснить наиболее целесообразные способы


игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капи­танов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка.

Очень важно, чтобы игры правильно сочетались в уроке с другими упражнениями. Поэтому, продумывая содержание урока, руководи­тель должен не только определить соответствие игры данной части урока, но и найти ей место среди других упражнений.

В подготовительной части целесообразно использовать игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентиров­ки. Они не должны быть продолжительными, иначе это может помешать усвоению материала основной части урока. Игры на внимание нужно проводить в самом начале урока.

Для основной части подбирают игры, способствующие закрепле­нию и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них может быть больше, чем в других частях. Как правило, игры распола­гают в конце основной части.

Включение таких игр помогает снизить нагрузку, сохранить у за­нимающихся приятное впечатление об уроке и подготовить их к по­следующим занятиям.

При записи подвижных игр в конспекте урока сохраняются все известные положения. Название игры и ее описание (вместе с чертежом поля и расстановкой играющих) заносят в раздел «Содержание». В раз­деле «Дозировка» указывают предполагаемую длительность игры. Не­обходимые организационно-методические указания вносят в соответ­ствующую графу конспекта урока.

Игры для учащихся 1—3-х классов

«Октябрята»

Количество играющих: 10—40 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. На расстоянии 15—20 м чертят две параллельные линии — «дома».В центре площадки становится водящий, а остальные играющие располагаются за линией одного из «домов».

Описание игры. По сигналу руководителя дети говорят хором:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть, Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их, коснувшись рукой. Запятнанные от­ходят в сторону. После этого игру повторяют.

Правила. 1. Перебегать можно только после слова «поймать». 2. Нельзя забегать обратно за линию — «дом». 3. Ловить перебегаю­щих можно только до линии противоположного «дома».

Методические указания. Стихотворение необходимо предваритель­но разучить. Водящих следует менять после 3—4 перебежек. Вместе с ними в игру входят и запятнанные.


Педагогическое значение игры. Игра способствует совершенство­ванию навыков в беге с изменением направления, воспитывает сме­лость, сообразительность, быстроту реакции и ориентировку.

«Космонавты»

Количество играющих: 20—40 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. По краям площадки чертят 4—6 треугольников — «ракетодромов». Внутри каждого из них рисуют круги — «ракеты», но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все ребя­та встают в круг в центре площадки.

Описание игры. По сигналу руководителя дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят хором:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к «ракетодромам» и занимают места в «ра­кетах». Тот, кто не успел занять место, идет в центр площадки. После этого игру повторяют.

Правила. Начинать бег можно только после слова «нет». В «ракете» не могут быть два «космонавта», и право остаться в ней получает тот, кто первым встал внутрь круга.

Методические указания. Стихотворение разучивают до начала игры. Руководителю нужно выбирать себе место так, чтобы видеть одновре­менно возможно большее число кругов.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенство­ванию ориентировки в беге с изменением направления и умения сох­ранить равновесие после внезапной остановки, воспитывает быстроту реакции, сообразительность, ловкость.

«Мяч среднему»

Количество играющих: 20—35 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. Играющие образуют несколько полукругов, распола­гаясь на расстоянии шага друг от друга. Напротив каждого круга встают капитаны (с волейбольным мячом).

Описание игры. По сигналу капитаны начинают передавать мяч поочередно своим игрокам, стоящим по кругу, начиная с крайнего. Те возвращают мяч, после чего капитан передает его следующему иг­року. Игрок, стоящий последним, возвращает мяч капитану и быстро занимает его место. Капитан передает мяч первому и, в свою очередь, переходит на его место. Вернув мяч в центр, этот игрок смещается на шаг вправо.

Игра продолжается до тех пор, пока начинавший игру капитан вновь не окажется с мячом в руках на своем месте.

Правила. 1. Расстояние между капитаном и стоящими в полукруге ке должно изменяться.

2. Мяч нельзя отбивать.


 




3. Все передачи выполняют только заранее обусловленным способом.

Методические указания. Игру следует применять после того, как ловля и передача мяча будут освоены в подготовительных упражнениях. Не следует разрешать бегать с мячом при смене капитанов.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенствова­нию навыков ловли и передачи мяча, воспитывает точность, быстроту и внимательность.

«К своим флажкам»

Количество играющих: не ограничено, но не меньше 15 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. Все играющие распределяются на несколько групп, которые образуют круг. Внутри каждого круга находится игрок с цвет­ным флажком в вытянутой руке.

Описание игры. По первому сигналу руководителя все играющие разбегаются по площадке (кроме игроков с флажком), по второму — останавливаются, приседают и закрывают глаза. В это время игроки с флажками переходят на новое место. По команде руководителя «К сво­им флажкам!» все бегут к флажку своего цвета и образуют круг. Соб­равшиеся первыми выигрывают.

Методические указания. Желательно, чтобы все флажки были раз­ного, контрастного, цвета. После каждой попытки нужно менять игро­ков с флажком.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенствова­нию навыков в беге с изменением направления, воспитывает быстроту ориентировки и коллективность действий.

«Метко в цель»

Количество играющих: 20—30 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. На расстоянии 12—15 м чертят две параллельные ли­нии. В центре площадки в один ряд вперемежку ставят 10 городков, окрашенных в два цвета (по 5). Каждой команде отводят городки опре­деленного цвета. Играющих разбивают на две команды и располагают на противоположных сторонах площадки. Игрокам одной из команд (по жребию) дают по малому мячу.

Описание игры. По сигналу руководителя игроки одной команды «залпом» бросают мячи в городки. Каждый сбитый городок метавшей команды отодвигается на шаг дальше. Сбитый городок другой команды передвигается на шаг ближе. После этого бросает другая команда. Смена очередности происходит четыре раза. Выигрывает команда, су­мевшая дальше отодвинуть свои городки.

Правила. 1. Сбитые городки ставят на новое место после того, как все мячи будут брошены.

2. Игроки собирают мячи после того, как будут установлены го­родки.

Педагогическое значение игры. Игра способствует совершенство­ванию навыков в метаниях, развивает точность и ловкость движений, приучает к дисциплинированности, коллективным действиям.


«Быстрый лыжник»

Количество играющих: без ограничения.

Место: ровная площадка.

Подготовка. Отмечается линия старта и в 30 м от нее линия финиша. Играющие находятся на линии старта, стоя на одной лыже (без палок).

Описание игры. По команде руководителя играющие, отталкиваясь одной ногой, передвигаются на лыже к линии финиша. Побеждает игрок, первым пересекший линию финиша.

Правила. 1. Передвижение начинают только по сигналу.

2. Игрок, потерявший лыжу, должен прикрепить ее на том месте, где потерял.

Педагогическое значение игры. Она помогает совершенствовать умение сохранять равновесие при скольжении на одной лыже, спо­собствует развитию быстроты и ловкости.

«За мячом противника»

(выиграть время дальним броском)

Количество играющих: 20—30 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. Играющих распределяют на две команды с равным составом. Команды выстраиваются в колонны за линией старта. На­правляющим дают по мячу.

Описание игры. По сигналу руководителя первые номера бросают мяч как можно дальше в поле и устремляются за мячом соперника. Овладев им, они бегом возвращаются обратно. Игрок, первым заняв­ший свое место, получает очко.

После этого мяч передают второму игроку, а прибежавшие уходят в конец колонны. По сигналу игру продолжает следующая пара. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила. 1. После броска нельзя повторно касаться своего мяча, мешать сопернику.

2. Овладевший мячом не имеет права передавать его, а должен сам вернуться на место с мячом в руках.

Методические указания. Необходимо тщательно выбирать пло­щадку, чтобы условия игры были абсолютно равными. Можно начис­лять дополнительные очки за технику выполнения.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенствова­нию навыков в беге, метаниях, развивает силу, быстроту, настойчи­вость и коллективность действий.

«Пятнашки с выручкой»

Количество играющих: 10—20 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. Из числа играющих выбирают одного водящего, осталь­ные свободно располагаются по площадке. Водящий поднимает руку и говорит: «Я — пятна».

Описание игры. По команде руководителя играющие разбегаются, а водящий пытается догнать и коснуться рукой одного из них. Тогда этот игрок становится водящим, поднимает руку, и игра продолжается,


 




Убегающего игрока могут выручить его товарищи, если пересекут ему путь. В таком случае водящий должен преследовать уже игрока, пришедшего на выручку.

Другой способ выручки — подать руку. Убегающий просит кого-нибудь: «Дай руку», затем берет его за руку. В этом положении играю­щие могут находиться не более 3—4 сек.

Можно также начертить на площадке «дом», где водящий не имеет права ловить играющих. В качестве «дома» можно использовать какие-либо предметы или гимнастический инвентарь. Вскочив на него, убе­гающий спасается от преследования водящего.

Правила. 1. Водящий может ловить только после того, как подни­мает руку и скажет: «Я — водящий».

2. Ловить сразу же того, кто только что был водящим, нельзя. 3. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным.

Методические указания. Для игры следует выбирать площадку, где имеется достаточно места для увертывания от водящего и передви­гаться можно не опасаясь столкновения с играющими. Чтобы интерес ребят к игре не ослабевал, следует чаще менять водящих и вводить новые варианты.

Педагогическое значение игры. Игра исключительно ценна и в то же время широкодоступна. В ней совершенствуются навыки в беге в усложненных условиях (с постоянным изменением направления и скорости в сложных условиях ориентировки). Это помогает воспита- • нию ловкости, быстроты, смелости, взаимовыручки.

«Охотники и утки»

Количество играющих: 20—40 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. В центре чертят возможно больший круг. Играющих делят на две команды — «охотников» и «уток». «Охотники» встают за чертой круга и получают мяч (волейбольный или баскетбольный). «Утки» располагаются внутри круга («озера»).

Описание игры. По команде руководителя «охотники», не заходя в круг, стараются попасть мячом в «уток». Те увертываются, перебе­гая внутри круга в более безопасное место. «Утка» выходит из игры, как только в нее попали мячом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «выбиты» все «утки». После этого играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени или в уста­новленное время «выбьет» больше игроков другой команды.

Правила. 1. «Охотники» не имеют права заступать внутрь круга, иначе бросок не засчитывается.

2. «Утки» не имеют права покидать круг; нарушивший это правило выбывает из игры.

3. Попадание засчитывается, если мяч коснулся любой части тела, кроме головы, и не отскочил от пола или от другого партнера.

4. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры до смены команд.
Методические указания. Необходимо добиваться коллективности

действий играющих,, используя больше передач мяча между партне-


рами. В отдельных случаях бывает целесообразно принять участие в игре самому руководителю.

Педагогическое значение игры. Ее используют для обучения пере­дачам мяча в нападении, закрепления навыков ловли мяча и способов передачи. Она помогает совершенствовать быстроту ориентировки, быстроту реакции, сообразительность, ловкость, точность движений, развивать коллективизм, умение правильно выбирать место в напа­дении и защите. Все эти качества и умения в равной степени важны и необходимы для любой командной игры, в которой играющие ведут борьбу за мяч.

«Волк во рву»

Количество играющих: 20—40 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. В центре площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 60—80 см друг от друга. На противоположных сторонах зала отмечают линиями два «дома». Выбирают одного-двух водящих — это «волки», которые занимают место во «рву». Остальные играющие — «козы» — располагаются за линией одного из «домов».

Описание игры. По сигналу «козы» перебегают в другой «дом», пе­репрыгивая на ходу через «ров». «Волки» стараются запятнать прыга­ющих. Пойманные отходят в сторону. После этого маневр повторяют. Выигрывают те, кто не будет ни разу пойман.

Правила. 1. Перебежки разрешаются только по сигналу.

2. Нельзя наступать на «ров».

3. «Волки» не имеют права выбегать из «рва».

4. Задержавшиеся перед «рвом» должны по команде руководителя обязательно перепрыгнуть его, иначе они считаются пойманными.

Методические указания. При большом количестве играющих пе­ребежки проводятся несколькими группами. Расстояние между линия­ми и количество «волков» во «рву» может быть увеличено.

Варианты:

1. Прыжки через «ров» с места (толчком одной и двумя ногами).

2. Запятнанные продолжают играть после того, как руководитель одсчитает очки.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенствова-ию навыков в беге и прыжках в длину, развивает ориентировку, со-бразительность, смелость.

«День и ночь»

Количество играющих: 20—30 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. В середине площадки намечают две параллель-ые линии. Играющих делят на две команды, которые располагаются доль линии напротив друг друга. Сзади них, в 2—3 м от стены, чер-ят линии «домов».

Одна команда — «день», другая — «ночь».

Описание игры. Руководитель выкликает одну из команд. Назван­ная команда ловит игроков другой команды, которые, повернувшись,


 




убегают в свой «дом». После подсчета запятнанных игроков команды возвращаются на свои места, и игра повторяется. Выигрывает команда, имеющая большее количество пойманных игроков.

Правила. 1. Начинать бег можно только по команде.

2. Ловить убегающих можно только до черты «дома».

3. Нельзя убегать от преследующих, изменяя направление бега. Методические указания. Вызов команды должен быть для нее

неожиданным. К судейству рекомендуется привлекать помощников. Варианты:

1. Использование различных исходных положений для играющих.

2. Выполнение различных заданий-упражнений.
Педагогическое значение игры. В процессе этой игры совершен­
ствуется быстрота реакции на слуховые сигналы.

«Караси и щука»

Количество играющих: 30—40 человек.

Место: площадка, зал.

Подготовка. На противоположных сторонах площадки проводят две линии — это «дом карасей». Водящий — «щука» —■ встает в сере­дине площадки, остальные играющие — «караси» — располагаются в одном из «домов».

Описание игры. По команде руководители «караси» начинают пере­бегать в противоположный «дом». «Щука» пытается поймать их. За­пятнанные отходят в сторону, а затем, когда их будет 5—6 человек, берутся за руки, изображая сеть. «Щука» встает сзади «сети». Теперь при перебежке «караси» обязаны пробегать через сеть. Пойманные поз­же образуют круг — «корзину», а затем «вершу» — две шеренги лицом друг к другу. Побеждает гот, кто будет пойман последним.

Правила. 1. Перебегать разрешается только по команде.

2. «Караси» обязаны пробегать через все «сети» рыбаков.

3. Игроки, образующие «сеть», не должны мешать пробегающим карасям.

4. Щука не может забегать в «сеть» (играющие могут поймать ее).

Методические указания. При большом количестве играющих мож­но использовать двух водящих. Участников следует побуждать к ак­тивным, решительным действиям.

Педагогическое значение игры. Она содействует воспитанию быст­роты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективизма.

«Класс, смирно!»

Количество играющих: 30—40 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. Построение играющих в одну шеренгу

Описание игры. Руководитель подает различные команды, которые нужно выполнять, если перед ней будет сказано слово «класс». Оши­бающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. В конце игры отмечают самых невнимательных.

Правила. 1. Игрок, не выполнивший команду с предварительным обращением, делает шаг вперед.


2. Шаг вперед делает и тот, кто выполнит команду без предвари­тельного слова.

Методические указания. Обязательно делать паузу между следую­
щими друг за другом командами. Игру не обязательно проводить стоя
на месте. \

Педагогическое значение игры. Она помогает усвоить строевые команды и перестроения, воспитывает внимание и быстроту реакции.

«Пустое место»

Количество играющих: 20—30 человек.

Место и инвентарь: площадка, лыжи, свисток.

Подготовка. Играющие образуют круг, располагаясь в колонну по одному. Водящий со свистком встает за кругом.

Описание игры. По сигналу играющие начинают движение на лыжах по кругу; водящий передвигается в 2—3 м от круга. Затем, дав свисток, по которому все останавливаются, водящий палкой касается лыж од­ного из играющих. После этого водящий разворачивается в обратном направлении и, передвигаясь любым лыжным ходом, старается первым занять освободившееся место. Вместе с ним, но в первоначальном на­правлении движения всего круга бежит запятнанный игрок. Игрок, не успевший вернуться на место, становится водящим.

Правила. 1. Бегущие по кругу игроки уступают водящему лыжню, ближайшую к кругу.

2. Ни один игрок не имеет права двигаться через круг.

3. Если водящий нарушил правила, игру начинают сначала; если же правила нарушает запятнанный, то он становится водящим.

Методические указания. Площадка для игры должна быть ровной. Предварительно следует проложить две лыжни. Расстояние между играющими — 3 м. Способ передвижения следует определить пред­варительно. Играющие должны правильно выполнять его.

Педагогическое значение игры. Она содействует овладению навыка­ми техники бега на лыжах, воспитывает быстроту реакции, ориенти­ровку, выносливость.

Игры для учащихся 4 — 8-х классов

«Борьба в квадратах»

Количество играющих: 20—30 человек.

Место: зал, площадка.

Подготовка. В середине зала чертят три квадрата, один размером 10X 10 м, два других — 5x5 м. Играющие встают в первый квадрат.

Описание игры. По сигналу играющие начинают борьбу: каждый стремится остаться в первом квадрате. Оказавшийся за линиями пе­реходит в следующий квадрат. Через определенное время по сигналу руководителя борьбу прекращают. Выбывшие переходят в следующий квадрат и там готовятся к продолжению борьбы. Выигрывают те, кто сумеет остаться в первом квадрате.


 




 


Правила. 1. Борьбу разрешается вести с захватом соперника толь­ко за руки и туловище.

2. Нельзя нападать на игрока сзади.

3. Выбывшим считается тот, кто двумя ногами окажется за огра­ничивающими линиями.

Методические указания. Игра рекомендуется только для мальчиков. Время борьбы нужно строго дозировать — не более минуты, после чего следует перерыв на объяснения и переходы. В каждом квадрате должен быть свой судья. Необходимо следить, чтобы борьба велась честно, не было нападений сзади и вдвоем на одного.

Вариант: игра проводится с поочередным вызовом в квадрат одной-двух пар; за победу в паре команда получает очко.

Педагогическое значение игры. В процессе игры совершенствуются навыки единоборства, развивается сила, ловкость, быстрота реакции и ориентировки, воспитывается упорство, решительность, смелость, коллективизм.

«Пятнашки маршем»

Количество играющих: 20—30 человек.

Место: площадка, зал.

Подготовка. Играющих делят на две команды и располагают за своей линией старта в конце площадки.

Описание игры. По команде руководителя одна из команд проходит в шеренге через всю площадку, к линии старта соперника. Не доходя до нее 3—5 м, по неожиданному сигналу руководителя марширующая команда поворачивается и убегает за свою линию. Игроки другой ко­манды ловят убегающих. Запятнанные остаются на том месте, где их запятнали. Догонявшей команде за каждого пойманного начисляется одно очко. После подсчета очков играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Правила. 1. Нельзя останавливаться до команды.

2. Нельзя переходить через линию до сигнала.

3. Ловить убегающих можно только до линии старта.

4. Игрок, выбежавший за пределы площадки, считается пойманным.

Методические указания. Необходимо, чтобы играющие четко мар­шировали (под счет) и соблюдали равнение. Если поле для игры узкое, то ребят можно расположить в две шеренги.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенствова­нию навыков в беге с изменением направления, развивает быстроту реакции и ориентировки, воспитывает такие качества, как смелость и решительность.

Игра может проводиться на лыжах и в воде.

«Борьба за вымпел»

Количество играющих: класс, пионерский отряд. Место: редкий лес, заросший кустарником.

Подготовка. Класс разбивают на две равные команды. Каждая имеет свои знаки отличия. Площадка для игры делится примерно на


две равные половины. Обе команды на своих участках устанавливают по вымпелу, чтобы он был виден на расстоянии 20—30 м. В каждой команде играющие делятся на разведчиков и охраняющих.

Описание игры. Игра начинается по общему сигналу. Разведчики, действуя в одиночку, стремятся проникнуть на половину соперника, захватить вымпел и перенести его на свою территорию. Охраняющие действуют в парах. Их задача — обнаружить разведчиков соперника и сомкнуть вокруг него руки, после чего тот выходит из игры. Побеж­дает команда, первой захватившая вымпел или сумевшая поймать больше разведчиков.

Правила. 1. Разведчики не имеют права вырываться, разрывать руки охраняющих.

2. Пойманный разведчик выбывает из игры и занимает место «в плену» — рядом с руководителем игры.

Методические указания. Местность для игры лучше выбирать с есте­ственным рубежом, разделяющим территорию пополам. Причем лес не должен быть слишком густым. У руководителя игры должны быть компетентные помощники, которые помогают ему в спорных момен­тах.

Педагогическое значение игры. Она способствует приобретению навыков маскировки, скрытного передвижения на местности, совер­шенствует наблюдательность, развивает смелость, решительность, коллективизм. Используют ее при подготовке к участию в игре «Зар­ница».

«Невод» («Рыбаки и рыбки»)

Количество играющих: 20—30 человек.

Место: неглубокий водоем.

Подготовка. Играющих делят на две группы — «рыбаков» и «ры­бок». «Рыбаки» берутся за руки и входят в воду, образуя «невод». «Рыбки» свободно перемещаются в водоеме.

Описание игры. По сигналу руководителя «рыбаки» стараются пой­мать как можно больше «рыбок», для чего стараются окружить их цепью и сомкнуть ее. Пока круг не сомкнулся, «рыбки» могут проскаль­зывать через сеть под водой. По истечении условленного времени иг­рающие меняются ролями. Игра повторяется и продолжается столько' же времени, сколько и в первый раз. Выигрывают те, кто сумеет пой­мать больше «рыбок».

Правила. 1. «Рыбкам» не разрешается переплывать под руками.

2. Пойманной считается «рыбка», оказавшаяся в сомкнутом «не­воде».

Методические указания. Для игры нужно выбирать место с пологим и чистым дном. Если она проводится на широкой реке, то на опреде­ленном расстоянии от берега нужно расставить поплавки, заходить за которые играющим запрещается.

Педагогическое значение игры. Она способствует совершенствова­нию навыков в плавании и нырянии, развивает ориентировку, сме­лость и сообразительность.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.