КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояния АТО
Общая оценка экономического и финансового
Оценка состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объём перевозок, тыс. т.; общий грузооборот, тыс. т. км; общий пробег, тыс. км; число отработанных авточасов; среднесписочное число авточасов в хозяйстве; число отработанных чаловеко-часов. Необходимо отметить, что приведённые показатели по возможности должны быть конкретизированы и, в зависимости от специализации транспортного предприятия, дополнены. Так, например, для предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки, целесообразно проанализировать общий пассажирооборот, долю пассажирского транспорта в общем транспортном парке, среднюю вместимость транспортных средств и др. Финансовое состояние АТО оценивается по общим направлениям (состав, структура и динамика имущества и источников его формирования; финансовая устойчивость; ликвидность и платёжеспособность; деловая активность). Но так как в составе имущества АТО преобладают внеоборотные активы (около 80%), то общие нормы финансовых коэффициентов, характерные для промышленных предприятий, в данном случае применяться не могут. 10.3. Анализ выполнения плана и динамики объёма перевозок Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров – основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объёмов перевозок. Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются: Ø общая оценка выполнения плана перевозок и изменений в натуральных, стоимостных и относительных измерителях; Ø по перевозке грузов – определение степени удовлетворения потребностей клиентуры по номенклатуре перевозимых грузов и срокам их доставки; Ø по перевозке пассажиров – изучение количества и качества перевозок по видам, маршрутам и регулярности; Ø оценка изменения технико-эксплуатационных показателей и выявление причин, воздействующих на характеристики транспортного процесса; Ø изучение силы и направленности влияния отдельных факторов на выполнение объёмных показателей; Ø исследование потерь и выявление резервов роста объёмов перевозок; Ø оперативный контроль за перевозочным процессом, расчёт динамики и ритмичности перевозок; Ø разработка комплекса организационно-технических мероприятий по повышению конкурентоспособности АТО на рынке автотранспортных услуг, их количества и качества. Таким образом, общие направления анализа выполнения плана перевозок таковы: 1) при перевозке грузов – оценка выполнения заданного объёма перевозок как в целом, так и по договорной клиентуре и срокам автомобильных перевозок; · при перевозке пассажиров автобусами – оценка выполнения плана по количеству перевезённых пассажиров и выполненных пассажиро-километров в целом по АТП и видам перевозок (городские, пригородные, междугородные, международные); · при перевозке пассажиров автомобилями-такси – оценка выполнения плана по количеству выполненных платных километров пробега. 2) оценка влияния отдельных факторов на выполнение заданного объёма перевозок 3) изучение потерь и резервов роста объёма перевозок; 4) разработка организационно-технических мероприятий по использованию резервов и устранению потерь. При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по объёму перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов (табл. 69): Таблица 69 Выполнение объёма перевозок и грузооборота за год
Кроме того, нужно сопоставить объёмы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объёма перевозок и грузооборота. Закономерным является непрерывное увеличение транспортной работы. Однако снижение темпов роста показателей не всегда свидетельствует об ухудшении работы организации, а может явиться следствием изменения числа автомобилей, структуры автомобильного парка, расстояния перевозок и некоторых других причин. Наряду с изучение динамики объёма перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года (например, по состоянию на сентябрь). Сведения представлены в табл. 70.
Таблица 70 Выполнение плана перевозок
Далее следует проанализировать выполнение заданных объёмов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. Необходимые сведения лучше представлять в табличной форме (прил. 15). В тех случаях, когда в целом план объёма перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объём перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объём, не предусмотренный заданием. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объёмов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчёты позволяют выявить структурные сдвиги – изменения соотношений отдельных частей в общем объёме данной совокупности. Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы. С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава. Они являются как бы первичными характеристиками транспортного процесса и включают следующие показатели: ■ коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию; ■ грузоподъёмность подвижного состава; ■ коэффициенты статического и динамического использования грузоподъёмности; ■ средний пробег с грузом за ездку и среднее расстояние перевозки; ■ коэффициент использования пробега; ■ продолжительность работы автомобиля в наряде и простоя при погрузочно-разгрузочных работах; ■ средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения. Способы расчёта данных показателей представлены в прил.16. Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число ездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объём перевозок и грузооборот (транспортная работа). После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа. Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах и платных километрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования. Объём грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно: Qгод, где Асп – среднесписочное количество автомобилей по отчёту; Qгод – выработка одного списочного автомобиля в год. Эта модель может быть дальше уточнена следующим образом: , где α В – коэффициент выпуска автомобиля на линию; Dк – календарные дни; Тн – время в наряде, часов; Qч – выработка одного списочного автомобиля в час. Часовая выработка одного автомобиля зависит от среднетехнической скорости (VT), коэффициента использования пробега (β), грузоподъёмности по отчёту (q), коэффициента статического использования грузоподъёмности (γc), среднего пробега с грузом за ездку по отчёту (ler), времени простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку (lп-р). Таким образом, общий для всего парка автомобилей объём грузовых перевозок определяется следующим образом: . Анализа выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов. Первоначально проводят сравнение общих базисных итогов и отчётных данных о числе перевезённых пассажиров и пассажирообороте, оценивая влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты организации (табл. 71). Таблица 71 Выполнение плана перевозок пассажиров автобусами на отдельных маршрутах и в целом по предприятию
Далее проводят анализ соответствия маршрутному расписанию автобусов (табл.72): Таблица 72 Выполнение запланированных рейсов
После этого оценивают уровни показателей, характеризующих использование автобусов, и результаты перевозочного обслуживания, а затем определяют степень их влияния на пассажирооборот (Рп) в соответствии со следующей факторной моделью: , где Асп – среднесписочное количество автобусов; α В – коэффициент выпуска автобусов на линию; Dк – календарные дни за анализируемый период; Тн – время в наряде, часов; VЭ – эксплуатационная скорость; Β – коэффициент использования пробега; q – вместимость автобуса, число пассажиров; γв – коэффициент использования вместимости. Анализ работы маршрутных такси проводится аналогично анализу работы автобусов, т. е. сначала изучают результаты выполнения плана по платному пробегу (Lпл) для каждого маршрута такси, а затем уровень показателей, характеризующих использование автомобилей. Влияние показателей на выполнение плана по платному пробегу определяют методами факторного анализа в соответствии со следующей моделью: , где Ат – среднесписочное число автомобилей-такси. Для автомобилей-такси важное значение имеет рост коэффициента использования пробега как одного из основных факторов, способствующих увеличению платного пробега и доходов. Поэтому при анализе нужно выяснить, что предпринималось в АТО для повышения этого показателя: изучался ли спрос населения на поездки в автомобилях-такси на обслуживаемой территории по сезонам года, дням недели и временам суток; проводился ли анализ правильности размещения стоянок автомобилей-такси, рациональности их выпуска на линию в соответствии со спросом населения и эффективности работы диспетчерского аппарата. Соблюдение планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии способствует выполнению плана, поэтому должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю. Один из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчётных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации. При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности. Анализ выполнения перевозок обязательно должен включать в себя анализ их качества. Постоянное повышение качества транспортного обслуживания вместе с ростом объёмов перевозок положительно сказывается на конкурентоспособности АТО на рынке транспортных услуг. Говоря о качестве перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо обращать внимание на выполнение договорных обязательств; полноту перевозок (по объёму, времени, номенклатуре, клиентуре); сохранность количества и качества перевозимых грузов; своевременность транспортного процесса, начала и окончания перевозок; экономичность перевозок и экспедиционных у слуг; информационное и технологическое удобство пользования перевозками; безвредность (безопасность, экологическую чистоту, бесшумность, отсутствие повреждающего эффекта на дорожное покрытие). Пассажирские перевозки в зависимости от назначения должны обладать следующими свойствами: надёжность транспортного обслуживания, которая характеризуется движением строго по расписанию (точность, частота, регулярность); комфортность, удобство подхода и удобство поездки, безопасность перевозки, скорость и приемлемая стоимость поездки. Выбор анализируемых свойств может проводиться по результатам опроса независимых экспертов и заинтересованных лиц, а выявленные свойства должны соответствовать интересам стратегического и текущего развития АТО. Качество перевозок следует анализировать по отдельным ездкам, водителям, дням, маршрутам, обслуживаемой клиентуре и т. д. По итогам анализа должны быть разработаны мероприятия, позволяющие освоить выявленные резервы увеличения объёмов перевозок.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |