Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персоналом




УПРАВЛЕНИЕ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Харьков

ХНАГХ

201 2

 
 

УДК 331 (075)

ББК 65.291.6-21я73-6

М48

Рецензенты:

Манойленко Александр Владимирович – заведующийкафедрой экономического анализа и учета Национального технического университета «Харьковский политехнический институт», доктор экономических наук, профессор;

Кондратенко Наталья Олеговна – профессор кафедры менеджмента и маркетинга в городском хозяйстве и строительстве Харьковской национальной академии городского хозяйства, доктор экономических наук

Печатается по решению Ученого совета ХНАГХ

(протокол №7 от 30.03.12)

  М48 Мельман В. А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Мельман; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Х.: ХНАГХ, 2012. – 162 с.
    В учебном пособии представлены основы управления персоналом с учетом достижений современной науки. Рассматриваются теоретические и практические аспекты управления персоналом как социальной системы, особенности мотивации профессиональной деятельности, кадровой политики и кадрового планирования в организации, представлены психодиагностические тестовые методики для определения личностных и профессиональных качеств персонала, управленческого потенциала, мотивации профессиональной деятельности и многое другое Данное пособие рекомендуется для изучения дисциплины «Управление персоналом» студентами специальности «Менеджмент и администрирование», а также для повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов ЖКХ и специалистов предприятий. УДК 331 (075) ББК 65.291.6-21я73-6

 

 

 

© В. А. Мельман, 2012

© ХНАГХ, 2012

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….  
ЧАСТЬ I. КОНСПЕКТИВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ …………………...  
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ ………………………………………………………………….  
  1.1 Роль и значение управления персоналом как науки …..…………...........................  
  1.2 Человек как субъект управления персоналом..……………………..........................  
  1.3 Личность и основные теории межличностного взаимодействия ………………….  
  1.3.1 Теория бихевиоризма и теория обмена ………………………………………..  
  1.3.2 Теория символического интеракционизма …………………………………….  
  1.3.3 Психоаналитическая теория ……………………………………………………  
  1.3.4 Теория трансактного анализа …………………………………………………..  
  1.3.5. Теория аттракции ……………………………………………………………….  
  1.3.6 Когнитивный подход…………………………………………………………….  
  1.3.7 Теория конфликтов ……………………………………………………………..  
  1.4 Основные элементы управления персоналом ………………………………………  
  1.5 Этапы исторического развития управления персоналом ………………………….  
  1.6 Нормативная база управления персоналом ………………………………………...  
  Самостоятельная работа к главе 1 ………………………………………………………  
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА …………  
  2.1 Социальные системы и организации …………………………………......................  
  2.2 Категории и квалификация персонала ………………………………………………  
  2.3 Разновидности социальных групп …………………………………………………...  
  2.4 Поведение людей в группах ………………………………………………………….  
  2.5 Разновидности коллективов, их структура и динамика ……………………………  
  2.6 Сплоченность коллектива. Организационная культура ……………………………  
  Самостоятельная работа к главе 2 ……………………………………………………….  
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА..  
  3.1 Основные понятия мотивации ……………………………………….........................  
  3.2 Виды мотивации персонала ………………………………………….........................  
  3.3 Содержательные теории мотивации ………………………………………………...  
  3.3.1 Теория иерархии потребностей по А. Маслоу ………………………………..  
  3.3.2 Теория ERG Клейтона Альдерфера ……………………………………………  
  3.3.3 Теория Дэвида Макклелланда …………………………………………………  
  3.3.4 Двухфакторная теория Ф. Герцберга …………………………………………..  
  3.4 Процессуальные теории мотивации ………………………………………………...  
  3.4.1 Теория ожидания В. Врума ……………………………………………………..  
  3.4.2 Теория справедливости Д. С. Адамса ………………………………………….  
  3.4.3 Теория Л. Портера – Э. Лоулера ……………………………………………….  
  3.5 Практические аспекты построения системы мотивации персонала ………………  
  Самостоятельная работа к главе 3 ……………………………………………………….  
ГЛАВА 4. КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ........................  
  4.1 Основные определения конфликта ………………………………………………….  
  4.2 Подходы, типология и причины конфликтов ……………………………………….  
  4.3 Технологии разрешения конфликтов ………………………………………………..  
  4.4 Функции конфликтов …………………………………………………………………  
Самостоятельная работа к главе 4 …………………………………………………………...  
ГЛАВА 5. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………………………  
  5.1 Понятия, значение, типы и задачи кадровой политики.………………...…………..  
  5.2 Стратегические направления управления персоналом …..………………………….  
  5.3 Разработка и реализация кадровой политики ………………………………………..  
  5.4 Тематика традиционных семинаров по управлению персоналом ………………….  
  Самостоятельная работа к главе 5 ……………………………………….........................  
ГЛАВА 6. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ………………………….  
  6.1 Основные понятия, цели и задачи кадрового планирования ……………………….  
  6.2 Этапы кадрового планирования ………………………………………………………  
  6.3 Факторы потребности предприятия в персонале ……………………………………  
  Самостоятельная работа к главе 6 ………………………………………………………..  
ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА ………………………  
  7.1 Понятия подбора и отбора персонала………………………………………………...  
  7.2 Отбор кадров и источники привлечения персонала ………………………………...  
  7.3 Технологии отбора кадров ……………………………………………………………  
  7.3.1 Заявление…………………………………………..………………………….......  
  7.3.2 Биографическая анкета…………………………………………………………...  
  7.3.3 Характеристика…………………………………………………………………...  
  7.3.4 Резюме…………………………………………………………………………….  
  7.4 Тестирование при отборе персонала………………………………………………….  
  7.5 Собеседование при отборе персонала ………………………………………………..  
  7.6 Заключение трудового договора ………………………….………………………….  
  7.7 Профессиональная адаптация персонала ………………………….…………………  
  Самостоятельная работа к главе 7 ………………………………………..........................  
ГЛАВА 8. ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ……………..  
  8.1 Основные положения оценки персонала …………………………………………….  
  8.2 Деловая оценка персонала …………………………………………………………….  
  8.3 Методы и процедуры оценки персонала ……………………………………………..  
  8.4 Нетрадиционные (нестандартные) подходы к оценке персонала ………..…….......  
  8.5 Аттестация персонала. Методы проведения аттестации ……………………………  
  Самостоятельная работа к главе 8 ………………………………………………………..  
ГЛАВА 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА………..  
  9.1 Структура целей и задач развития персонала ……………………………………….  
  9.2 Система обучения персонала …………………………………………………………  
  9.3 Методы обучения и развития персонала ……………………………………………..  
  9.4 Эффективность программ обучения и развития персонала ………...........................  
  Самостоятельная работа к главе 9 ………………………………………………………..  
ГЛАВА 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕРСОНАЛА …….………………….  
  10.1 Влияние среды на психическое здоровье персонала ……………............................  
  10.2 Понятие и структура психического здоровья персонала ………………………….  
  10.3Синдром профессионального выгорания ……………………………………………  
  Самостоятельная работа к главе 10 ………………………………………………………  
ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………..……………………...  
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ …..…………………….  
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕРСОНАЛА ………………………………………  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….………………………..  
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ……………………………………………………………….  
       


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Управление персоналом» является важным для специалистов в области менеджмента и управления проектами. Изучение данного курса позволит получить знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для определения кадровой политики организации, построения комплексной системы мотивации, организации подбора и отбора кадров, системы обучения персонала и т.п.

Все более важным критерием экономического и социального развития организаций становится понимание человеческих ресурсов с позиции их ценности. Практика зарубежных и отечественных организаций за последние годы свидетель-ствует о стратегическом повороте управленческих подходов большинства успеш-ных компаний в сторону усиления внимания к личностной профессионально-культурной деятельности, что требует комплексного освоения курса «Управления персоналом», в создании и развитии которого учувствуют различные обществен-ные науки – экономика, право, социальная психология, социология и т.п.

Цель курса формирование комплекса теоретических знаний и практических навыков формирования и реализации кадровой политики в современных организа-циях, рациональному отбору, оценке, мотивации и направлениям развития персона-ла, а также целенаправленного использования человеческих ресурсов в организации.

Предмет особенности и общие закономерности формирования, функцио-нирования и развития персонала организации.

Задачами изучения курса является теоретическая и практическая подготовка по следующим вопросам:

– формирование эффективной системы управления персоналом организации;

– обоснование концептуальных положений и методологических принципов управление персоналом;

– формирование и анализ состояния кадровой политики организации;

– проектирование системы управления персоналом и нормативной численности сотрудников кадровой службы персонала;

– управление социальным развитием трудового коллектива;

– формирование успешной команды как социального образования;

– применение современных методов планирования и прогнозирования потреб-ности в персонале;

– организация подбора и отбора персонала;

– обучение, повышение квалификации и переквалификации сотрудников на этапе развития персонала;

– управление деловой карьерой руководителей с целью их развития;

– аттестация сотрудников и использование результатов в системе мотивации персонала;

– оценка эффективности и результативности системы управления персоналом и т.п.

В первой части учебного пособия содержатся конспективные теоретические материалы курса «Управление персоналом», во второй – практические материалы: психодиагностические методики для изучения личностных и профессиональных качеств персонала и тестовые задания для самостоятельной работы. Каждая глава учебного пособия включает в себя список литературных источников, контрольные вопросы и ссылки на практические материалы.

При подготовке настоящего учебного пособия использованы материалы современных научных, учебно-методических и учебных пособий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.