КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как субъект управления персоналом
Для эффективного управления людьми, необходимо понимать, какие движу-щие силы влияют на их трудовое поведение, что означает учет следующих индивидуальных особенностей людей: – индивидуальные различия: способности людей, интеллект, личные качества, образование, культура, пол, национальность, инвалидность; – установки – причины и проявления; – воздействие на поведение – личности и установки; – теория атрибуции – особенности составления мнения о людях; – ориентация – подходы к труду; – роли – те роли, которые играют люди, выполняя свои должностные обязанности. Важными являются индивидуальные, профессиональные различия, заключающиеся в следующем: – компетентность – способности и навыки; – концептуальная база – особенности восприятия окружающих; – ожидания – ожидания от собственного поведения и поведения других; – ценности – ценности, важные для людей; – планы саморазвития – цели и планы, составляемые для их достижения. Данные различия зависят от переменных среды, которыми могут быть: вид работы, культура, климат и стиль руководства и т.п. Способности –это качества, которые позволяют выполнять определенные действия. Над всеми способностями доминирует интеллект.Понятие интеллекта определяется следующим образом: – способность решать проблемы, применять принципы, делать выводы и понимать соотношения; – способность абстрактно мыслить и логически рассуждать в определенном контексте с помощью определенных средств; – способность обрабатывать информацию; – способности, измеряемые различными тестами на интеллект (тест Гилфорда, Равена и т.п). Характер человека заключает в себе все, что касается его поведения и способов организации взаимодействия с окружающей средой. Характер можно описать в терминах черт характера, акцентуации и типов. Концепция черт характера – предрасположенность человека вести себя определенным образом во множестве ситуаций. Можно выделить основные черты характера: – невротическое состояние – беспокойство, депрессия, враждебность, застенчи-вость, импульсивность, ранимость; – экстраверсия – теплота, общительность, уверенность в себе, активность, положительные эмоции; – открытость – чувства, действия, представления, ценности; – приятность (в обхождении) – доверие, прямота, альтруизм, уступчивость; – добросовестность – компетентность, порядок, ответственность, стремление к достижениям, самодисциплина, осторожность. Для оценки черт характера используется тест Кеттела 16 PF. Классическая модель Кеттела предполагает, что поведение, обусловленное определенной чертой характера, проявляется независимо от ситуации и людей, с которыми взаимо-действует индивидуум. Концепция типов характера – выделяет набор типов характера, с каждым из которых возможно соотнести характер определенного человека. На основании данной типологии строятся тесты по определению характера. Одна из самых известных и широко используемых теорий типов – теория К. Юнга. Он выделяет четыре основных противопоставления: – отношение к другим людям: экстраверсия или интроверсия; – получение информации: ощущения (на основе фактов, которые можно про-верить) или интуиция (сбор информации с использованием проницательности); – использование информации: размышления (логический анализ как основа принятия решений) или чувства (внутренние ценности и убеждения); – принятие решений: осознание (сбор всей информации для принятия решения) или оценка (решение вопроса при незначительном объеме информации). Айзенк создал другую широко известную типологию. Он выделил черты характера: экстраверсия – интроверсия, невротический – психотический тип характера и классифицировал людей как устойчивых или неустойчивых, экстравертов или интровертов. Например, устойчивый интроверт – пассивный, осторожный, управляемый и вдумчивый, а устойчивый экстраверт – живой, общительный, отзывчивый и дружелюбный. Структуру жизни индивидуумаформируют три типа внешних событий: – социально-культурное окружение; – роли, которые он играет, и отношения, которые он поддерживает; – благоприятные возможности и ограничения, которые способствовали или препятствовали развитию и выражению личности. Теория атрибуции (суждения о людях) показывает связь причин и событий, объясняет особенности восприятия людей и суждений о них в рабочей обстановке. Осуществление атрибуции заключается в восприятии и описании действий других людей, а также в определении мотивов и анализе их поведения. Келли выделил четыре категории, которые применяются для определения личностных или ситуативных причин поступка: – отличительность – поведение конкретного человека может отличаться от поведения других людей в подобных ситуациях; – единодушие – если другие люди согласны, что такое поведение вызвано некоторыми личностными качествами; – постоянство во времени – повторяются ли поступки; – постоянство способов – повторение поведения в различных ситуациях. Теория атрибуции рассматривает также, чему люди приписывают свой успех или неудачу. Теория ориентации рассматривает влияние факторов окружения на мотивацию в работе (оплата, стабильность, внутренняя удовлетворенность работой, независимость). Ролевая теория. Термин «роль» (или должностные обязанности) описывает то, как должны поступать люди при выполнении профессиональных требований. Роли задают конкретные формы поведения, необходимые для выполнения задач с учетом их особенностей. Возможен стресс или неадекватное исполнение роли в случае ее неоднозначности, несоответствия характеру человека или конфликта с другими ролями. Для предотвращения стресса следует располагать информацией о потенциальном ролевом конфликте, так как он возможен при необходимости играть две антагонистические роли.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |