Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная база управления персоналом




Этапы исторического развития управления персоналом

 

Для истории развития теории управления персоналом в новейшее время характерны следующие этапы (С. Самыгин, Л. Столяренко):

§ 1900-1920 гг. – зарождение менеджмента (Ф. Тейлор);

§ 1920-1940 гг. – выделение менеджмента, как науки (А. Файоль), ведущий принцип – четкая регламентация, распределение работ и строгая дисциплина;

§ 1940-1960 гг. – теория «человеческих отношений» (Э. Майо, А. Маслоу), менеджмент с гуманистически-психологическим уклоном (ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей);

§ 1960-1970 гг. – компьютеризация системы управления;

§ 1970-1980 гг. – ситуативный менеджмент (ведущий принцип: гибкость методов, форм управления);

§ 1980-1990 гг. – управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом;

§ 1990- наст. время – возрастающее значение знаний, повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение прав на участие персонала в принятии решений. Партнерство. Упор на индивидуальность сотрудника и обучение персонала в течение всей жизни.

 

Кодекс законов Украины о труде. Основные правовые положения и гаран-тии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими возможнос-тями к продуктивному и творческому труду определены в Кодексе законов Украины. Основная задача этого кодекса – регулировать трудовые отношения всех трудящихся, способствуя росту производительности труда, улучшению эффектив-ности общественного производства и повышению на этой основе материального и культурного уровня жизни людей, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда в первейшую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемирную охрану трудовых прав трудящихся. Согласно Кодексу каждый гражданин Украины имеет следующие права:

− право на труд, т.е. на получение работы с оплатой не ниже установленного государством заработного минимума (Декрет Кабинета Министров Украины от 31 декабря 1992 г. «Об оплате труда»);

− право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы;

− право на отдых согласно законам об ограничении рабочего дня и рабочей недели (Законы Украины от 17 ноября 1993 г. «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины в связи с введением 40-часовой рабочей недели») и о ежегодном оплачиваемом отпуске;

− право на безопасные и здоровые условия труда;

− право на объединение в профессиональные союзы и на решение коллективных трудовых конфликтов (споров) в установленном законом порядке (Закон Украины от 18 февраля 1992 г.);

− право на участие в управлении предприятием, организацией;

− на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности;

− на материальную помощь в случае безработицы;

− право на обращение в суд для решения трудовых споров, независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности.

Государство гарантирует всем трудоспособным гражданам, которые постоянно проживают на территории Украины:

− свободный выбор рода деятельности;

− бесплатное содействие государственными службами занятости в выборе под-ходящей работы и трудоустройство соответственно призвания, способностей, профессиональной подготовки, образования с учетом общественных потребностей;

− предоставление предприятиями, организациями соответственно предваритель-но поданных ими заявок работы по специальности выпускникам государствен-ных высших учебных, профессиональных учебно-воспитательных заведений;

− бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендий;

− компенсацию соответственно законодательства материальных затрат в связи с направлением на работу в иную местность;

− правовую защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и незакон-ного увольнения, а также способствование в сохранении работы (Закон Украины от 19 ноября 1993 г. «О внесении изменений относительно порядка увольнения некоторых категорий трудящихся в Кодекс законов о труде Украины»).

Нормативной базой управления персоналом являются Законы Украины: «Об отпуске», «Об оплате труда», «Об охране труда», «О занятости населения», «Об общеобязательном государственном страховании», «О коллективных договорах и соглашениях», О пенсионном обеспечении» и т.п., а также приказы, распоряжения и письма профильных министерств и ведомств» и т.п.

 

þСамостоятельная работа к главе 1

1. Дайте ответы на тестовые вопросы к главе 1, приведенные в части II «Практические материалы».

2. Пройдите психодиагностическую тестовую методику «Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (Опросник Айзенка)» (Приложение 1), проанализируйте результаты и сделайте выводы о влиянии темперамента на профессиональную деятельность.

3. Пройдите психодиагностическую тестовую методику «Опросник Шмишека (диагностики типа акцентуации личности)» (Приложение 2), проанализируйте результаты и сделайте выводы о влиянии типа акцентуации личности на профессиональную деятельность.

 

& Использованные литературные источники

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами – 8-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 832 с.

2. Кафидов В. В. Управление персоналом: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

3. Личность: теории, эксперименты, упражнения/Фрейджер Р., Фейдимен Д. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 864 с.

4. Матвєєва В., Кузнєцов В., Вітковська О., Клиженко Я., Казанова М. Кадрова документація. – 10-те вид., перероб. і доп. – Х.:Фактор, 2010. – 576 с.

5. Менеджмент персоналу: навч. посібник/В. М. Данюк, В. М. Петюх, С. О. Цимбалюк та ін.; за заг. ред. В. М. Данюка, В. М. Петюха. – К.: КНЕУ, 2004. – 398 с.

6. Основы управления персоналом: учеб. пособие/под ред. П. А. Златина. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 448 с.

7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672 с.

8. Столяренко Л. Д. Психология управления: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.

9. Теории личности/Хьелл Л., Зиглер Д. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.


ГЛАВА 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.