Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные системы и организации




УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

В менеджменте есть свой главный парадокс. Так в технических системах управляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики, электротехники, химии. Инженерам хорошо известны причинно-следственные связи и поведенческие характеристики объекта управления, тем более что откры-тые учеными закономерности подтверждены многочисленными экспериментами. Совершенно иная картина наблюдается в практике и теории менеджмента: управление социально-экономическими системами основывается не на законах экономики, а на произвольно интерпретируемых прецедентах деятельности.

Становление и развитие социальных систем порождало необходимость опре-деления и установления условий их функционирования, а также основных ресурсов, необходимых для существования. Основной связующий элемент социальной сис-темы – человек. Социальные системы, в зависимости от поставленных целей, могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Наиболее распространенные социально-экономические системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Их главная цель – получение максимальной прибыли.

Организация (как явление) – это объединение элементов для реализации программы или цели на основании определенных правил и процедур.

Социальные организации (далее – «организации») имеют ряд особенностей:

– в социальных системах реализуются потенциальные возможности и способ-ности человека;

– формирование единства интересов людей (личных, коллективных, обществен-ных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

– сложность, динамичность и высокий уровень неопределенности.

У всех социальных организаций складывается и развивается единая, отличаю-щая именно их внутреннее строение модель функционирования, которая обязатель-но структурирует организацию на управляющую и управляемую системы (рис. 2.1). Определяющий признак социальной организации – формирование и осуществление управления как целенаправленного воздействия субъекта на объект. Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и рас-положена на небольшой территории (в одной комнате, на одном этаже и т.д.). Существуют различные схемы отношений индивидов и наименования связей (линейная, кольцевая, иерархическая, штабная, матричная, смешанная и т.п.).

 

 

 
 
Обратная связь

 


Рис. 2.1 – Классическое представление модели функционирования социальной системы

 

Основной элемент социальной организации – человек. Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стан-дартизирована в виде кодексов, правил, норм. Однако формализация не в состоянии полностью охватить деятельность человека в организации.

Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений человека с другими людьми в организациях должно заранее определяться руководителем или менеджером по персоналу.

Порядок служебных отношений определяется инструкциями, уставами, по-ложением о внутреннем распорядке, установившимися порядками, контрактами, договоренностями и регламентом (рис. 2.2). Порядок неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу, симпатиями, антипатиями, общими потребностями, договоренностями традициями.

Большинство руководителей заботятся о формальной стороне отношений, нивелируя неформальные отношения. В этом плане необходимо усиливать роль профсоюзов, женских и молодежных организаций, что даст возможность наилуч-шим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для организации, так как она получает значительно больше от высокопроизводитель-ного и творческого труда работников.


 

 

 


Рис. 2.2 – Коммуникации и отношения человека в организации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.