Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и значение управления персоналом как науки




УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ

КОНСПЕКТИВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЧАСТЬ I

_______________________________________________________

ГЛАВА 1

 

 

Эффективное управление персоналом сегодня – центральная проблема любой организации. Современное деловое общество испытывает острую необходи-мость в профессионалах, умеющих ладить друг с другом, предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми и вызывать в них энтузиазм, энергию, стремление к созиданию. Искусство обращаться с людьми и руководить ими – это результат специальной профессиональной подготовки. Успех ведущих промыш-ленно развитых стран свидетельствует, что в центре концепции управления органи-зацией должен находиться человек как высшая ценность любой организации.

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, прежде всего в сфере экономических отношений.

Управление представляет собой одну из самых сложных областей человечес-кой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление персоналом как самостоятельное научное направление является относительно новым направлением. Это направление, возникшее в рамках менедж-мента, имеет междисциплинарный характер и включает в себя такие общественные науки, как экономика, право, психология, социология и т.д. В результате взаимосвязи и влияния данных направлений складываются и совершенствуются различные методы, способы и технологии управления персоналом.

Сегодня в мировой практике управления персоналом происходят кардиналь-ные изменения, которые заключаются в ориентации на гуманистические ценности, в активации творческого потенциала сотрудников, в стимулировании их участия управлении, что предполагает индивидуальный подход в управлении.

Управление персоналом представляет собой важный элемент более широкого понятия – управление человеческими ресурсами, хотя на практике оба эти понятия часто используют как синонимы.

Управление человеческими ресурсами (УЧР, или HRM – от англ. Human resources managemen t) представляет собой человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями. Цель УЧР – обеспечить использование сотрудников компании, т.е. ее человеческих ресурсов, таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений, навыков, а работники – максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда. УЧР основывается на достижениях психологии труда и использует технологии и процедуры, совокупно называемые «управление персоналом», т.е. касающиеся комплектования штата предприятия, выявления и удовлетворения потребностей работников, соблюдения практических правил и процедур, управляющих взаимоотношениями между организацией и ее работником.

Управление персоналом – совокупность направлений политики, институтов и процедур, позволяющих на практике применить принципы психологии труда. Цель УП состоит в том, чтобы не только с наибольшей эффективностью использо-вать труд работника и установить нормальные взаимоотношения между работни-ками в процессе труда, но и мотивировать работников путем предоставления такой работы, которая приносила бы им удовольствие (если это возможно), и пред-ложением финансового и других видов вознаграждения за труд.

УП можно рассматривать как часть менеджмента, которая связана с работни-ками на рабочих местах, а именно:

– с привлечением, отбором, переводом, продвижением, разделением, оценкой, подготовкой и развитием кадров;

– с мотивацией – разработкой основных должностных обязанностей, системой вознаграждения, построением системы дополнительных льгот, консульта-циями, участием работников в управлении, переговорами с работниками, соблюдением принципов справедливости;

– социальной защитой – созданием безопасных условий труда, обеспечением соблюдения законодательства.

Рассмотрим основные понятия.

Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для трудовой деятельности. Трудовые ресурсы включают в себя как всех занятых, так и незанятых, но способных трудиться.

Трудовой потенциал – имеющиеся в настоящее время и прогнозируемые в будущем трудовые возможности страны, региона или предприятия. Трудовой по-тенциал характеризуется количеством трудоспособного населения, его профессио-нально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками.

Персонал – часть кадров и внештатные работники, находящиеся в оператив-ном управлении, составляющие объект управления для персонала организации.

Кадры – люди, состоящие в штате организации и принимающие участие в ее деятельности на основе трудовых отношений.

Различие понятий «кадры» и «персонал» становится актуальным и при появлении организаций, построенных по принципу аутсорсинга.

Аутсорсинг – разновидность кооперирования, передача традиционных неключевых функций организации (бухгалтерский учет, рекламная деятельность и т.п.) внешним исполнителям – аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифициро-ванным специалистам сторонних фирм. Под аутсорсингом иногда понимают и лизинг персонала, и так называемый «аутстаффинг».

Лизинг –предоставление персонала обусловленной квалификации, а также предварительный подбор этого персонала, его специальная подготовка и обучение.

Аутстаффинг – технология менеджмента, основанная на кооперировании управленческих процессов посредством привлечения внешних организаций и управленцев со стороны, передача им ряда функций управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.