Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром профессионального выгорания




Понятие и структура психического здоровья персонала

Значение психического здоровья во многом зависит от социальных стандар-тов, а также стандартов психического здоровья, установленных в медицине.

Психическое здоровье – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реалии-зовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стресс-сами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. На рис. 10.1 приведены компоненты психического здоровья человека.

 
 

 

 


Рис. 10.1 – Структура психического здоровья

 

Психически здоровые люди отличаются уравновешенностью, гармонич-ностью, внутренней согласованностью. С точки зрения психологии, одна из серьезных угроз психическому здоровью связана с профессиональным стрессом.

Профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Стресс связан с множеством факторов, поэтому исследователи предлагают концептуальные модели стресса, одна из которых приведена на рис. 10.2.

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания – специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих профессиональных обязанностей тесно общаться с людьми.


 

 


Рис. 10.2 – Теоретическая модель для изучения стресса в организациях

 

Синдром профессионального выгорания проявляется в:

– чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

– дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

– негативном самовосприятии в профессиональном плане недостаток чувства профессионального мастерства.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания:

– личностный,

– ролевой,

– организационный.

Личностный фактор

Более подвержены данному синдрому:

– «сверхконтролируемые личности»;

– сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентирован-ные на людей, и – одновременно – неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивыми идеями;

– руководители, характеризующиеся авторитарным стилем руководства и низ-ким уровнем эмпатии.

В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация к эмоциональной отдаче в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор

– Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределен-ностью и эмоциональным выгоранием.

– Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке.

– Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор

– Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряжен-ной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации, принятие решений.

– Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткие организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

– Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания,– наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.).

 

þСамостоятельная работа к главе 10

1. Дайте ответы на тестовые вопросы к главе 10, приведенные в части II «Практические материалы».

2. Охарактеризуйте влияние среды на психическое здоровье персонала.

3. Охарактеризуйте теоретическую модель для изучения стресса в организациях.

4. Раскройте понятие «синдром профессионального выгорания», охарактеризуй-те факторы синдрома.

5. Пройдите методику «Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)», разработайте практические рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания.

 

& Использованные литературные источники

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – 8-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 832 с.

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.

3. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672 с.

5. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.